Архитектура старинных зданий Краснодара: шедевры в серой зоне
Путеводитель по прежней красоте
Пройтись по историческому центру краевой столицы, не просто любуясь, но и знакомясь с Краснодаром, можно самостоятельно – с путеводителем. И уже есть печатные издания, причем составителем стал профессиональный градостроитель и человек, навсегда влюбившийся в Краснодар – Виталий Качков. Сначала Заслуженный строитель Кубани, эксперт Общественной палаты города подготовил и выпустил путеводитель по улице Красной, а в этом, 2024 году опубликован «Краткий путеводитель «Путешествие по сохранившимся и воссозданным памятникам архитектуры в историческом центре Екатеринодара – Краснодара». Повтора с первым изданием нет: на этот раз ведется рассказ о старинных зданиях по Коммунаров, Седина, Красноармейской, Мира, Ленина, Гимназической, Октябрьской, Рашпилевской, Чапаева. Это небольшие сборники со схемами и адресами расположения исторически значимых зданий, их фото и краткими историческими данными, также приводятся основные архитектурные особенности: мы даже не знаем, на что надо обращать внимание и какие из привычных взгляду зданий на самом деле – признанные шедевры. Краснодару еще предстоит воспитать архитектурный вкус…
Автор идет с читателем по современным улицам и рассказывает о том, как город становился красивым и наполненным уникальными памятниками архитектуры: проекты краснодарских зданий были сенсациями на парижских архитектурных выставках. Пройдем часть пути вместе с автором и мы: будет много неожиданных открытий.
Из военного города – в гражданский
Начинается путешествие как раз с улицы Захарова – об этих зданиях мы уже и начали говорить. Но до самой экскурсии автор рассказывает о восстановлении памятника Екатерине II, который был демонтирован в 1920 году, и собора Александра Невского. Кстати, исторически он и был белым – только купола раньше окрашивали в зеленый, а сейчас они золотые. Это византийский архитектурный стиль - шедевр культовой архитектуры полностью восстановлен, хоть и на другом месте.
И что еще важно: пока город оставался военным, красоты здесь не было (кроме храмов).
Архитектура и величественные общественные здания, красивые особняки начали появляться только с 1867 года, когда Екатеринодар обрел статус гражданского города – это время и считается началом его уникальной архитектуры. В 1793 году он был заложен именно как войсковой, то есть первые 74 года жизни были подчинены законам воинской жизни, без излишеств: казармы, крепость, конюшни, гарнизонная жизнь. Зато потом все наверстали!Но возвращаемся к водолечебнице. Здание возвели всего за полгода в 1916 году – надо было лечить воинов, шла Первая мировая война. Жена атамана была попечительницей Кубанского отделения Общества Красного Креста – и построила и оборудовала водолечебницу самым прогрессивным на то время оборудованием.
Учреждению было присвоено ее имя.
- Фасад водолечебницы имеет оригинальную конструктивную форму с конусообразной башней, с полукруглыми и стрельчатыми сводами окон, лепными барельефами, символизирующими бальнеолечение, - рассказывает автор. Вот так – барельефы о бальнеолечении.
И рядом – здание Общины сестер милосердия из красного кирпича. Сейчас это здание детской краевой больницы №3, в его проекте - находки сразу трех талантливейших архитекторов: можно долго рассматривать, чего стоят только декоративные вставки, которые струями сбегают с фронтона.
Древнерусская, средневековая, дворцовая…
Конечно, интересен отреставрированный особняк купца Рубежанского по Коммунаров, 8, где сейчас Общественная палата города – роскошный фасад и оригинальная форма.
Здание медуниверситета – с Казанской иконой Богоматери на ажурном фасаде и витражом в форме креста, потому что строилось для Епархиального женского училища. Одно из самых красивых зданий города! Вы видели этот витраж – крест высотой почти с этаж на Меде?
Особняк Сербина на Коммунаров, 18 – с треугольной башней на крыше.
Ярко-синее с белыми колоннами здание краевой архитектуры очень сложно воспринимать как жилой дом – а ведь это шикарный особняк Тарасовых.Особняк доктора Орлова на Комсомольской, 38 – посмотрите, как раньше в нашем городе жил хороший врач.
Дом купцов Эргановых на Мира, 41 – с четырьмя чердачными аттиками с круглыми (!) окнами и… вазонами на самом верху. Дом – полная чаша? Интересно, что внутри таких необычных для крыши украшений – тогда знали про фен-шуй?Екатерининский кафедральный собор – величественный семипрестольный храм в византийском храмовом архитектурном стиле. Построен в честь спасения императора Александра III при крушении поезда. Его архитектор – талантливейший Иван Мальгерб.
