Известный краснодарский хирург, человек-легенда о военном детстве и защите Краснодара от нацистов
И прежде всего он — великолепный хирург, спасший сотни жизней, профессор, ученый, изобретатель, педагог. К тому же он ветеран Великой Отечественной войны, который защищал Кубань от коричневой чумы. Накануне великого праздника — Дня Победы мы вновь встретились с ним. Признаться, мы уже говорили ранее о войне, но в этот раз Владимир Михайлович поделился весьма сокровенными деталями своего вклада в Победу 1945 года!
Владимиру Михайловичу в 1941 году исполнилось 14 лет. А в
Дед его по матери Исай Меерович — известный в
— Власти города к тому времени эвакуировались, предприятия, заводы остались без руководства и должной охраны. Мы наблюдали, как предприимчивые граждане на Краснодарском МЖК ведрами черпали из огромных чанов подсолнечное масло. Это вызывало удивление и гнев в том числе. Меня директор института Антон Наумович назначил помощником кучера (все же выделили одну подводу для вещей). Я обязан был охранять самое ценное, что было у мединститута, — микроскопы, — вспоминает Владимир Михайлович.
До Белореченска шли два дня. А там попали под сильнейшую бомбежку. «Мессеры» бомбили станцию несколько часов. Погибло много людей. Среди них было и несколько студентов, которые только прибыли из Краснодара. Сам Владимир Бенсман спрятался от бомбежки недалеко от рельсов. Но тоже не уберегся, получил осколочное ранение в бедро. Осколок был острым, его край торчал из тела.
— Рана кровила, товарищ посмотрел и решил вытащить осколок. Нашли плоскогубцы. Дернул и вынул. Никакой дезинфекции, наложил повязку — и все. Зажило все, слава богу, быстро. Так я получил боевое крещение, — рассказывает Владимир Михайлович.
Состав благополучно прибыл в Сочи. Многие преподаватели и даже студенты остались работать в
Приехали — а туда уже Ленинградский мединститут эвакуировали. Поехали дальше — в Баку. И там оказались не у дел. Тогда приказ вышел следовать в Тюмень. Здесь
— Даже подсказали, на какой завод. Мы пришли, и нас с радостью взяли: рабочие руки нужны были везде. Нас научили возить на полуторке чугун из склада в литейный цех, а потом готовые болванки для снарядов — в другой. Завод выпускал артиллерийские снаряды и мины. Машина работала на «древесном газе» по принципу самовара. Чтобы она работала, нужно было ее раскочегарить в пять утра, поэтому вставать приходилось в четыре. Работали до 20.00. Поблажек на юный возраст не делали. Работали хорошо. Когда пришло время, нас отпускать не хотели, — продолжает Владимир Михайлович.
В Краснодар вернулись осенью 1943 года. А потом его призвали в армию. Краснодар освободили, но в лесах под Горячим Ключом еще оставались недобитые
— С января по март мы проходили занятия. Они состояли в обучении рукопашному бою. Очень много уделяли внимания этому. Отрабатывали три приема: повалить с ног, перерезать горло, сломать шейный позвонок. Учились стрелять. Но своеобразный зачет сдавали именно по рукопашному бою. Лучше всего у меня получалось сбить с ног, — вспоминает первые дни в армии Владимир Бенсман.
Из юных призывников сформировали истребительный батальон.
— Три раза пришлось схлестнуться с фашистами в бою. Однажды в лесу я увидел раненого карателя. А может, он был убит, сейчас уж точно никто не узнает. Но мне показалось, что он направил на меня свой пистолет.
Почти в конце войны вышел приказ Сталина: всем окончившим десять классов школы дать возможность поступить в вуз. На построении командир приказал сделать шаг вперед всем десятиклассникам. Вышли 20 человек. Командир сказал, что до Берлина дойдут и без них, а им предстоит выучиться и применить знания для процветания Родины.
