И флаундер вам в руки! Чем уже вскоре обернется нехватка кадров в АПК

И флаундер вам в руки! Чем уже вскоре обернется нехватка кадров в АПК

До сих пор нахожусь под впечатлением «Праздника урожая», прошедшего в Краснодаре 26 октября. Яркое событие! Особенно для тех механизаторов, водителей, садоводов и виноградарей, которые впервые принародно получили награды за самоотверженную работу и ощутили свою значимость.
Но фанфары отгремели… Теперь уже в следующем году ожидаемо и логично соберемся. А пока есть время, давайте порассуждаем о роли тех, кто нас кормит, или, как сейчас стало модным говорить, является гарантом продовольственной безопасности страны.

О прошлом — с любовью и уважением

Ситуацию в сельском хозяйстве отслеживаю — ни много ни мало — 65 лет. С тех самых пор, когда в школьные каникулы начиная с пятого класса получал в колхозе за конную прополку овощей, перевозку помидоров, а потом, повзрослев, пшеницы с поля на ток за один трудодень — 40 копеек (два с половиной хлебных «кирпичика» мог купить).

Было это на Донбассе, в хуторе Мыколаевка, под Мирноградом и Покровском, ставшими теперь знаменитыми в ходе СВО. Тогда, кстати, они назывались по-другому: Димитров и Красноармейск.
Работая в комсомоле и партийных органах, в районных и краевых газетах Ставрополья и Кубани, постоянно встречался с людьми в коллективных, государственных и частных хозяйствах. Беседовал, узнавал о настроениях, помогал чем мог, публикуя статьи. И мне кажется — нет, я уверен, — что имею право на собственную оценку происходящих в АПК событий. Как в хрущевско-брежневско-ельцинские времена, так и сейчас. А чтобы звучало более убедительно, сошлюсь на примеры и события, свидетелем или участником которых являлся лично.
Раньше в колхозах престижно было работать. Доярка или тракторист, агроном или зоотехник, не говоря уже о ветеринаре, — почитаемые люди на селе. В основном на них все производство и доходы держались. Деньги коллективные хозяйства могли направить на возведение школ и детских садов, на социально-бытовые нужды, включая строительство домов и дорог.

Тяжело приходилось в поле или на ферме? Очень тяжело. Но мало кто (по крайней мере открыто) роптал. Все к труду были приучены с малых лет, а прорехи в семейном бюджете помогало закрыть подсобное хозяйство с огородом, где кудахтали куры, водились свиньи и бычки, а зачастую и буренки.

Жили и работали дружно. Богатством никто не выделялся. Не дай Бог председатель правления дом себе отгрохает! Затаскают по бюро, а то и по судам… Не рисковали. Авторитетом дорожили.

Прополка сахарной свеклы вручную? Вся контора до единого человека, включая руководителя и парторга, свои рядки имела. Сбор овощей или заготовка сена — шефы из города и старшеклассники с учителями помогали. В общем, выкручивались как могли, хотя, конечно, обижались, что труд колхозников не оценен по достоинству.

Зато моральные стимулы включали на полную катушку. На МТФ, к примеру, итоги соревнования подводили ежемесячно. Частенько в присутствии секретарей райкома, регулярно бывавших на утренней дойке. Ширилось движение «Всем классом — на ферму!».

Среди механизаторов шло трудовое соперничество за обладание призами знатных земляков, Героев Социалистического Труда. Звания эти, напомню, присваивались в основном рядовым труженикам. Причем регулярно, а не по разнарядке сверху.

Престиж упал. И… не поднялся

Вопрос у молодого поколения и тех, кто родился в девяностых годах, может возникнуть: а что же ваши хваленые колхозы развалились, если все дружно жили? Тому есть десятки причин, три из которых, пожалуй, главные.

Первая — волюнтаризм в руководстве сельским хозяйством, когда, говоря словами поэта, «каждый суслик мнил себя агрономом». Вторая — дикий диспаритет цен.

Мыслимое ли дело: бутылка минеральной воды стала стоить больше литра молока! А третья — великое переселение народа. Имеется в виду массовый переезд ребят и девчат после окончания школы из сельской глубинки в города.

Устраивались на любые должности. Слово «колхозник» стало не просто нарицательным, а оскорбительным. Не помогло и переименование коллективных хозяйств во всевозможные ЗАО и ПАО, КСП и СХП, ООО и СПК. Последействие осталось нехорошее.
Размышлять на тему «кто виноват» можно бесконечно. Но это бесполезное занятие. Поэтому не станем больше утомлять читателей сюжетами из прошлого, а обратимся в настоящее, потому что накопилась уйма проблем.
По образованию я историк, поэтому позволю себе нынешнюю ситуацию в агропромышленном комплексе России сравнить с 1917 годом. Помните ленинское выражение: «Верхи не могут, низы не хотят»? Так вот, сегодня те, кому 65—75 лет (верхи), уже не могут работать (силенок нет), а молодежь (низы) не хочет. Им все, увы, по барабану.