В Доме культуры Центрального округа раньше жил профессор Данилюк: это его особняк. Офис ТО «Премьера» расположен в доме грека, владельца обувной фабрики Христофора Фотиади: традиционный греческий стиль.
Епархиальное управление – в доме другого грека, Никродимитруса. Во дворе снимались эпизоды фильма «Нейлон-100» - в 80-х годах.
Гранд-Отель Губкиных – с короной на башенке (угловое здание на Гимназической-Красноармейской, сейчас относится к музею Фелицына). Вы видели корону, когда подходили к "Коперу" с этой стороны?
Дом Кубанской журналистики – особняк семьи нахичеванских армян Хаспековых. Высота первого этажа – 5,4 метра, второго – 4,2.
Свято-Георгиевский храм (Седина – Северная, с синими куполами) – в классическом древнерусском стиле. А Свято-Ильинская церковь на Октябрьской построена в память об избавлении города от холеры. Кстати, Октябрьская улица раньше была Посполитакинской.
А красное здание сразу за трамвайной остановкой на Горького в сторону Красной (Октябрьская, 133) – архитектурная жемчужина в стиле шотландского зодчества. У него башенки с остроконечными шпилями. Вы их хоть раз видели? А знали, что можно увидеть?Свято-Троицкая церковь – это особенный шедевр в стиле средневекового русского зодчества.
Гарнизонные бани на Октябрьской – бывшие общественные бани грека Амадули. Вы видели раскрытые створки морских раковин на фасаде? А они есть…
Многие здания напоминают дворцовую архитектуру – например, дом Никифораки, в котором сейчас детский сад Чапаенок; здание Общественного банка, в котором приемная Президента (Карасунская, 70) – вообще в классическом дворцовом стиле. Спроектировал его тот самый известный и уважаемый в Краснодаре архитектор Мальгерб.
Кто-то раньше знал о зданиях в дворцовом стиле в Краснодаре?А Мариинское женское училище, тоже именно в классическом дворцовом? Это его проект произвел фурор в Париже. Архитектор Косякин, Октябрьская – Красина, сейчас идет реконструкция…
Ткань застройки исторического центра
Наверняка есть теории о связи архитектуры с психолого-философским настроем эпох: все же многое зависит не только от доступных материалов для строительства, а архитекторы – это проводники внутреннего состояния людей во внешнее пространство. Конечно, мы поговорили с Виталием Качковым об архитектуре, архитекторах и архитектурных памятниках города - всегда интересен взгляд профессионала:
- Виталий Анатольевич, за что вы любите архитектуру в целом и архитектуру старинного Краснодара – в частности?
- Архитектура - застывшая музыка! Это действительно так. Красивый облик зданий, благоустроенная и комфортная городская среда создают прекрасное настроение и формируют эстетическое понимание красоты окружающей нас среды! А центральная часть города имеет свое неповторимое лицо - с четкой
квартальной застройкой 3-5 этажными зданиями, построенными в различных
архитектурных стилях, но создающими многообразный облик города.
- Почему Вы выбрали именно эту профессию? Как полюбили ее? Когда увидели красоту зданий и решили, что это и есть ваша судьба?
- Все началось с самого детства. Корни интереса к архитектуре заложила моя мама, Нина Владимировна Остроглазова, которая до Великой Отечественной войны училась в Москве в архитектурном техникуме и привила мне интерес к искусству - живописи, скульптуре, архитектуре. Мы жили в центральной части города и часто гуляли по улицам, где расположены красивые исторические здания, вместе рассматривали их – это раскрывало красоту, способствовало обретению «чувства
красоты». По совету мамы я учился в детской художественной школе у В. А. Пташинского, а затем поступил на строительный факультет Краснодарского политехнического института – дед, Владимир Георгиевич Остроглазов, был инженером-строителем. Но диплом свой готовил на кафедре архитектуры, которой руководил наш знаменитый архитектор Александр Васильевич Титов (автор таких объектов, как Драматический театр, администрация Краснодарского края, гостиница «Кавказ», институт «Краснодаргражданпроект», 9-этажных жилых домов по Мира, реконструкции здания краевой филармонии и не только). После службы в армии стал работать в управлении Главного архитектора города, в то время им руководил ныне профессор Валерий Тимофеевич Головеров, которому очень благодарен за воспитание любви к градостроительству (автор проекта здания управления Госбанка РФ по Краснодарскому краю на Кондратенко).
- В чем, на Ваш взгляд, особенности архитектуры Краснодара?
- Ярко выделяются три основных этапа. Первый - конец 19-го - начало 20 века: кирпичная застройка жилых домов, особняков, гражданских объектов и церквей в таких стилях, как модерн, эклектика, «русский стиль» и не только.
