«Слово пацана»: почему сериал-трагедию нужно смотреть взрослым вместе с подростками?

«Слово пацана»: почему сериал-трагедию нужно смотреть взрослым вместе с подростками?

Вы смотрите сериал «Слово пацана»? Кажется, о нем сейчас говорят все. И очень обидно, что многие узнали о нем именно из скандала и угрозы запретить. А у нас ведь как: что запрещают, то срочно надо смотреть, а вдруг точно запретят. Авторов обвиняют в романтизации подросткового бандитизма. Но ведь это глупо. Хотят запретить его лишь те, кто не смотрел, а также в те времена, о которых идет речь, жил в коробочке с мягкой ваточкой и совсем не понимает историю своей страны, как говорят, не чувствует ее. Боятся, что подростковые группировки могут вернуться на современные улицы. Ну давайте включим мозги: вы когда последний раз наблюдали подростков на улице? Попробуем убедить критиканов хотя бы посмотреть его. И мы уверены, мнение у них изменится.
Лучший сценарий

Итак, сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана» стали показывать на определенных платформах с начала ноября. Но на просторах интернета любой может найти его без труда. Вышли сейчас уже шесть серий. Но какие-то «нехорошие» люди слили в сеть седьмую и восьмую серии в демоверсии. Они в плохом качестве. Кроме того, съемочная группа приехала в Ярославль, чтобы переснять финал картины, так что он будет другим – пока никто не знает, каким.
Фильм сняли по книге Роберта Гараева, который и стал прототипом главного героя Андрея – «Пальто». Он описал так называемый «казанский феномен» - события в Советском Татарстане в конце 1980 – 1990-х годах. Тогда весь Союз, что называется, гудел от новостей оттуда. Подростковые банды – «улицы» держали в страхе жителей Татарстана, полиция не могла ничего поделать с этим движением. Подростки во главе со старшими, грабили, занимались разбоем на дорогах, устраивали драки.
Реакция на книгу, которая вышла в 2020 году, была точно такой же, как и на сериал. Ее не сразу приняли.
Сам Гараев сейчас говорит, что кино о криминале странно считать его романтизацией.
- Те, кто обвинял меня в этом, прочитав книгу, брали свои слова обратно. Так происходит и с фильмом, - говорит автор книги.
Кстати, на фоне популярности сериала раскупили все экземпляры книги. Сейчас идет допечатка бумажной версии, в продажу поступит после 20 декабря.
Роберт Гараев очень доволен, как режиссер передал атмосферу того времени, которая описывалась в книге.
Режиссер Жора Крыжовников уверен, что преступление не может быть безнаказанным. И в фильме это видно уже с первых серий. А то, что люди называют романтизацией - герои в сериале не однозначно плохие, они сложные, запутавшиеся в жизни.
Актер Сергей Бурунов, сыгравший в фильме отца Марата, сказал, что это лучший сценарий в его жизни: «При всей жестокости и страшной теме, сценарий – лучший. Я читал от корки до корки несколько раз».
Сказал свое слово и артист, который играет главного героя сериала - Иван Янковский.
- Это история о становлении совершенно нового времени, о превращении мальчика в мужчину. Мой герой – пацан, каких много; вернувшись из Афгана, он понимает, что что-то изменилось. И улица, и страна стали жить по другим правилам и законам. И он хочет занять свое место в этом меняющемся на глазах мире, - сказал он.
Можно еще много привести мнений уважаемых в нашей стране людей, которые не увидели ничего плохого в сериале. Их легко можно найти в сети.
Резюмируем все их мнения: «Сериал правдиво передает то время. Никакого воспевания и романтизации бандитизма нет. Напротив, это страшный мир, лишенный какой-либо привлекательности. Получился откровенный, честный и талантливый проект со свежими лицами. Если слепок определенного времени сделан талантливо, то это не про поэтизацию. Странно искать пропаганду в собственном прошлом. И бояться его тоже не нужно. Какое было такое было. Вспоминать его полезно. «Казанский феномен» - это такая же часть нашей истории, как перестройка и развал Союза. И фильм как раз и спрашивает нас: хотим ли мы повторения подобного? А то уж слишком много ностальгировать стали".
scale_2400 (2).png

Дух времени

Кстати, Роскомнадзор после проверок не выявил никаких нарушений законодательства в фильме. Но известности все эти запреты и скандалы добавили сериалу.
Почему он стал таким популярным? Многие, когда его смотрят, окунаются именно в свое прошлое. Для жителей нашей страны, будь то в Казани или Краснодаре, это время еще очень близко, реально, осязаемо. Да и потом, повествование фильма о дружбе, первой чистой любви, отношениях между родителями и детьми, человеческих ценностях – понятных каждому вещах. Поэтому у него самая широкая аудитория.
Показывают казанские хрущевки, но ты узнаешь в них свой краснодарский двор. Кто-то вспомнит пятнистую шапку – которую носили почти все советские ребятишки, варежки на резинке или меховые норковые или ондатровые шапки у взрослых, пустые полки в магазинах, зарплату родителям выдавали продукцией предприятия. Хорошо было тем, кто на обувной фабрике работал или на мясокомбинате.
Дух, атмосфера времени переданы великолепно. Кто был подростком в те времена - знает, как страшно было напасть на гопника в чужом дворе. Обчистит все карманы, да еще на счетчик поставит. Авторитеты были в каждом районе. О них говорили шепотом, гордились, что хотя бы знают их. Рассказы об их похождениях и приключениях «на районе» передавались на переменках в школе. Они каким-то образом проникали на школьные мероприятия, на которых планировались дискотеки, и все обязательно заканчивалось драками.
Быть пацаном в те времена - то еще испытание, но и девочкам приходилось несладко. Родителям, которые воспитывали дочек, было неспокойно с тех самых пор, когда тем исполнялось 13. На улицу - только с подругами, только на своем районе и только до наступления сумерек. Отцы встречали дочерей из кружков и секций на остановках, а матери пили корвалол, если в назначенное время ребенок не приходил из школы или кружка.
Центральная улица Краснодара тоже была поделена на сферы влияния авторитетов. Как я это узнала? Пришлось. В модных тогда лосинах с подружкой возвращались из библиотеки. Задержались. У здания, где сейчас «Марриотт», нас окружили «непростые ребята» и стали пояснять «за жизнь» и кто тут на улице главный. Все обошлось в тот раз, дипломатическое искусство договариваться потом неоднократно спасало в разных ситуациях. Надо заметить - ни один взрослый, среди которых были мужчины, главы семейств, не вмешался. С той поры, даже сейчас, этот участок Красной стараюсь обходить.


