Участник спасательной операции на Эльбрусе рассказал о трагических ошибках восхождения
Корреспондент «Вольной Кубани» выяснила, что стало причиной трагедии и есть ли возможность избежать подобных происшествий в будущем.
Шокирующая правда о гибели альпинистов
Нашим экспертом стал Сергей Баранов — горный гид и владелец
По его инициативе сейчас законодательно решается вопрос об участии
— Эта ситуация показала, что наше участие в спасательной операции было очень полезно. Для усиления отрядов МЧС можно было бы задействовать пару десятков гидов. Такие меры успешно работают в Европе. И сегодня местные власти тоже готовы
Расплата за ошибку — жизнь
Название самой высокой вершины в России имеет разные значения на разных языках. В грузинском варианте оно переводится как «буря» и «лед». Это довольно точное описание пятитысячника, поскольку бури здесь не редкость.
Только в этом году на Эльбрусе возникло сразу несколько нештатных ситуаций. Так, 23 сентября непогода застала альпинистов на высоте 5400, и они послали сигнал бедствия. Три туриста погибли.
От сердечной недостаточности скончался гид группы во время восхождения 23 мая.
Еще два тела нашли спасатели 3 мая. Погибшие пропали 17 апреля — в этот день они последний раз вышли на связь.
Тело
Годом ранее 19 октября на Эльбрусе без вести пропала альпинистка из
Элемент не найден!
Согласно печальной статистике без подобных трагедий не обходится ни один год. Смерть от удара молнии, переохлаждения, сердечной недостаточности, падения в пропасть…Могучий Эльбрус не прощает ошибок, а совершившие их расплачиваются собственными жизнями.
Но не только суровый пятитысячник ежегодно уносит жизни туристов. В сентябре этого года в горах Сочи скончался мужчина. Сложность похода была невысока, но беда все же произошла.
В 2018 году многодневный поход с детьми закончился трагедией. Двенадцатилетнего Севу искали спасатели десять дней. Но чуда не случилось — мальчик упал в пропасть и погиб. Руководитель группы по суду получила два года колонии.
Элемент не найден!
Последняя громкая трагедия — сразу пять смертей в группе альпинистов, отправившихся в коммерческий поход с гидами фирмы Elbrus.guide.Человеческий фактор или природа?
— Сергей, почему на Эльбрусе да и на других горах ежегодно погибают туристы? В чем главная причина?
— Я работаю на горе уже восемь лет. По собственной инициативе и на собственные средства мы оборудуем перилами и вешками всю гору. Сегодня туристы идут по готовому маршруту, поэтому сейчас смертей стало 2, а не 20, как это было еще лет 10 назад.
— В этот раз погибли пять человек. Это ошибка гидов?
— Да, одна за другой. Они сняли рукавицы и обморозились — одна ошибка. В результате потеряли работоспособность. По их словам, было трудно работать в рукавицах. На больших горах все работают в рукавицах, и никто не пытается их снять. Далее они снимают маски, потому что их залепляет снегом. Но снег точно так же залепил им глаза, и они ослепли. Еще одна ошибка в том, что группа долго сидела на одном месте. Несколько часов они не двигались, пока не замерзли на руках гидов.
Я не могу этого понять. Оттуда всего 10 минут по горизонтали до места, где ловит сотовая связь. Почему ни один из гидов не дошел до него и не позвонил — неизвестно. На 19 человек хоть один телефон должен был работать, чтобы позвонить в МЧС, по номеру 112 или маме. Пока эти вопросы остаются без ответа.
Метеослужба аномалий не зарегистрировала
Пытаясь разобраться в ситуации, Сергей запросил информацию у сотрудника гидрометслужбы. Метеоролог сам неоднократно бывает на Эльбрусе по долгу службы — приходится следить за метеооборудованием. По его словам, в тот день погода не была экстраординарной.
Комментарий метеоролога:
— Сводка с автоматической метеорологической станции на скалах Пастухова (4700 м): 23 сентября на высоте 4700 максимальные скорости ветра не превышали 22 м/c (синяя линия, об этом же говорят данные метелемера (черная линия), согласно которым после 16.00 метель закончилась и в течение дня была умеренная. Температура (зеленая линия) колебалась в пределах 7–13. Конечно, это все суровые условия, но по эльбрусским меркам — рядовое ненастье, а не
В 100 метрах от спасения
Самое грустное, что смертей могло быть меньше или вообще не быть. В ожидании спасателей группа сидела на ветру и морозе, когда в 50–100 метрах от них была фумарола — место выхода теплого воздуха из недр дремлющего вулкана.