Второй - социалистической период, при котором были сталинский классицизм, конструктивизм и индустриализм. И третий - архитектура 21 века, которая характеризуется, скажем так, широким набором конструктивных решений, различных форм, цветовых приемов и применения богатого набора отделочных материалов.
Особенность архитектуры города – в повышенном градусе эклектичности, которая «родилась» из непростой истории развития, тяжелого послевоенного восстановления, приоритетами экономического над эстетическим в конце 20 - начале 21 века. Даже в историческим центре мы наблюдаем по соседству со старинными особняками с колоннами и ажурной кладкой бетон и стекла, «хрущевки», хаты-«мазанки». Эти особенности очень непросто воспринимаются. Но мы любим наш город не за его идеальность – да такого и не бывает. Любить можно и за неидеальность, воспринимая боль города как свою.- Что для Вас красота в таком неидеальном Краснодаре?
- Когда красиво все вместе: и облик зданий, и улиц, бульваров, парков, скверов и благоустроенных общественных пространств. Например, идеальный по застройке участок улицы Красной от Мира до улицы Пушкина. Сохранились и здания, и композиционная целостность. Приведу любимое изречение Стендаля: «Красота – это случайно, вдруг, обнаружившаяся способность доставлять нам наслаждение»!
- Назовите три памятника архитектуры, удивительные по красоте и содержащиеся в отличном состоянии. И три тоже красивейших здания, но состояние которых пока еще плохое.
- Красивейшие и в хорошем состоянии: гостиница «Централь», позже «Кубань», затем офис Сбербанка на Красной, 58 – то самое «зеленое здание» на углу с Гимназической. Архитектор А. А. Козлов, построено в 1910 году. Особняк купцов-братьев Богарсуковых на Гимназической, 67, где сейчас располагается Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Фелицына. И здание Общества взаимного кредита на Орджоникидзе, 39, где сейчас офис Главного управления Центрального банка РФ по Краснодарскому краю. Архитекторы М. И. Рыбкин и И. Л. Калмыков, 1914 год.
Что касается великолепных памятников архитектуры, находящихся в плачевном состоянии: конечно, особняк видного Кубанского архитектора А. П. Косякина на улице Кондратенко, 10. К счастью, сейчас уже идут реставрационные работы. Еще назову «Особняк любви» на Пушкина, 61, архитектор И. В. Рымаревич-Альтманский. Это тот самый дом с башнями, историю этой несчастной любви жители Краснодара знают. И «Дом с цветком» на Комсомольской, 29 – это особняк тоже известного кубанского архитектора А. А. Козлова. Настоящие шедевры архитектуры.
- Вероятно, таких зданий по городу больше, чем три?
– К сожалению, больше. Горького, 101 (особняк опять же архитектора Коршевца) и 92, особняки по Чапаева, 111, Советской, 70 – и это не исчерпывающий список. Многие здания из-за пристроек и надстроек утратили исторический вид. Часто все портят провода и трубы инженерных коммуникаций. Необходима программа по восстановлению архитектурных исторических объектов и в целом вида старинного города – с обустройством подземных, а не наземных коммуникаций, которые искажают восприятие фасадов зданий.
- На что должны ориентироваться архитекторы 21 века, чтобы город был и современным, и в то же время сохранял свое лицо? Или это невозможно и особенным может быть лишь исторический центр? И то уже относительно…
- Облик и лицо города определяют не только красивые здания, но и их композиция, и уютные общественные пространства - в этом и есть смысл формирования комфортной городской среды для его жителей и гостей. Большое значение имеет комплексность застройки: наличие своевременного и достаточного количества мест в школах, детских садах, поликлиниках и других социальных, коммунальных и дорожно-транспортных объектах. Пожалуй, сейчас Краснодару больше всего необходимо именно это. А застройка исторической части города должна вестись очень, очень осторожно, чтобы не нарушить ее сложившуюся ткань, которая создает своеобразный и запоминающийся облик кубанской столицы.
Старинный город - не забытый, а любимый
- Скоро День небесной покровительницы Краснодара-Екатеринодара, как Вы считаете, тот темп развития города, который взят в последнее время, не уничтожил дух старинного казачьего города?
- Согласен, что темпы застройки городских территорий заметно превосходят предложения, намеченные в предыдущих генпланах. Можно долго говорить на эту тему, но скажу одно: надо любить свой родной город, знать его историю и шире привлекать специалистов к обсуждению градостроительных вопросов.
- О чем Вы часто думали, когда так с душой составляли путеводители по старинному Краснодару?
