Путеводитель для души - театр «Гелиос»: бег за идеями воспитания
Постановка: наравне с московскими
Очень камерный зал несмотря на яркое кубанское солнце капитально затемнен, прохладно. Атмосфера гнетущая: бегущие люди, потерянные дети, шум, выстрелы, жуткие крики, топот, темно, страшно. И сходящий с ума генерал Хлудов: все, все безуспешно, все рушится. Еще сильный Чарнота, но почва уже куда-то уходит из-под ног. Жернова истории. Они перемалывают людские судьбы бесстрастно и методично. Их невозможно остановить, из них можно только случайно … вывалиться. Где-нибудь в душном чужом и подчеркнуто равнодушном Константинополе. Трагедия, боль, тоска по Родине и прежней жизни.
Как могут дети вытянуть такую работу? Ведь со временем забываешь, что в спектакле играют-то в основном школьники! Да, отдельные роли у взрослых, но театр - детский. И школьники очень органично вошли в сюжет: одна из режиссерских находок - «альтер эго» Хлудова сыграл семилетний ребенок. И теперь это не только «зверюга», но и растерянный мальчишка.
В то время все, даже жесткие генералы, были потеряны и не знали, как жить дальше. И молодая страна тоже еще не понимала, что ее ждет.
В эту глубину смогли погрузиться наши современные дети. Понять и прочувствовать, какие ситуации переживала страна. Что это такое - любовь к Отечеству, что значит быть вместе в горе и радости - особенно в горе.
Что горе Отечества - общее горе, от него не убежать. Даже если убежишь.
Фото: Ульяна Сурнина, медиа-центр "Содружество"
Надо обязательно узнать побольше про эту постановку, коллектив и такой потрясающий опыт. Ведь очень сложный и серьезный материал. Если все зрители остались под таким сильным впечатлением, что аплодисменты не смолкали очень долго, то как все смогли вместить в свои детские сердца участники постановки?
Марина Анатольевна Лященко. Фото - Медиа-центр "Содружество".
Театр: по образу школы-студии МХАТ
- Да, нам часто задают этот вопрос - как дети могут воспринимать и передавать чувства глубоких и взрослых пьес. Пусть у нас образцовый коллектив, но все же он детский, - рассказала Марина Лященко. - Театр-студия «Гелиос» занесен в Золотую книгу образования именно как образцовый детско-юношеский коллектив. В этом учебном году мы вступаем в 33 театральный сезон.
Дети приходят к таким постановкам не сразу. Это выпускная работа, в таких группах - воспитанники, которые выросли в студии. И очень многое уже смогли понять, приобрести опыт.
Театральная школа-студия появилась на базе Первомайского дома творчества. Потом были переезды, объединения, трансформации - но театральное направление всегда оставалось востребованным. Создала коллектив Наталья Константинова, сейчас руководит студией младшая дочь Натальи Андреевны Екатерина.
В 2006 году ЦДТ переехал в здание в историческом центре Краснодара, и театральное направление начало пользоваться особенной популярностью. Когда стало обучаться более ста человек, приняли новых режиссеров. В 2018 году студия выросла еще больше и спрос на обучение стал зашкаливать: сформировался полноценный набор с конкурсом несколько человек на место. Пришла пора из простого творческого объединения вырастать в нечто серьезное.
Ездили в Москву, Санкт-Петербург, изучали, как работают полноценные театральные школы-студии - при МХАТ и не только. И три гола назад полноценно заработала театральная школа-студия «Гелиос», где на сегодня преподают 10 педагогов. Сформировалось четыре режиссерских курса - как и принято в театральной школе.
- У нас ступенчатое обучение: ребята приходят в шесть лет. Четыре ступени, которые длятся по два года. Ведем детей до 18 лет, - говорит Марина Анатольевна. - На каждом этапе изучают необходимые дисциплины: история театра, вокал, хореография, сценическое движение, сценическая речь, мастерство актера, сценография.
И важное изменение: появляется театр «Гелиос» - самостоятельный, как продолжение школы-студии для тех, кто уже перешагнул 18-летний возраст, но не видит свою жизнь без постановок, репетиций и премьер. Это уже новый, серьезный этап.
Планы: 33-й сезон
- Помимо «Бега» в работе еще несколько спектаклей - мы их будем продолжать играть в 33 театральном сезоне, - говорит Марина Анатольевна. - Идет смена актерского состава - выпускники уехали в театральные вузы. Наши дети поступают во ВГИК, Щукинское училище - там педагоги уже знают о наших детях. В рамках культурного норматива школьников в 2023-24 учебном году планируем выездные показы в школах, где есть залы по 300-400 мест - для этих выездов запланированы несколько спектаклей. И летом работа кипела - благодаря сотрудничеству со Всероссийским институтом кинематографии имени Сергея Герасимова. В этом году он будет снимать фильм «Ленточка», совместно с институтом на базе нашего центра провели кастинг с актерами Театра драмы - съемки будут проходить в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Новороссийске. И в них примут участие несколько наших воспитанников. Театр живет и развивается.
