Мэр Краснодара Евгений Наумов о городе и горожанах
Человек и город
Встречи Евгения Михайловича с прессой tête-à-tête — явление довольно редкое (не любит позировать? не умеет «носить себя на блюде»?). Но дать интервью накануне юбилейного 230-летнего дня рождения города старейшей газете края — что называется, положение обязывало!Однако шла на встречу с руководителем, чье суровое общение с подчиненными видела на городских планерках, и немного нервничала: получится ли разговорить его, публично немногословного?.. И тут он улыбнулся — широко, молодо; и полетели вверх тормашками все сомнения: передо мной сидел заинтересованный, раскованный и открытый человек. Он предложил:
— А давайте поговорим! — опуская тот факт, что делами, а не словами занимается с пяти утра.
…Вообще-то если смотреть на плеяду наших городских градоначальников, немного среди них было коренных жителей. Наумов — не только кубанских, но и чисто краснодарских кровей. Вырос на Витаминкомбинате (ныне поселок Березовый), на тренировки бегал в зал поселка Южного, на студенческие лекции ездил в политех. Да и служебная лестница складывалась по большей части из краснодарских ступенек. За время работы в городской администрации прошел отдел финансирования местного хозяйства департамента финансов, отдел инженерных коммуникаций и дорог департамента архитектуры и градостроительства, управление по жилищным вопросам; в декабре 2015 года стал вице-мэром Краснодара, отвечая за архитектуру и строительство; в октябре 2021 года был назначен вице-губернатором Краснодарского края, занимался дольщиками и долгостроями; через год вернулся в родные пенаты, но уже — главой города.
Так что Наумов и Краснодар — они, вероятно, неслучайны в судьбе друг друга. Старинный степной город много и долго учил этого человека. И Наумов, похоже, сумел усвоить уроки, а главное, понять душу и сердце Краснодара и его подчас крутой нрав. Оказывается, и сегодня есть мужчины, умеющие принимать вызов.
Город-труженик
Но все-таки главный герой нашего разговора — город и работа на его благо.— Евгений Михайлович, судя по вашей биографии, вы — человек, умеющий считать деньги. На ваш взгляд, насколько достаточен бюджет Краснодара?
— Краснодар — настоящий город-труженик. Он был и остается донором для консолидированного бюджета края, зарабатывая 36,5 процента от общего объема региональных средств. Если говорить о городском бюджете, он стабильно растет. Но — на минутку! — растет не только доходная, но и расходная его часть, что абсолютно понятно: население мегаполиса увеличивается в геометрической прогрессии. И несмотря на невооруженным глазом видную динамику развития Краснодара, растущие потребности города требуют дополнительных средств. Собственных доходов недостаточно, и многие вопросы местного значения нам удается решать только благодаря помощи администрации Краснодарского края. Большое внимание поддержке краевого центра уделяет Губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев. За что ему — огромное спасибо.
— Если же в цифрах, — продолжает он и называет по памяти, — общий объем доходов бюджета 2023 года составляет более 72 с половиной миллиардов рублей. Из них: доля собственных доходов — 35 процентов, или почти 25,5 миллиарда рублей, а поступления из края — 65 процентов, или более 47 миллиардов рублей.Только субсидий из края в этом году мы получим примерно 32,5 миллиарда рублей — огромные средства, намного больше, чем в прежние годы. Именно благодаря такой поддержке Краснодар строит школы и детские сады.
Так что денег в Краснодаре много не бывает. У нас готовые проекты, что называется, «на низком старте» и по дорогам, и по благоустройству — нужны средства, чтобы начать их реализовывать.
— А как вообще охарактеризуете Краснодар с экономической точки зрения. Что он собой представляет сегодня — промышленный центр, агрогород или коммерческое ядро?
— Краснодар на протяжении многих лет сохраняет многоукладность экономики. Это наше неоспоримое преимущество позволяет чувствовать экономическую устойчивость даже в кризисные периоды. Если искать ответ на ваш вопрос в цифрах, то треть в валовом городском продукте занимает торговля, более одиннадцати процентов — промышленность, четыре процента — строительство.