- О том, что у нас совершенно не знают выдающихся архитекторов, оставивших нам жемчужины архитектурного искусства. Филиппов, Мальгерб, Малама, Косякин, Козлов, Никитин, Титов, Кобзарь, другие зодчие. Можно установить им мемориальные доски, можно – серию памятников. Восстановить их особняки, нередко из откровенных руин – как особняк Косякина. Сейчас архитектура старинного города выходит из серой зоны внимания властей, принят особый регламент для исторического центра, ведется реконструкция на уникальных объектах – так, недавно завершены работы в здании Женского городского училища на Красной, 101. Мы начинаем понимать ценность того, что осталось нам в наследство от прежних поколений. Важно сохранить эти памятники и передать в хорошем состоянии будущим поколениям, как и память о тех, кто их создал.
Добавим: талантливейший человек, спроектировавший многие уникальные здания Екатеринодара, зодчий Мальгерб покоится на Всесвятском кладбище – его могила была облагорожена бывшим настоятелем кафедрального Екатерининского собора протоиереем Игорем Олжабаевым, иначе захоронение могло просто затеряться, хотя и на главной аллее, ведущей от Вечного огня к храму Всех Святых.
Не осталось после революции и войны ни надгробия от «благодарных потомков», ни тем более памятника. А ведь спроектировал этот человек не только главный храм Кубани!
К сожалению, да, Краснодар не помнит своих архитекторов, хотя и начинает ценить их шедевры.И давно нет в живых Ивана Клементьевича Мальгерба (на памятнике сейчас досадная ошибка в написании его отчества), два года назад ушел из жизни протоиерей Игорь Олжабаев, год назад – архимандрит Трифон (Плотников), который рассказал о могиле Мальгерба и бился за то, что необходимо сохранить исторически значимый старинный погост, на котором захоронены, но не почитаются великие люди города и всей Кубани, и места погребений скоро могут убыть утрачены - ВК Пресс публиковал материалы, посвященные этой проблеме!
Люди уходят, остаются величественные здания. Остается город. Но если не сохранится его история, то не сохранится и очень важная часть его жизни. Его души. И горожане эту часть души утратят тоже.Путеводители по архитектурным шедеврам старинного Краснодара Виталий Качков подготовил и издал для горожан и гостей краевой столицы самостоятельно, небольшим тиражом. В память о сыне Романе, тоже градостроителе, который продолжил семейную династию в профессии и тоже любил исторический центр Краснодара, но слишком рано ушел из жизни. Потому что нет ничего важнее в жизни, чем любовь и память.
Ранее мы сообщали:
Знакомьтесь: Краснодар. Старейшие платаны, поиск героя, Дом Советов и Соборная площадь - Накануне юбилея Краснодара «ВК Пресс» отправился на экскурсию по его центру с людьми, которые не только знают историю, профессионально разбираются в архитектуре и градостроительстве, но и любят наш город. В итоге хочется сказать так: разрешите познакомить вас с вашим родным городом.
Знакомьтесь, Краснодар: влюбленные собачки и образцово-показательный квартал - если разобраться в подробностях, «Влюбленных собачек» действительно можно считать памятником — Краснодару 19 века. Когда еще не были арестованы те, кто холил и лелеял питомцев (по стихотворению, на мостовых гуляли «Легаши, сетера́, мопсики» и не только). Когда в городском саду каждый вечер играл войсковой симфонический оркестр и город был уютным, без «собачьих свадьб» на мостовых. Кавалер держит шляпу, барышня — кружевной зонтик… Они явно не думают ни о каких ветрах революции… И пора рассказать о здании, на фоне стены которого установлена скульптура. Здесь, на месте этого здания с часами, раньше была пожарная каланча. Но она разрушена во время войны. Многие части нового (точный адрес – Красная, 25) построены из кирпича войскового собора после его сноса. Вот и памятник Краснодару – здание, частично построенное из кирпича разрушенного храма, который казаки строили 19 лет всем миром, и на его фоне – собачки арестованных, а может и не только арестованных элит.
Как мельница Киор-Оглы в Краснодаре попала в жернова истории: на этот раз все перемелется? - Скелет этого памятника архитектуры с торчащими в небо ребрами разрушенной кровли высится над одноэтажным жилым сектором пятиэтажным дырявым и продуваемым всеми ветрами гробом в самом центре города - он расположен всего в нескольких кварталах от пересечения Красной и Северной. Этот несчастный памятник можно называть символом всей архитектуры нашего города: сначала ее без жалости уничтожали немцы во время войны и оккупации, а затем –безумная застройка лихих лет. Разрушающийся памятник – как памятник архитектуре Краснодара, которую уничтожали, но все же не смогли уничтожить полностью. Известное всем краснодарцам здание, разрушающееся уже более полувека и причем почти 40 из них – под охраной государства.