Почему праздник Казанской иконы Богородицы стал Днем народного единства? История праздника

Почему праздник Казанской иконы Богородицы стал Днем народного единства? История праздника

Праздник Казанской иконы Божией Матери олицетворяет собой не только единство народа, но и единство русской культуры и государственности с православной верой. Сейчас очень многое изменилось, но в XVII в. именно Русская Церковь и её первопредстоятель – патриарх Гермоген – стали спасительным якорем, удержавшим Российскую государственность от падения в бездну.
Истории окончания правления Рюриковичей, начала Смуты и её преодоления тесно связаны с судьбой Казанской иконы Божией Матери и жизнью священника, митрополита, а затем и патриарха Гермогена. Жизнь, как говорят, – лучший сценарист. И история Казанской иконы точно достойна киноадаптации.

 К XV в. Золотая Орда фактически перестаёт существовать как государство, разделяясь на ханства. Казанское ханство доставляло немало бед крепнущей России. Пусть ни о какой дани или ярлыках на княжение давно нет никакой речи. Напротив, начиная с Ивана III, уже русские цари диктуют свою волю ближайшим соседям. Однако татары, приняв ислам при хане Узбеке, отказались от прежней имперской религиозной толерантности.

 В Казанском ханстве исторически было немало христианских поселений, храмов и кладбищ. Чем радикальнее становились взгляды местных мусульман, тем больше несчастий сваливалось на головы православных людей Поволжья. Татары продолжали совершать короткие разорительные набеги в приграничных областях, уводили в рабство местное население, похищали знатных людей ради требования выкупа от их родственников.

 Казань хорошо оборонялась и выдержала несколько осад, пока в 1552 году царь Иван VI Грозный не организовал поход, чтобы поставить точку в этом долгом противостоянии политики, религии и культуры. Можно представить, как жестоко мог расправиться с местным населением царь с таким прозвищем. Однако Иван Грозный был дальновидным правителем и не стал устраивать чистки и выселять мусульман из города. Он строил храмы. Первый из них появился за один день, сразу после взятия города. Это был храм в честь святых Киприана и Иустины, в день памяти которых произошел успешный штурм. Православные миссионеры общались с жителями, и многие в итоге приняли крещение.

 Были, однако, и противники новой жизни. Страшный пожар, произошедший в Казани в 1579 году враги православия истолковали как проявление божественного гнева на жителей, оставивших магометанство. Они даже не скрывали своего злорадства.

 Однако через это бедствие казанские христиане, а затем и все русские люди, обрели великую святыню, ставшую символом торжества православия на Русской земле – Казанскую икону Божией Матери. Она была обретена чудесным образом – через сонное видение маленькой девочке – девятилетней Матроне Онучиной. Матрона рассказывала, как во сне ей является Богородица и указывает место, на котором в землю закопан Её образ.
Отец девочки – стрелец по имени Даниил – нёс службу в Казани и в числе прочих погорельцев остался с семьёй без крова. Услышав о снах своей малолетней дочери, он поначалу не поверил ей. Однако Матрона была настойчива, и, после третьего видения, к её словам, наконец, прислушались.
 Найденную в указанном месте икону, торжественно перенесли в храм святителя Николая Мирликийского, в котором в то время служил будущий патриарх Гермоген (в те годы он ещё был женатым священником и носил имя Ермолай). Так впервые встретились великий русский святой и великая русская святыня.

 В 1579 году в Москву был отправлен список (копия) иконы, обретённой в Казани, а также подробное описание обстоятельств её обретения и чудес, которые происходили после этого. Царь Иван Грозный распорядился построить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святыню.
Также он основал женский монастырь. Матрона и её мать, которые способствовали обретению иконы, приняли постриг в этой обители.
 Искусствоведы отмечают, что внешний вид святыни вызывал у людей большой интерес, поскольку иконография отличалась от распространённых в то время образов Богородицы. Сразу же было сделано множество копий иконы, разъехавшихся в разные уголки страны. Так Казанская икона Божией Матери стала всенародно почитаемой святыней и символом победы православия.
 Именно такой символ потребовался народу в страшные годы Смуты, когда внутренняя стагнация русской государственности привлекла внешних врагов, желавших лишить нас и страны, и веры.

