Галина Жукова ко Дню печати рассказала об информационном поле Кубани
Встреча была хоть и в предпраздничные дни, но разговор состоялся в рабочем ключе, на профессиональные темы. Собрались журналисты всех четырех СМИ нашего медиахолдинга — газет «Вольная Кубань» и «Над Кубанью», «Радио 107» и информационного агентства «ВК Пресс».
Журналисты — по природе и долгу службы — народ въедливый, стремящийся все знать и понимать. Вот и нас интересовали вопросы на злобу дня. Как меняется роль СМИ в сегодняшнем обществе? Что можно спрогнозировать в развитии региональных газет, радио и интернета?
Как не воспользоваться возможностью узнать все это, что называется, из первых рук.
Но прежде всего — о самом руководителе информационного ведомства. Ведь сразу и не скажешь, что эта хрупкая молодая женщина с всегда готовыми улыбнуться глазами профессионально занимается информацией вот уже 15 лет.
Начиная с 2013 года Жукова занимала значимые посты в управлении информационной политики администрации Краснодарского края, работала
Вот уже третий год пошел с тех пор, как распоряжением губернатора Вениамина Кондратьева Галина Жукова назначена на пост руководителя департамента информационной политики Краснодарского края. Считай, министр печати Кубани!
Сложности только закаляют
— У вас всегда так уютно и тепло. Я даже не знаю, как вы работаете: в такой атмосфере хочется говорить о прекрасном! — с шутки начинает разговор Галина Александровна. И тут же добавляет уже серьезно: — Но я настроена поговорить на профессиональные темы.
— Галина Александровна, хотелось бы подвести некие итоги 2022 года в отрасли: что получилось, есть ли основания для профессиональной гордости и на что ориентируетесь в планах на год следующий?
— Конечно, ушедший год был очень сложным для всех. Вслед за двумя предыдущими он испытывал нас на прочность и прошел в режиме серьезных вызовов и горячих тем федеральной и региональной повестки. Тем не менее, несмотря на сложности в социо и экономике, совместными усилиями удалось сохранить базовые показатели предприятий отрасли СМИ, обеспечить исполнение всех краевых государственных программ. С гордостью за наше общее дело могу констатировать: по итогам 2022 года Краснодарский край снова возглавил рейтинг по освещению национальных проектов. В этом есть и ваша заслуга; надеюсь, что медиахолдинг «Вольная Кубань» и дальше останется нашим надежным партнером и серьезной опорой жителей Краснодарского края.
— Что собой представляет кубанское медиаполе сегодня, на фоне повсеместных тектонических сдвигов?
— Медиаотрасль Краснодарского края очень обширна. Мы один из немногих регионов России, который сумел сохранить районную сеть изданий, если мы говорим про СМИ с государственным участием. Сейчас очень многие регионы идут по пути оптимизации. Создаются холдинги, где административная и творческая команда работает сразу на несколько районов (так сделали в Воронеже, в Белгородской области, Московская область создала было холдинг, потом ликвидировала). У нас в регионе работают все 42 издания, все они — полноценные редакции, юридические лица. Это непросто, но позиция нашего губернатора по сохранению районных СМИ, насколько это возможно, неизменна! И мы, конечно, благодарны ему за такую позицию и понимание.
Но если говорить о СМИ шире, чем только о печатных, — есть такие, которые пришлось ликвидировать. Речь идет о телерадиокомпаниях на местах. Вы помните, в 2019 году край одним из первых массово перешел на цифровое вещание — ставили приставки везде, где это возможно;
О работе на будущее
— Подготовка профессиональной смены — это еще один чувствительный вопрос для отрасли. Понимаем всю его сложность, ведь в нашем медиахолдинге много начинающей молодежи…
— Да, сегодня, как бы ежегодно ни прирастало население края, кадровый голод в нашей профессии сохраняется. Ситуация сдвинулась за последние два года, а в 2022 году были заключены соглашения о сотрудничестве между ведущими телерадиокомпаниями и профильными факультетами краевых вузов. У вас вижу молодежь (в коллективе информагентства «ВК Пресс» практически все журналисты — или недавние выпускники, или еще учатся) — значит, вы умеете с ними работать. А в районах с подрастающими кадрами напряженно. В 2022 году каждое муниципальное СМИ обратилось к студентам журфака с предложением о прохождении у них практики и последующем трудоустройстве.