— Так случилось, — продолжает Владимир Михайлович, — что из 20 человек, почти половина решили поступать в мединститут в Краснодаре. У нас на руках был военный билет и приказ товарища Сталина. А нужен был еще аттестат об окончании школы. Но где ж его искать? Его ни у кого не было. Вот в дирекции и сказали: принести тогда вместо него дрова, а также до учебного года быть подмастерьями и помогать в восстановлении вуза. Вот так мы и поступили. Краснодар был страшно разрушен после войны. Мединститут сильно горел, перекрытий не было. Долго все пришлось восстанавливать.
— Сейчас наша страна также испытывает вызовы. Кто знал, что с теми, с кем плечом к плечу сидел в окопе в 1941–1945 годах, сейчас будем по разные стороны?
— Это очень тяжело осознавать. Ряд системных ошибок, в том числе и руководства нашей страны, привел к таким последствиям. Дипломатические ошибки… Ну где были наши дипломаты, разведчики, когда враг строил планы в отношении нашей Родины, когда в соседней стране зарождался вновь нацизм? И в итоге врагу удалось поссорить два народа.
— Как будете отмечать День Победы?
— Обязательно посмотрим парад с внуками и правнуками. Соберемся за столом с родней, помянем всех павших героев. Из всех ветеранов мединститута нас осталось только двое: я и профессор Геннадий Феодосьевич Коротько. Недавно совет ветеранов КубГМУ собирал нас на встречу со студентами. Было душевно, подготовили концерт. И когда наступила очередь ответного слова,
— Какая она, наша молодежь? Отличается сильно от вашего поколения?
— Ну конечно отличается. Мы — дети своей эпохи. Но это не значит, что нынешнее молодое поколение плохое. Нет. Они другие.
Жена Владимира Бенсмана, Нина Борисовна, скончалась три года назад. Он очень по ней тоскует. Вместе прожили почти 70 лет. Сейчас вместе с ним в маленькой «двушке» живут внучка Полина с мужем и двумя ребятишками. Артем — первоклассник, а Алина пойдет в этом году в школу. Правнуки гордятся героическим дедушкой. А еще в квартире живет кошка Бася. Вот такая дружная семья.
— Басе уже 16 лет. У нее ангельский характер. Она была сильно привязана к Нине. И когда жены не стало, Бася одно время на меня осерчала — фыркала. Винила, что не уберег. А сейчас все нормально.
Медиахолдинг «Вольная Кубань» от всей души поздравляет Владимира Бенсмана с Днем Победы и желает крепкого здоровья и долгих лет жизни. День Победы — поистине величайший день, когда празднуется доблесть, честь, отвага, терпение, любовь, верность — в лице всех тех, кто защищал Родину. Долгих лет жизни каждому герою, кто жив, и вечная память тем, кто пал…
Мы публикуем стихотворение Владимира Бенсмана, написанное совместно с товарищем
Дополнено к
В году победном сорок пятом,
Войны закончив ратный труд,
Мы — работяги и солдаты —
Гурьбой пошли в мединститут.
Мы, опаленные войною,
Гранит науки угрызали
И вместе с пленной немчурою
Наш вуз из пепла возрождали.
Кумиры наши — Маяковский,
Есенин, Симонов, Твардовский.
С дешевым пивом был буфет
И вездесущий винегрет
На завтрак, ужин и обед.
В субботу в институте — танцы,
Где на рентгеновских на дисках
Шульженко, Лещенко, Вертинский,
Утесов, джаз, и барабаны,
И провожанье, и романы…
А коль любовь — так уж навек.
Вот так устроен человек.
Окончив вуз наудалую,
Шинель повесив фронтовую,
Надев халат, пошли вперед —
Везде лечить больной народ.
Трудились мы не для рекламы,
Не ради жирного борща.
И званием высоким самым
Считали звание врача.
Из нас был каждый людям нужен,
Работал честно, честно жил.
И если кто из нас «заслужен» —
Так, значит, это заслужил.
Кто стал хирургом без затей,
Тот оперирует людей,
Преподает, творит науку,
Терзаясь в той науке мукой.
Бранят больные больше всех.
А то, случается, не впору
Тащат к судье иль к прокурору.
Мы их сомненья понимаем
И лечим, многим помогаем.
Жизнь удалась, но не забудем
Победы цену, кровь и труд.
Пока мы живы, помнить будем
Войну, друзей, мединститут.