 Священник Ермолай из казанского Свято-Никольского храма в те годы занимался проповедью Евангелия среди татар, был известен своим живым умом и праведной жизнью. Он мог бы спокойно прожить до старости со своей супругой, однако Бог призвал её в 1587 году. Тогда отец Ермолай и принял монашеский постриг в Чудовом монастыре в Москве с именем Гермоген.

 В Казани он пользовался огромным уважением, поэтому местные верующие с радостью приняли весть о рукоположении любимого священника в сан епископа. Гермоген стал первым митрополитом Казанским. Казань к тому времени разрослась, став центром торговли на теперь уже полностью русской Волге. Митрополит Гермоген своей задачей видел дальнейшую проповедь среди мусульман и сохранение единства православного народа.

 Крещённых татар селили в русских слободах, чтобы у них была возможность не подвергаться давлению со стороны мусульман. Митрополит Гермоген содействовал прославлению первых казанских мучеников, среди которых были и русские, и татары, убитые за веру магометанами. Также святитель, по благословению патриарха Иова, учредил ежегодное поминовение православных воинов, погибших под Казанью. «Сказание» о Казанской иконе Божией Матери и служба, посвящённая ей, – тоже творения митрополита.

 Святитель Гермоген показывает себя не только как мудрый пастырь, но и как умелый государственный муж. Начало XVII
века стало периодом ужасных испытаний для нашей страны. Как будто всё, что могло пойти не так, пошло не так. Безвластие, неурожаи, голод, рост преступности. Народ ждал спокойствия и хоть какой-то стабильности, и митрополит Гермоген был в гуще важнейших государственных событий, постоянно выступая голосом простых людей, о которых во время борьбы за престол почти не вспоминали.
 Он присутствовал при избрании Бориса Годунова, пресекал попытки бояр подороже продать иноземцам то, что осталось от прежней могучей России. Он же, находясь при дворе во время правления Лжедмитрия, вывел самозванца на чистую воду.
Так как тот был польским ставленником, важным условием обновлённой государственности было принятие католической веры. Напрямую сказать об этом было нельзя, но Лжедмитрий надеялся на мягкую силу. Он рассчитывал понемногу продвигать интересы своих хозяев через женитьбу на знатной польской девице – Марине Мнишек. Митрополит Гермоген потребовал православного крещения невесты и выступил против этого брака. За это Лжедмитрий сослал его в Казань. Кроме того, самозваный царь сверг патриарха Иова и начал запугивать духовенство.

 Вскоре власть самозванца пала, и на престол взошёл Василий Шуйский, происходивший от Рюриковичей и действительно имевший законные права на престол Москвы. Он призвал митрополита Гермогена вернуться в Москву, чтобы принять на себя бремя патриаршества. Иначе как бременем, такую честь в те годы назвать трудно. Всё своё правление Василий Шуйский разрывался между подавлением восстания под предводительством Ивана Болотникова и борьбой со Лжедмитрием II (Тушинским вором). Патриарх поддерживал государя, пресекая попытки новых восстаний своими обращениями к народу.

 В октябре 1606 года, когда положение Василия Шуйского в борьбе с Болотниковым стало критическим, патриарх объявил пост и непрерывную молитву. Первосвятитель напоминал прихожанам о крестоцеловании, данном новому царю, обличал «злых еретиков, грабителей и осквернителей» из мятежных отрядов и призывал объединиться и дать им отпор.
Его проповеди укрепляли дух городов, областей и полков, оставшихся верными Василию Шуйскому. Его обличения и проклятия отбивали желание присоединиться к мятежу у тех, кто ещё колебался.