— Так что, Краснодар, как и некогда Екатеринодар, можно назвать торгово-промышленным городом?
— Да, но кардинальное отличие — в развитии именно промышленного комплекса, одного из наших приоритетных направлений. С гордостью приведу статистические факты: если индекс промышленного производства в первом полугодии текущего года в целом по России составил 102,2 процента, а 107,8 процента достиг Краснодарский край, то наши промышленные показатели на уровне 111,7 процента. Это при том, что в этом секторе экономики у нас свыше 114 тысяч работающих, или 15 процентов всего занятого населения.
Один из флагманов экономики, кто бы что ни говорил, — строительная отрасль. Да, мы поставили жесткие условия перед бизнесом, занимающимся жилыми метрами, — городу нужна только комплексная застройка с благоустроенной внутридомовой территорией, социальными объектами, детскими и спортивными площадками. Сегодня показатель обеспеченности жильем у нас — 37,7 квадратных метра — один из самых высоких в России.
Достоинства города
— Вот вы о промышленности сказали. А ведь мы живем в непростые времена — как сказывается на экономике Краснодара работа по импортозамещению, как переживаем санкционное давление?— До недавнего времени наше промышленное производство было плотно вписано в международную систему организации труда. Поэтому, конечно, антироссийские санкции, уход ряда европейских компаний с российского рынка и перестройка логистических цепочек заставили наших промышленников искать ответы на новые вызовы. И с уважительным чувством могу констатировать — наши предприятия с честью вышли из этой довольно сложной ситуации. Начался активный процесс импортозамещения и переоснащения отечественным оборудованием.
В Краснодаре сейчас работает более двух тысяч промышленных предприятий. Наши ведущие отрасли — машиностроение и приборостроение, металлообработка, мебельная и деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность. Необходимость импортозамещения в той или иной степени затрагивает каждую из этих отраслей, ведь за последние 30 лет нас капитально «подсадили», создали критическую зависимость от импортных технологических линий, материалов и комплектующих. Как штрих, только в химической промышленности до 80 процентов компонентов и реактивов закупалось раньше за рубежом.
В этой ситуации, с одной стороны, происходит поиск и переориентация на российских партнеров, с другой — идет динамичное освоение новых рынков сбыта и налаживание поставок из других регионов мира.
Как результат, приведу только один пример: у нас в первом полугодии промышленность выросла на 68 процентов в таких отраслях, как производство, ремонт и монтаж машин и оборудования, львиную долю в которой составляют производители оборудования для пищевой промышленности и техники для сельского хозяйства. Так что санкции для нас — прежде всего, это новые возможности.
— Про приоритетные направления экономики поняла, а что с перспективными направлениями?
— Говоря о перспективе развития, давайте не забывать, что Краснодар — столица ведущего сельскохозяйственного региона страны. С учетом этого логично развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. Как пример — бурное начало развития индустриального парка «Краснодар».
Немаловажен и тот факт, что исторически Краснодар был центром крупного мебельного производства. Сейчас отрасль представлена разнообразными предприятиями малого и среднего бизнеса, созданными в постперестроечное время и утвердившимися на рынке. Развитие мебельной отрасли — безусловно, перспективное направление в промышленности города. Посмотрите, уход с рынка такого крупного игрока, как ИКЕА, остался практически незамеченным для потребителя.В числе перспективных отраслей выделяю обработку металла, в том числе станкостроение; производство пластиковых изделий; производство моющих средств и парфюмерно-косметической продукции. А как активно развивается производство строительных материалов! До 80 процентов всего, из чего возводятся и комплектуются здания, создано нашими местными производителями — от кирпича и бетона до внутреннего оборудования.
Накануне Дня города искренне благодарю работников торговой сферы, промышленных производственных компаний, строителей, пищевиков, машиностроителей, аграриев, ученых — всех, чьим трудом прирастает и хорошеет наш родной город. Спасибо за труд, дорогие краснодарцы!— Но администрация тоже не стоит в стороне…
— Разумеется, помогаем в рамках наших полномочий в получении субсидии, льготного кредитования, информационного и юридического сопровождения; и практическую помощь оказываем в таких вопросах, как выделение земли под производство, строительство коммуникаций, инфраструктуры...