Но это только малая часть того, что мы делаем для погружения молодежи в профессию. Есть еще краевой творческий конкурс, целевая медиасмена в «Орленке», профориентационная работа на местах.
О трансформации медиаполя
— Если говорить о цифрах — сократилось ли на Кубани количество газет на фоне цифровой информационной среды?
— Да, сокращение наблюдается порядка 20 процентов. Я сейчас говорю про печатные издания, которые выживают самостоятельно, без государственного участия. Очень дорого стало издавать газету — вам ли не знать! — стоимость печати выросла на 36 процентов. Для отрасли чувствительным стал очередной пакет санкций с запретом на ввоз в страну типографской краски. В России ее не производят. Знаем, что сейчас идет реанимация химического завода в Торжке. Но сегодня все вынуждены закупать краску по параллельному импорту и по новым ценам. В связи с этим очень многие коммерческие, рекламные газеты, где нет подписки, а значит, нет прогнозируемого полугодового финансового шага, закрылись.
— А если говорить об
— Сайтов больше не стало. Создать сегодня сайт, который будет ротироваться, читаться, который будут выдавать поисковые системы, подтягивать на топовые позиции агрегаторы, — все это большие капиталовложения. Зато очень много появилось в средствах массовой коммуникации (СМК) — говорю сейчас про социальные сети — альтернативных СМИ, видим их прирост на 15–20 процентов. Это настоящий бум! Люди уходят из традиционной журналистики в соцсети. Это дешевле, информационный охват выше, скорость передачи быстрее и опять же конкретный пользователь. Но! Предложений на рынке СМК стало так много, что аудитория пресытилась! Новостей больше, чем случились, не выдумаешь, рассуждает пользователь, так зачем подписываться на десять каналов? Так что борьба за аудиторию в этой плоскости тоже предстоит нешуточная.
О пресыщении поверхностной информацией
— Какие тренды в развитии информационного поля вы видите? Есть ли и какие перспективы у печатных СМИ?
— Знаете, считаю увлеченность социальными сетями явлением временным. Так или иначе в стрессовые времена потребители информации возвращаются к официальным, проверенным СМИ. Так было в пандемию, помните? Когда из непонятных источников нам рассказывали, что от ковида мы мутируем, что прививками нас чипируют, и много другой чепухи, — тогда даже молодая аудитория пошла к традиционным СМИ. Был очень зримый прирост. Потом, когда ситуация поуспокоилась, статистика откатилась обратно. В 2022 году официальным источникам снова стали доверять больше пользователей. На днях смотрела данные Mediascope (компания — лидер российского рынка медиаисследований, мониторинга рекламы и СМИ): аудитория канала «Россия 24» выросла на 100 (!) процентов. Это подтверждает мою мысль о том, что в состоянии неопределенности или даже страха люди возвращаются к официальным источникам информации. Такие же тенденции и у нас с краевыми СМИ.
То есть говорить о том, что все плохо, что
— А что скажете о культуре чтения, которая, говорят, деградирует…
— Краснодарский край остается одним из самых читающих регионов страны. Это мы видим и по тому, каким спросом вновь стали пользоваться библиотеки — число абонементов библиотечных сетей прирастает. Представляете! На наших глазах меняется восприятие информации. Была
О Доме кубанской журналистики
— Как будет работать открывающийся ко Дню российской печати Дом кубанской журналистики — что там будут за структуры и с какими целями?
— Это уникальный проект, который реализуется по поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева. Я очень надеюсь, что с открытием Дома кубанской журналистики у нас всех появится площадка для общения на регулярной основе — это большая задача на 2023 год, чтобы обучающие лекции, сессии, вебинары проходили в открытом, доступном формате. В этом плане очень тесно работаем с краевым отделением Союза журналистов России — председатель Диана Горбань часто подсказывает профессиональные запросы, поступающие с мест.
Губернатор ставит перед нами задачу, чтобы в ДКЖ была возможность, с одной стороны, общения, с другой — обучения. Мы живем во время невообразимых скоростей. Сегодня мало быть просто журналистом — нужно владеть технологиями продвижения информации, постоянно расти профессионально. В этом плане, думаю, только ежегодного форума кубанской журналистики — маловато. Домжур, уверена, подарит новые возможности, даст новый стимул для развития. В здании также будет оборудован коворкинг дляжурналистов-фрилансеров и долгожданный музей кубанской журналистики, где каждый желающий сможет познакомиться с ее историей.