И это было при пионерии и комсомоле…

В фильме показали, как общество относилось к жертвам изнасилования. В милицию старались не обращаться, как говорится, сор из избы не выносили, в произошедшем была виновата только девочка. И не дай Бог слух распространится по улице… Приходилось менять не только школу, но и место жительства. Очень часто с таким прессингом общества, да и родителей, девчонки не справлялись – заканчивали жизнь самоубийством.
Да, это было.
Сериал – реальный ответ тем ностальгирующим, которые любят повторять: «В Советском Союзе не было подростковой преступности, детьми занимались школа, пионерия и комсомол». Да, все, в целом, так и было. Но фильм повествует о 1989 -1990 годах. Это была ломка старого, но новое еще не пришло. Все шло по накатанной, но изменения были видны невооруженным глазом. Дух свободы пленил неокрепшие умы. Через весь сериал рефреном звучит песня Цоя «Перемен, требуют наши сердца». Да что там неокрепшие умы школьников… Учителя устали воспитывать и заявили: «а пусть семья и воспитывает оболтусов, мы предоставляем образовательные услуги». И я прекрасно помню этот момент, когда все «пошло-поехало вкривь и вкось». Когда «крутые» одноклассники курили на последних партах и дерзили учителям, а те, растерянные от хамства, ничего не могли поделать. Когда вдруг в школе появились платные кружки и секции, а сбор макулатуры назвали пережитком прошлого, да и практически все обязательные школьные мероприятия стали вдруг необязательными и опять же «пережитком прошлого».
Не сразу все рухнуло. Когда я уже пришла в школу молоденькой учительницей в 1997 году, она стала совсем другой. Тогда старшеклассники спокойно могли сказать громко за спиной учителя что-то сальное и обидное, и им ничего за это не было. Во времена, о которых идет речь, только вся эта разнузданность зарождалась, пробовалась на вкус: «а ну-ка, если я так сделаю, что будет»?
Фильм жестокий, где-то даже излишне много чернухи: крови и драк. Это утрировано. Потому что после одной такой драки – стенка на стенке, трупов бы собрали ни один и не два.
И это даже не минус. Подростку важно объяснить, что фильм и жизнь - это две разные вещи. В реальной жизни после такой драки обеспечена кома, в лучшем случае сотрясение мозга. 

Берегите своих детей

Так что винить сериал в том, что он негативно повлияет на умы детей и молодежи, нельзя. Детьми и молодежью надо заниматься. В семьях, школе, обществе. Если нет этого, подросток становится наживой для других.
Главный герой сериала отличник из интеллигентной семьи Пальто вступил в группировку, чтобы чувствовать за собой силу, которая всегда придет на помощь. Но он теряет себя, из-за него страдают близкие и невинные люди. Происходит трагедия на наших глазах.
Обсуждают, нужно ли смотреть детям? Считаю, что не всем и вместе со взрослым, который пояснит, что это именно деградация, а не веселые приключения двух друзей. Герои сериала совершают преступления, за которые придется ответить.
А взрослым, которые воспитывают детей, обязательно к просмотру. Воспитание в семье – вот внутренний стержень, именно там прививают моральные и нравственные ориентиры.
Сейчас, в кризис, подростки – благодатная почва для манипулирования их неокрепшими умами. Зная об этом заранее надо заботиться о моральном воспитании детей, помогать адаптироваться в обществе. Ведь сериал «Бригада» смотрели все, но разве многие стали бандитами?
Все боятся, что подростки начнут подражать героям сериала. Нет, не будет этого. Другие сейчас дети. Их не выгонишь на улицу. Они будут спокойно биться в виртуале в компьютерные игры, а как-то контактировать и общаться с живыми людьми - это не про них. 

Ранее писали: Неча на сериалы пенять, или Чем "Слово пацана " отзовется: страсти накаляются все больше Нешуточные страсти с начала декабря бушевали и продолжают бушевать в медиапространстве по поводу телесериалов «Слово пацана. Кровь на асфальте» (о жизни молодежных преступных группировок Казани конца 1980-х) и «Пищеблок» (триллер о пионерах-вампирах во время подготовки Олимпиады-80). Накал страстей ревнителей державных скреп достиг такого уровня, что председатель Комитета Госдумы по делам семьи г-жа Останина даже обратилась в Следственный комитет и Роскомнадзор с просьбой проверить данные произведения на предмет «пропаганды и распространения в них запрещенной информации, способной причинить вред подрастающему поколению, включая вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу».
Хорошей демографии по принуждению не бывает: о падении рождаемости в РФ. Демографическая проблема в России как возникла после распада СССР, когда советские люди враз потеряли свое государство вместе с привычными жизненными ориентирами, ценностями, а также народной властью, обеспечивавшей граждан жильем и работой, так до сих пор только усугубляется.