Меры государственной поддержки дали весомый толчок к развитию, реализации новых проектов и переоснащению производства. Большое внимание оказываем участию в отраслевых выставках и форумах. Это важный инструмент продвижения, поиска новых контактов и рынков сбыта. Только в 2022 году наши промышленники приняли участие в 34 крупных выставках, воспользовавшись возможностью, что называется, и себя показать, и на других посмотреть.
Социальная стройка города
— Опустим общеизвестные факты о сложившемся в Краснодаре дисбалансе между жилым строительством и социальным развитием — мы видим усилия всех уровней власти по выравниванию перекоса: новые школы, спорткомплексы, медицинские учреждения. То, что сейчас строится, — этого хватит?— Да, стройка социальная пошла. В начале года возводилось одновременно 63 объекта. Пять школ в День знаний уже приняли первых учеников — это около 6,5 тысячи новых мест. Восемь детских садов ввели в эксплуатацию и ФОК на Вавилова. Рекорды бьем — таких объемов в городе действительно никогда не было. По итогам этого года сдадим в общей сложности 11 школ и 25 детских садов, три спортивных объекта — ФОК на Вавилова уже открыли, поликлинику на Гидрострое. Эти вопросы жестко держим на контроле и, слава Богу, получается, коллеги-строители нас слышат. Набран темп, который мы не собираемся снижать, только наращивать! Сейчас проектируются еще 40 соцобъектов. Будем поэтапно ликвидировать этот дисбаланс, другого пути у нас нет — мы в ответе за благополучное и здоровое детство наших маленьких краснодарцев.
В эти предпраздничные дни хочу выразить свою признательность учителям, педагогам-воспитателям, врачам, всей творческой интеллигенции Краснодара, потенциал которой огромен. С вашей помощью растет авторитет города как крупной культурной столицы.
Сложности города
Мне очень нравится способность Наумова видеть в любом ворохе городских проблем прежде всего Человека. Но снова приходится — с небес на землю:— Знаю, что без этих вопросов не обходится ни один разговор с действующим главой Краснодара, но читатели не поймут, если мы не услышим ваше мнение. Пробки и ливни. Для Краснодара это бич последних если не полувека, то около того.
Он вздыхает, смотрит прямо в глаза:
— Этот вопрос — один из самых сложных и проблемных для города. Развитие дорожно-транспортной сети — первоочередная задача для кубанской столицы. Город буквально разбухает от автомобилей, их в Краснодаре на сегодня зарегистрировано более 600 тысяч, еще порядка 200 тысяч ежедневно въезжают в город.
Статисты подсчитали, что на тысячу жителей приходится порядка 415 автомобилей — и это только официально. В то время как существующая улично-дорожная инфраструктура рассчитана на 170—180 машин. Вы понимаете, с учетом перспективного развития города этот показатель будет только расти.
В настоящее время у нас в работе восемь объектов капитального строительства, — снова удивляя своей погруженностью в тему, перечисляет: — Улицы Тополиная, Домбайская, Александровская, Ратной Славы, Зиповская, Циолковского уже завершили… Дальний Западный Обход, новый Яблоновский мост — все это благодаря федеральным проектам тоже в копилке решений наших транспортных проблем. На средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги», где речь идет только о ремонте дорог, досрочно привели в порядок все 40 участков, которые запланировали на этот год.
В среднесрочной перспективе планируем приступить к строительству, реконструкции и капитальному ремонту на 24 объектах улично-дорожной сети, по которым уже есть проектно-сметная документация, в том числе с привлечением средств бюджета Краснодарского края.
— Наиболее значимые назовете?
