Первые школы на Кубани: Закон Божий, родиноведение и розги
На протяжении многих лет главным центром распространения грамотности в России, включая Кубань, служили церковно-приходские школы. Основой обучения в таких заведениях был Закон Божий и русский язык, которым посвящалось семь уроков в неделю. Дополнительно дети обучались арифметике, пению, церковнославянскому языку и чистописанию. Образовательный процесс начинался с изучения ветхозаветной истории. Детям также преподавали основы семейных и общественных обязанностей, рассказывали о традициях и обычаях. В женских церковных школах девочки обучались вышивке, шитью и вязанию, именно их руками создавались церковные облачения для местных священнослужителей. Церковно-приходская школа считалась народной, и ученики выходили из нее, готовые к жизни.
Официальная светская система образования на Кубани берет свое начало с 1803 года, когда в Екатеринодаре открылась первая казачья школа. Инициатором её создания был атаман Федор Бурсак, а преподавателями – студент Московского университета Иваненко и гимназист Поляков. Основным учебником служил букварь, написанный на церковнославянском языке. Через год школа была преобразована в уездное училище под руководством протоиерея Кирилла Россинского. В этом учебном заведении стали преподавать грамматику, сокращенные курсы географии и истории, основы геометрии и естественных наук, а также моральные ценности человека и гражданина и практические навыки, полезные для местной экономики.
Кирилл Россинский стоял у истоков образования
В 1806 году благодаря усилиям протоиерея Кирилла Россинского в Екатеринодаре появилось уездное начальное училище, где помимо прочих предметов преподавалась философия и история. Смотрителем училища стал сам Россинский. Для преподавания различных предметов были приглашены квалифицированные наставники из других городов. В 1811 году к училищу присоединили гимназические классы, что поспособствовало открытию гимназии в будущем.
В августе 1818 года Россинский открыл духовно-приходское училище, которое в первые годы своей деятельности служило исключительно казакам. Финансирование, оснащение, помещения для учебных классов, выбор преподавателей и организацию учебного процесса казаки обеспечивали на собственные средства. Училище располагало собственной библиотекой из 155 книг, что по меркам того времени считалось значительным достижением.
В 1820 году в Екатеринодаре была основана Кубанская Войсковая гимназия, первым директором которой стал Кирилл Россинский. Обучение в гимназии составляло 7 лет, в течение которых студенты осваивали такие дисциплины, как Закон Божий, российская грамматика, география, история, статистика, математика, физика, латинский, немецкий и французский языки, а также рисование и черчение.
Родиноведение было и тогда
Первые полковые школы и училища начали появляться в 1832 году. В этих учебных заведениях преподавали Закон Божий, грамматику, арифметику и чистописание. Постепенно в образовательный процесс внедрялись методы западного просвещения. Основным предметом на всех уровнях обучения стало родиноведение, которое должно было способствовать формированию патриотизма и гордости за родную землю.
По мнению кубанского ученого Ф. А. Щербины, родиноведение должно было стать основой воспитания подрастающего поколения, занять умы взрослых и быть неотъемлемой частью просвещения, ключевым элементом культурного развития.Как и в других регионах России, в казачьих учебных заведениях применялись строгие меры для ускорения усвоения материала, такие как лишение обеда, стояние на коленях и даже заключение в карцер.
Ежегодные расходы войска на образование и воспитание детей казаков превышали 100 тысяч рублей.
Школы для девочек
В 1863 году в Екатеринодаре открылось первое среднее женское учебное заведение региона — Кубанское Мариинское женское училище. Оно стало вторым после мужской гимназии средним учебным заведением в Кубанской области. В училище девочки изучали русский и иностранные языки, арифметику, физику, домоводство, пение и танцы. В будние дни проводились четыре урока, один из которых был посвящен рукоделию. В субботу ученицы изучали домашнее хозяйство. По окончании обучения выпускницы получали свидетельства о праве работать домашними учителями. Надзирательница преподавала все предметы и получала 200 рублей в год. Дополнительно из местных бюджетов оплачивались квартиры учителей с отоплением и прислугой.
Позже, в 1877 году, в Ейске была открыта первая женская гимназия на Кубани. Это образовательное заведение было преобразовано из двухклассного женского училища.
Учение – привилегия зажиточных
К 1868 году количество школ и учащихся в Кубанской области возросло почти в пять раз: число учебных заведений достигло 217, а количество учеников составило 6944. К началу 80-х годов XIX века в каждой станице Кубанской области функционировало хотя бы одно учебное заведение; лишь в 15 малонаселенных поселках школ не было. Из 218 станичных школ 14 были женскими. В целом уровень грамотности населения оставался низким: по данным переписи 1897 года, грамотными были всего 15,1% жителей Кубанской области, среди которых 24,2% мужчин и лишь 5,3% женщин.
Современность
На сегодняшний день, спустя более чем два века, учебные корпуса кубанских школ превратились в современные, просторные и высокотехнологичные пространства. Компьютеры и интерактивные доски заменили перья и чернильницы. Но несмотря на это, в регионе по-прежнему высоко ценятся казачьи традиции: 84 школ, 7 казачьих кадетских корпусов и 60 детских садов носят статус «казачья образовательная организация». Помимо этого, на базе средних общеобразовательных школ функционируют классы с казачьей направленностью. На сегодняшний день в крае существует 5230 таких классов и групп, где обучаются более 107 тысяч детей-казачат.
На Кубани около 800 тысяч школьников, эта цифра растет.
Каждый год в крае открываются новые учебные заведения, готовые принять кубанскую молодежь. Только в 2024 году в Краснодаре к началу учебного года были открыты 10 новых школ, способных вместить 12 тысяч учеников. Кроме того, в ведущие высшие учебные заведения края в новом учебном году были зачислены около 25 тысяч студентов.
Ранее мы писали: День учителя: удивительные, интересные факты о педагогах и школе Учитель. Педагог, Наставник… Дорогие каждому слова. Сегодня их профессиональный праздник. И у нас есть повод сказать нашим учителям важные и добрые слова. Каждый педагог – это уникальная, неповторимая личность, которая ежедневно отдает свое сердце детям. Учитель – это возможность продолжаться не в одной истории, а в сотне разных. В этот день мы собрали интересные факты про учительство, школы, образование не только на Кубани, а и во всем мире.
Ко Дню Учителя вышла новая книга о краевых педагогах: трилогия о самом важном на Земле Учитель, ученик, школа, родители, вуз, студенты… Этот ряд можно продолжить и дальше. Эти слова неразрывно связаны и переплетены между собой. Словно ручейки, они наполняют нашу жизнь. В каждой судьбе эти слова не просто слова, они — смыслы, самые яркие события.
Зарплата учителей сравнима с зарплатой дворников и уборщиков: в Госдуме объяснили - почему В Госдуме прокомментировали ситуацию с низкими зарплатами учителей, которая заставляет многих педагогов получать меньше МРОТ.
Грядет еще одна революция в образовании: школы и вузы России готовятся к сокращению срока обучения Владимир Мединский, помощник президента России, сообщил о планах по сокращению сроков обучения в школах и вузах.