Найдут сотню отмазок, чтобы не связывать свою жизнь с сельским хозяйством. А если быть честнее и правдивее, то большая часть молодых людей вообще работать «не жалает», как говорил один из героев фильма «Угрюм-река».
В интернете гуляет ролик, где один уважаемый бизнесмен озвучил свою позицию по проблемам АПК. По его мнению, надо животноводам сегодня платить по 120—150 тысяч рублей, чтобы они согласились работать. Но ни у кого из руководителей хозяйств таких денег нет.
Уверяю вас: даже за 200 тысяч не найдете желающих среди вчерашних и сегодняшних выпускников школ. Знаете почему? Девушку-доярку никто замуж не возьмет… Дико звучит? Цинично? За что купил… Сведущие люди говорили мне об этом. Те, кто всю жизнь с сельским хозяйством связан.

Правда, должность «доярка» давно ликвидирована как класс. Теперь они мастера машинного доения. От ручного труда не осталось и следа. На ферме чище, чем в иной столовой. Но все равно желающих идти на МТФ не-ту-ти.

А должность красиво звучит

Ладно, понизим чуть градус напряжения. Фермы-то не закрываются, надои растут — значит, как-то директора выкручиваются. Да, пока все держится на людях предпенсионного возраста. А еще переманивают руководители доярок и механизаторов друг у друга, обещая более высокую зарплату, а то и жилье.

Согласимся и с тем, что могут желающие со стороны появиться для работы на МТФ. Как правило, это те женщины, у которых не заладилась семейная жизнь в городе. Оформила развод, забрала детишек и — назад, на малую родину. За 80—90 тысяч готова ухаживать за дойным стадом.

Второй беспроигрышный вариант — муж с женой вместе изъявляют желание посвятить себя животноводству, особенно когда коттедж предоставят, который после десяти лет безупречной работы станет их собственностью.
Но… «редкая птица долетит до середины Днепра». По-прежнему мало желающих остаться в селе. Потому что по радио, с телеэкранов и чуть ли не из утюгов ежедневно слышится: требуются-требуются-требуются… А должности как красиво звучат: контент-менеджер, трейдер хедж-фонда, риэлтор, дилер, брокер, андеррайтер… И зарплата приличная. Разносчик-доставщик лавашей и разных-прочих суши (точнее — пиццмейкер!) может иметь до 100 тысяч рублей, мотаясь по городу на самокате.
Село по сути дела уже давно сравняли с городом. Сергей Владимирович Кизинёк, директор рисоводческого племзавода «Красноармейский», рассказал на днях, что в поселок Октябрьский, где находится центральная усадьба хозяйства, ежедневно утром подъезжают три вместительных автобуса с надписью «Чистый город». Выгребают до сотни работоспособных граждан. Доставляют в Краснодар. Кого куда — улицы подметать, мусор вывозить, шваброй орудовать в офисах. Ее теперь называют «помоечной машиной», а хозяйку — управляющей. Со сменной насадкой — флаундером. По-простому — половой тряпкой. Но об этом в селе никто не знает. Зато слухи ходят, что наша Маня в городе гребет деньги лопатой (совком, метлой).

Ну и флаундер вам в руки! Насильно мил не будешь. Обожжетесь — поймете: дороже коллектива, где тебя все знают и уважают, нет ничего на свете.

А вот о том, как все-таки и чем можно закрепить кадры на селе, поговорим в следующей статье.


Ранее мы писали:

Проблема! На Кубани держать коров стало нерентабельно: масло подорожало, это ждет и молоко

Что первично: курица или яйцо? Сорт или предшественник? Зарплата или условия труда и быта? Спорить по этому поводу можно бесконечно, поскольку к устраивающему всех выводу очень сложно прийти. И не нужно спорить. Предлагаем компромиссный вариант: каждое из этих утверждений справедливо, так как одно без другого не сможет полноценно жить-функционировать, они неразрывно связаны между собой.

Читайте также:

Языком капусту не шинкуют: особенности овощного вопроса на Кубани

Опубликовав почти месяц назад (16 августа) статью «Овощи нынче неказистые…», редакция «ВК» рассчитывала, что читатели откликнутся на злободневный материал… Но, увы, как говорят в таких случаях — глухо, как в танке. Впрочем, два обращения были. Житель Отрадненского района посетовал, что выращенная витаминная продукция никому не нужна и, мол, надо возрождать сельхозкооперативы по ее закупкам, особенно в глубинке. А второй звонивший, из Крымского района, пристыдил автора корреспонденции. 

Влага на Кубань пойдет к октябрю! Давайте честно признаемся: мы бессильны перед природой…

К такому выводу после долгих раздумий, сопоставления фактов, невнятных климатических прогнозов на ближайшую перспективу Гидрометцентра страны и разных «вангистов-предсказателей», бесед с учеными пришел специальный корреспондент «Вольной Кубани». Есть смысл, считает редакция, ознакомиться с его доказательствами, порой небесспорными. Это все-таки лучше, чем быть в неведении.