— Фумарола — это большая «комната» метров 30 на 30. Температура в ней 0 градусов, ее держит теплый воздух от нагретых вулканом камней. Я 20 лет хожу, и все эти годы с фумаролой все в порядке. В ней не газы, а именно теплый воздух, она безопасна и нетоксична. Мы в ней отсиживались в пургу, заходили, чтобы обедать. Почему группа не воспользовалась фумаролой? Гиды сказали, что побоялись ее искать. Я думаю, нет — уверен, что гиды примерно знали, где она находится. Чтобы найти ее, человек привязывается на веревку и ходит, пока в нее не провалится. Это несложно. Но они даже этого не сделали. Если все равно сидели 4 часа, почему бы не поэкспериментировать? — рассуждает Сергей.
— Сколько часов группа провела на одном месте?
— Все громче звучат заявления о том, что группа сидела 8 часов. Я не могу это подтвердить. Вопрос в другом: почему людей не заставили встать и хотя бы водить хоровод на одном месте? Здесь в прямом смысле движение — жизнь. И если возникает угроза жизни, ты поднимешь человека любой ценой — через боль или насилие.
Однажды у меня на спасработах был опыт крайнего переохлаждения. Мы боролись за чужую жизнь и в результате сами чуть не погибли. Я очень хорошо понимаю, что такое заплетающийся язык и терминальная стадия.
Поэтому у всех гидов моей компании медицинское образование — не просто доврачебная помощь. Мы знаем, что делать, чтобы оказать помощь. И в данной ситуации людей нужно было заставить двигаться.
— Почему среди пятерых погибших четыре девушки?
— Маленькие, быстрее замерзают. 50 кг остывают быстрее, чем 100. Все девушки были хрупкой комплекции.
Еще момент: пострадавшие мне звонили и говорили, что снегом им лица залепило, а пострадавшую девушку невозможно было 400 м протащить до мобильной связи — я этого всего не понимаю. Я отрицаю, что все это правда.
Даже если там и была пара часов погодного ада, не бывает такого, чтобы совсем без просветов. А когда мы поднимались к ним, как минимум два часа уже можно было двигаться нам навстречу. Большая группа — это непотопляемый корабль, который способен выдержать многое. Это в малой группе сложно транспортировать туриста со сломанной ногой.
Роковые ошибки
— Усилить контроль над гидами. Люди должны быть подготовленными — уже издан соответствующий закон. Они должны пройти достаточно краткосрочные курсы — всего несколько недель, но этого вполне достаточно, чтобы
В этой трагедии проблемы были даже с радиосвязью — гид кричал в рацию и посчитал, что вызвал помощь. Но в рацию можно кричать бесконечно, если на том конце тебя не слышат. А подтверждения у него не было — это один из ключевых моментов всей трагедии. Он посчитал, что вызвал связь. Туристы, оставшиеся наверху, тоже так посчитали. А в итоге никто помощь не вызвал. Спасательные работы начались потому, что мы внизу засуетились. По времени группа должна была выйти хотя бы на сотовую связь, а мы не дождались и забили тревогу. Пытались связаться с ними по рации, потому что внизу у них не было никакого диспетчера на их рабочей частоте. Более того, в их офисе не желали давать мне их рабочую частоту, хотя это не тайна. Поймите, в тот момент никакой драмы нам снизу не виделось. Спасатели тоже не обязаны отслеживать передвижение группы. Обязательство группы — подать сигнал SOS любой ценой — даже ценой жизни одного из участников. А сигнала не было.
— Выходит, спасательная группа пошла на помощь не потому, что гиды ее вызвали, а потому, что вы внизу забили тревогу?
— Мы нашли способ с ними связаться, а не они с нами. Сейчас ведутся очень бурные обсуждения, почему не работал спутниковый телефон. Гиды утверждают, что он у них был. Это тоже ключевой момент — если был «спутник», то помощь можно было вызвать из любой точки в любой момент. Почему он не работал? Погода вряд ли является оправданием.
Не хватило знаний
— Прогноз погоды был известен. И это нормально — пытаться совершить восхождение в такой прогноз. Он почасовой, поэтому вполне можно было успеть уйти до начала шторма. Что и сделали многие группы в тот день. Для этого достаточно было смотреть на часы на руке и сдерживать свои амбиции. А тут люди подходили — и вот она, вершина. Но и армагеддон тоже близко. Это их не сдержало, вершина их манила больше. Молодые, неопытные гиды доигрались — не поняли, что они ведут автобус, который не поедет, как «Феррари». Спортивной командой они, может, и проскочили бы, а с таким обозом, идущим вдвое медленнее обычного графика, шансов не было, — анализирует Сергей.
— Неопытность лидеров или непомерные амбиции привели к трагедии?
— Я считаю, гидам не хватало элементарных технических знаний на горе. Например, связать носилки из веревки. Не знаю, как гид тащил первую пострадавшую, но если бы он связал носилки, он бы смог ее транспортировать. Для этого должна быть веревка. Я считаю, что у него не было ни веревки, ни аптечки, ни спутниковой навигации, хотя сейчас компания утверждает обратное. Многие ленятся носить веревку, потому что она тяжелая.