 Однако Смута не прекратилась. Патриарх призывал сторонников Лжедмитрия II к покаянию и даже обращался к царю с просьбой о милосердии к тем, кто решится прийти с повинной. Однако правление Василия Шуйского внезапно закончилось в 1610 году. Его свергли заговорщики, которые после этого попытались насильно постричь его в монашество. Патриарх, рискуя жизнью, продолжал обличать их злодеяния и объявил постриг недействительным. Тогда бывшего царя отдали его злейшим врагам – полякам.

 Эти же бояре пытались отдать Московский престол польскому королевичу Владиславу взамен на снятие осады Смоленска королём Сигизмундом. И, как и прежде, преградой на пути разрушения России стал патриарх Гермоген. В то время, как бояре поспешили отдать все царские реликвии Владиславу и начать чеканить монеты с его именем, первосвятитель сказал, что не даст своего благословения, если новый царь не примет православную веру.
Он не поставил свою подпись на грамоте, которую бояре направили послам в Смоленск. Это насторожило дипломатов, и договор не состоялся. Тем временем бояре в страхе шли на всё новые уступки, готовясь присягнуть католическому монарху безо всяких условий. Патриарх понял, что дальше отступать некуда. Он открыто выступает против присяги Сигизмунду и публично произносит об этом проповедь.

 В это же время был убит Лжедмитрий II, и русские люди ясно осознали весь ужас положения собственного государства. Внутренние распри понемногу стихают перед лицом опасного внешнего врага, который уже принимает крестоцелование от бояр.

 Патриарх Гермоген пишет в русские города, освобождая своим словом князей и воевод от присяги иноземцу и иноверцу. Именно его письма стали силой, собравшей ополчение, освободившее Москву. Поэтому Казанская икона Божией Матери, имевшая непосредственное отношение к бесстрашному патриарху, стала символом свободы России.

 Патриарха Гермогена переводили из темницы в темницу, требуя распустить ополчение. Но он не сдался и продолжил вдохновлять народ своим примером. Так, в подвале Чудова монастыря, где он когда-то был пострижен в монахи, он и закончил свой земной путь, скончавшись от голода и мук, но не предав правду.
Ополчение вошло в Кремль крестным ходом, вернув себе Родину и сохранив веру. В воспоминание этого события на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади воздвигли Казанский собор, куда князь поначалу поместил икону, бывшую с ним при освобождении Москвы.
Оригинал иконы, как считается, оставался в Казанском Богородицком монастыре, пока не был украден ради дорогого оклада в начале XX века. Однако полной ясности, был ли это действительно подлинник, до сих пор нет. Почитаемых чудотворных списков этой иконы такое количество, что для них ввели «двойной географический эпитет»: например, «Московская Казанская…» или «Ярославская Казанская». И, с одной стороны, утрата подлинника такой святыни – великая потеря для Церкви, а с другой – испытание нашей веры. Ведь если мы почитаем не столько сами иконы, сколько изображённую на них Богородицу, то датировки и наименования образов как объектов материальной культуры не должны подрывать нашу уверенность в чудесах. Список перед нами или оригинал – Пречистая Дева ответит на наши молитвы, если мы ищем Её заступничества.

Ранее мы сообщали: 

Старейший на Кубани женский монастырь возродил традиции работы с молодежью - Первый на Кубани женский монастырь, открытый еще в 1848 году по указу императора Николая I и возводимый при помощи атамана Рашпиля, первым на Кубани принял участие в Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива - 2024», выиграл и реализовал его, организовав мероприятия для молодежи Тимашевского района.

Известная кубанская иконописец София Мачигина отмечает сегодня юбилей- Ее внимательный взгляд изменил многие судьбы, ее работы помогают верующим сохранить духовную силу в самых сложных жизненных ситуациях, ее кропотливое, нежное, эмоционально-теплое и в то же время очень стойкое отношение к своему призванию заставляет многих задуматься о жизни, о самом главном для каждого человека, об источниках и глубине силы человеческой души.

В Краснодаре состоялись Кирилло-Мефодиевские чтения- Мероприятие традиционно объединяет духовенство, педагогов, казаков, деятелей культуры региона, отметил протоиерей Александр Игнатов.