В этом году прошел полный набор, численный состав театральной школы-студии - более 250 человек. Несколько коллективов полноценно работают на базе школ - есть очень хороший опыт. С прошлого года наш Центр стал куратором по работе всех школьных театров Краснодара, уже состоялся заочный смотр школьных театральных коллективов - в этом году пройдет ряд семинарских занятий, мастер-классов для педагогов, работающих в школах и преподающих театральные дисциплины. В конце марта 2024 года состоится уже второй городской фестиваль-конкурс театров «Театр, в котором играют дети». О пять же организатором этого фестиваля по приказу департамента образования стал Центр «Содружество». Им доверяют.
Вывод и подход
… И вот о чем подумала после спектакля и беседы с директором Центра: в стране сейчас идет поиск подходов к воспитательному процессу. Его не только вернули в школы, но и создали систему советников директоров именно по воспитанию, «Движение первых» открыли, ввели изучение основ религии, на Кубани все шире транслируются ценности казачества в профильных школах и классах. Идет поиск механизмов, которые помогли бы удержать детей от ошибок, защитить новые поколения нации от того, что происходит во многих странах Евросоюза, сохранить те самые корни, без которых просто нет дальнейшей жизни народа. Так вот он, очень эффективный и эффектный подход: наша великая русская литература. Школьной программы явно не хватает, а в театральной студии произведения не просто читаются, а досконально изучаются - учатся наизусть, разбираются по фразам, по выражению лиц, по трепету души - на основе исторических событий. Проживаются детьми. Вот же оно, на сто процентов! Идея организации процесса воспитания в театральной студии совершенно не нова, это уже скорее вечная классика, чем новшество. Но согласитесь - все очень актуально и, главное, востребовано детьми 21 века. И просто отлично, что в Краснодаре это увидели, оценили, поддержали и все получает новое развитие, уже не только в школьной, но и в молодежной среде. Такой опыт сейчас можно рекомендовать распространять по всей стране, поддерживать детские и молодежные театральные студии, помогать с тем же реквизитом, режиссерами, залами, репетициями. Одно НО присутствует: единственное, но очень весомое. Этим нельзя заниматься формально, ради отчета. Не пойдет. Нужны настоящие таланты и профессионалы, которые смогут через все современное наносное (дети сейчас часто обожают аниме, развлекаются фанфиками, сидят в непонятных сюжетных сетевых играх) стать близкими их душам, научить эти души любить, дружить, знать, что в жизни самое главное. И показать, что бывает, когда это самое главное кем-то предается, или наоборот, сохраняется, несмотря ни на что. Это не только патриотическое воспитание, это нравственная основа для всей будущей жизни, дети обо всем узнают и всему научатся, погрузившись в произведения классической русской литературы. Лучшей, самой глубокой в мире, как мы знаем.
Ранее мы сообщали: Смертельные челленджи возвращаются: кто убивает наших детей?- Некоторые челленджи из Тик-Тока могут быть опасны для детей и подростков. На Кубани жертвой Тик-Тока стала 11-летняя девочка. Ее нашли в ванной комнате на полу с пакетом на голове. Родственникам пришлось выломать дверь. Смерть ребенка носит некриминальный характер. По словам следователей, есть все основания предполагать, что девочка выполняла задания опасного челленджа в Тик-Токе.
Также читайте: Травля в школе убивает наших детей: мнение и советы психолога Буллинг, к сожалению, возникает чаще, чем вы о нем слышите. В душе обычного среднестатистического подростка могут жить куча страхов, комплексов… А в школьной или студенческой жизни его могут преследовать нападки сверстников, одноклассников.
И еще: ЕГЭ — для киборгов в Зазеркалье: субъективные заметки - Погрузившись в этом году с ребенком в мир ЕГЭ и изучив его изнутри во всех подробностях, не могу не поделиться впечатлениями. Особенно — об экзамене по литературе и русскому, поскольку по образованию я филолог и могу сравнить сдачу ЕГЭ в современной школе со сдачей экзаменов в вузе. Что больше всего удивило — ЕГЭ в этом году в России прошел уже в 20-й раз (первые опыты начались в 2001-м). Сотни, тысячи родителей высказывали и объективные, и субъективные претензии, есть свои замечания у педагогов, которые тоже в заложниках у системы, но все же в меньшей степени, чем дети. Неужели нельзя было до сих пор убрать вопиющие перекосы, которые на поверхности? И при этом организаторы говорят о том, что изменили к лучшему очень многое. Не знаю, что было раньше, но что в настоящее время — вижу.