О предпочтениях, критике и инициативах
— Вопрос, раз уж зашла речь о скорости жизни и
Улыбается:
— В последнее время читаю все, кроме художественной литературы, которую очень люблю. Ну что я читаю? В первую очередь все, что в телефоне, — новостные каналы, основные сайты, «Дзен»… Федеральную аналитику черпаю из «Ведомостей», «Российской газеты», среди краевых изданий читаю «Кубанские новости», вашу газету обязательно. В остальном доверяю коллегам из аналитического отдела, которые знакомят с информационными подборками публикаций.
— По поводу публикаций критических. Они берутся на контроль? Спрашиваем, имея в виду цикл публикаций «Вольной Кубани» о необходимости увековечить память о более чем двух сотнях расстрелянных фашистами мирных жителей в Мостовском районе.
Г. Жукова в теме, цитирует журналистский текст, потом сообщает:
— По Михизеевой Поляне ваши публикации, конечно, не прошли незамеченными. Мы разделяем позицию газеты. В годовщину расстрела место трагедии посетил губернатор
Что касается критических выступлений в целом, у нас к ним повышенное внимание. Анна Алексеевна Минькова, наш курирующий
Мы стараемся разбираться с каждой конкретной ситуацией. Но если речь идет о свете, воде, ухабах на дорогах — словом, о том, что можно отладить оперативно, — это одно. А есть вопросы, которые требуют либо огромных средств, либо отдельных программ — эти вопросы решаются в другие сроки. И таких проблем все больше — при существующих ресурсах.
— В
— Давайте вместе посмотрим. Обещать ничего не могу. Но с интересом ознакомлюсь.
О радио-перспективах
— В холдинге «Вольная Кубань» успешно работает с круглосуточным вещанием радиостанция 107. Мы поговорили обо всех каналах массовой информации. А что скажете о перспективах развития радио?
— Радио считалось одним из самых стабильных СМИ среди традиционных. За численность аудитории можно было до последнего времени не переживать. Однако сейчас мы наблюдаем увеличение регистрации частот, они все федеральные. Так что и здесь нельзя успокаиваться. Но само радио имеет хорошие перспективы. Аудитория там постоянная и все время растет.
— Мы приглашаем вас на прямой эфир.
— Зовите — приду с удовольствием.
Полуторачасовая встреча пролетела незаметно, настолько полезным и насыщенным получился разговор. Почаще бы устраивать такой обмен наблюдениями, тенденциями, информацией и просто позитивными эмоциями. Хорошая получилась перезагрузка!
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По информации Управления Роскомнадзора по ЮФО, на конец декабря 2022 года в Краснодарском крае зарегистрировано 333 СМИ, из них 160 газет, 40 журналов, 102 радио- и 24 телеканала. Также на территории региона осуществляют деятельность 310 сетевых и 16 электронных периодических изданий. То есть количествоинтернет-СМИ в Краснодарском крае сегодня практически сравнялось с традиционными, что отражает общефедеральную тенденцию.
По итогам подписной кампании 2022 года благодаря взаимодействию департамента с руководителями структурных подразделений
В связи с возрастающей значимостью работы средств массовой информации наинтернет-площадках особое внимание уделяется обучению специалистов редакций, а также постепенному омоложению штата. В 2022 году совместно с региональным отделением Союза журналистов России департаментом организовано свыше 30 образовательных мероприятий очного ионлайн-формата .
Отчет подготовила К.МИРАКОВА.
Ранее мы писали: Коллектив медиахолдинга «Вольная Кубань» посетили руководитель департамента информационной политики Краснодарского края Галина Жукова и ее заместитель, начальник управления пресс-службы администрации Краснодарского края Павел Тычинкин.
Читайте также: «Вольная Кубань» в 2022 году отмечает 105-летие. В связи с юбилеем краевая народная газета продолжает публикацию серии материалов об истории издания, о принципах работы, воспоминания и не только. Это уникальные статьи, в которых отражена не только более чем вековая история газеты, но и история всей Кубани.
7 февраля 1997 года радиостанция «Вольная Кубань» впервые зазвучала в эфире. В 2000 году ее переименовали в «Радио 107». Так родился новый бренд со слоганом «Главное хитовое» и уникальной программой автоматизации эфира.
Десять лет «ВК Пресс»: к новым высотам!