— Это давно ожидаемое строительство автомобильной дороги по Думенко из Юбилейного на Ейское шоссе, которая станет, по сути, дополнительным въездом и выездом в западной части города. Также строительство Восточного подъезда к городу, дорог на территории жилого комплекса «Сосновый бор» в Новознаменском. Общая их протяженность — порядка 49 километров. Стоимость строительно-монтажных работ — около 18 миллиардов рублей. Казалось бы, колоссальные деньги, но по сравнению с необходимыми средствами — капля в море. Городу позарез нужно строительство новых автомобильных дорог, мостов через Кубань, транспортных развязок в разных уровнях, тоннелей.
— А что касается ливневок? — он продолжает мой вопрос:
— …изношенных на 70 процентов и, мягко говоря, труднодоступных в центре города… — и с новой ноты: — Здесь есть и глобальные, и более локальные проекты. Проблемы, понятно, копились годами, и много инженерных сетей тоже с нуля нужно строить. Из локальных — начали строительство ливневок по улицам Братьев Дроздовых, Дмитриевской Дамбе. Параллельно проектируем насосную станцию по Вишняковой. Ее установка поможет повысить стабильность системы ливневой канализации в этом районе и минимизировать подтопления, которые образовываются там регулярно после каждого ливня.
Из глобальных — ливневый коллектор на Западном Обходе строим, проектируем ливневую систему по балке реки Осечки. Уже определен подрядчик для строительства второй очереди 20-го канализационного коллектора. Если все эти проекты воплотим в жизнь — ситуация в городе коренным образом изменится.
И снова, пользуясь случаем, говорю добрые слова в адрес дорожников, коммунальщиков, проектировщиков и архитекторов, ландшафтных дизайнеров и озеленителей — всех, кто ломает голову и трудится над созданием городского комфорта и уюта.
Городская традиция
— Вот вы благодарите людей. А вообще представляете себе типичный портрет современного краснодарца?Задумался:
— Его портрет сильно изменился за последние годы — очень много людей к нам приехало из разных регионов России. Краснодар становится своеобразным национальным плавильным котлом, в котором сегодня рождается уже новый горожанин. И мне он нравится! Это молодой или средних лет человек, перспективный, знающий, что ему нужно от жизни и умеющий добиваться своего. Хочу думать, что, привнеся свою культуру и обычаи, он с уважением относится к нашим исконным кубанским традициям, знает и обогащает их, стремясь жить в мире с остальными.
— Впереди — День города, Евгений Михайлович. Юбилей!
— День рождения Краснодара — прекрасная традиция. Она позволяет каждому из нас ощутить себя частью большой и дружной краснодарской семьи, окунуться в замечательную атмосферу нашего города.
Краснодару — 230 лет. За его плечами целые исторические эпохи, которыми мы гордимся. А впереди — возможности и перспективы, которые, уверен, благодаря нашему единству и совместным усилиям, станут реальностью.
С праздником всех нас!
— Спасибо за интервью.
Читайте также: 1 августа, в день 103 годовщины образования комсомола Кубани в торжественной обстановке были увековечены имена двух выдающихся молодежных лидеров своего времени. Городская Дума Краснодара, откликнувшись на ходатайство Краснодарских краевых общественных организаций «Ветераны комсомола Кубани» и «Ветераны физической культуры и спорта Кубани», на 58-м заседании постановила открыть мемориальные доски на доме, где проживали оба заслуженных человека. Теперь на фасаде дома №2 по улице Яна Полуяна появились памятные знаки в честь заслуженного работника физической культуры и спорта России Владимира Иващенко и генерал-майора таможенной службы России Михаила Килиния.
Ранее мы писали: Строительство социальных учреждений,развитие их сети — это одна из первоочередных задач, поставленных Президентом России и Губернатором Краснодарского края. Как она решается на уровне муниципалитетов посмотрел Председатель Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко.
Также читайте: Началась модернизация трамвайного узла на Московской в Краснодаре: как идет транспорт - Напомним: производимые работы — подготовительная часть для новой линии трамвайного сообщения в западной части города. До конца 2024 года трамвайная линия будет построена от Западного депо до Немецкой деревни, до конца 2025 — от Немецкой деревни до Баскет-холла, и до конца 2026 года — произойдет соединение новой ветки с линией по Московской.