Интересный факт: гиды даже шину не наложили туристу со сломанной ногой. Для этого отлично подходит ледоруб, который у них был. Это занимает минут 5. Я не понимаю, почему это не было сделано. Не говоря о том, чтобы дать людям дексаметазон. Препарат помогает справиться с горной болезнью. Я понимаю, без медицинского образования они не имели права этого делать, но люди могли бы встать и пройти еще хотя бы час. При существующих рисках это было бы оправданно. Плюс есть распространенный препарат, расширяющий периферию сосудов. Его используют сразу после обморожения. Он помогает согреться пальцам, расширяя сосуды. Это ведет к общему переохлаждению, но в каждой ситуации нужно оценивать степень риска.
Еще интересный момент: когда мы шли к пострадавшим, нам навстречу двигались гид с клиентом и еще одна девушка. Формально она не гид, нигде не упоминается, но технически она была пятым гидом. Они нам пояснили, что 8 человек якобы решили по своей инициативе остаться на седловине. Этого я не понимаю. На горе клиент не решает ничего — это указано даже в договорах. У меня есть очень солидные клиенты из списка «Форбс», но этот момент мы обсуждаем и с ними. Извините, но на горе действует правило стада овец: гид отвечает за безопасность, а турист подчиняется. А тут лидеры ушли вниз, оставив людей одних. Произошло счастливое совпадение, что мы подошли к этой группе через 20 минут после того, как гиды ее оставили. Но мы могли прийти и через пару часов, когда никого в живых уже не было бы. Люди были в тяжелом состоянии. Девушка своими ногами спустилась к ратраку, а после умерла в карете «скорой помощи». Один из гидов, который остался на горе, называет себя волонтером. Не знаю, что это значит и какая у него квалификация — скорее всего, нулевая. Он сам пребывал в состоянии затухающего сознания. И признался, что еще немного — и он тоже погиб бы вместе со всей группой.
Сейчас у нас нет ощущения, что мы спасли 15 человек. Мысли только о том, что пятерых мы потеряли…
Кому нельзя ходить в горы
— Сергей, правда ли, что одна из погибших на Эльбрусе страдала астмой?
— Астма никак не влияет на смертность в горах. Я сводил на вершину Эльбруса более четырех тысяч человек. Среди них была пара сотен астматиков. В каждой второй группе есть такие туристы. В трагедии 23 сентября первая погибшая девушка умерла от переохлаждения — я видел официальное медицинское заключение. Вторая умерла у меня на руках — и она точно не задыхалась от астмы. Причина смерти та же — переохлаждение. Я говорю про девушку, о которой муж рассказывал, что стал свидетелем ее смерти. На самом деле, когда он ушел вниз, она еще шевелилась, а я оказывал ей первую помощь.
— Так какие требования организаторы должны предъявлять туристам?
— Я водил и астматиков и диабетиков, шесть раз — людей на костылях без ног и без протезов. И даже парализованных транспортировал. Надо просто быть внимательным и учитывать все факторы. Насчет требований — турист может соврать, умолчать о состоянии здоровья, а справку медицинскую просто купить. Я убедился, что все это не работает. Никаких ограничений туристам ввести законодательно не получится. Люди врут даже о своем опыте. Например, отправляясь со мной в очень серьезные горы на Аляске (гораздо сложнее, чем Эльбрус), люди врали мне об опыте, только чтобы попасть в экспедицию. А как проверишь? Конечно, можно требования ужесточить настолько, что без сертификата о восхождении человек не сможет попасть ни в одну компанию. Но это нереально.
— Как найти действительно профессионального гида, чтобы не подвергать свою жизнь опасности?
— Меня об этом спрашивали не раз. Не знаю. Я могу только по именам порекомендовать. Четких критериев опытности нет. Мы не можем заглянуть в голову каждому гиду и оценить его уровень осторожности, даже несмотря на его опыт. На месте туристов я бы начал с легального туроператора. Потому что он несет ответственность перед законом за гидов, которых набирает. Как владелец компании могу это подтвердить. Можно запросить документы гида — о прохождении курсов проводника, свидетельства о медицинских знаниях. Но медицинских знаний практически ни у кого нет. Хотя я считаю, что вполне можно заставить гида пройти хотя бы начальные медицинские курсы.
В настоящее время Денис Алимов, главный гид группы, в которой погибли пять человек, арестован. Суд состоится уже завтра. Компания Elbrus. Guide призывает подписать петицию в защиту своего сотрудника, заявляя что заключение его под стражу помешает им оказывать помощь пострадавшим.
Нина Куряшкина