ЕГЭ как ориентация на американскую модель образования: Не стать бы нам псаками


Посмотрел недавно телепередачу об американской системе образования и вытекающих из нее американских же ценностях. И понял, что не могу не высказаться о своем взгляде на отечественное образование.
Тем более теперь, когда сам, как отец, прошел вместе с сыном-выпускником и абитуриентом путь окончания школы и поступления в вуз, узнав все нюансы и подробности, что называется, из первых рук.

Сначала о телепрограмме. В ней говорилось о том, что американский образ жизни построен на зарабатывании денег, а потому и знания для жителей США представляют лишь материальную ценность. Иными словами, я должен знать только то, что принесет мне прибыль. Все остальное — чушь. Помните, еще Конан Дойл устами Шерлока Холмса сказал: «Возможно, Земля и вращается вокруг Солнца, но в моем деле это не пригодится».

Судя по многочисленным высказываниям знаменитой теперь Дженнифер Псаки, достаточно высокопоставленной чиновницы Госдепартамента Соединенных Штатов, можно сделать вывод, что американцы не обладают даже элементарными знаниями в своей профессиональной сфере.

К счастью, в России, в высших сферах власти, подобных прецедентов не случалось. Пока. Именно пока, потому что мы переняли западную модель образования. Прежде всего — в аттестации знаний учащихся. Пресловутый ЕГЭ (единый государственный экзамен) убивает всю систему отечественного образования, которая и в советские времена оставалась одной из лучших в мире, если не лучшей.

Это была как раз система знаний — мы овладевали не только азами, но и основными принципами всех ведущих наук. Географию, химию, физику, биологию, историю и иже с ними должен знать каждый уважающий себя человек. Не скажу, что по каждому из этих предметов сам преуспевал, но каждый из них мне пригодился в жизни. Не для зарабатывания денег, как у американцев.

Когда мой ребенок учился в выпускном классе, весь учебный год посещал только те предметы, по которым ему предстояло сдавать ЕГЭ. Все остальные — по желанию (точнее сказать — по нежеланию), а потому ни он, ни его одноклассники попросту не «распылялись» на другие занятия. Можно понять и педагогов, которые вынуждены «натаскивать» своих учеников по предметам ЕГЭ, ведь от их показателей во многом зависит и престиж школы, и профессиональный рост учителя, и, насколько мне известно, даже его зарплата.

К слову сказать, в Новороссийске (но, говорят, такая же ситуация складывается во всем Краснодарском крае, да и во всей России) резкий дефицит учителей математики. Пытался выяснить причину. Ответ оказался очень прост: после введения обязательного ЕГЭ по математике выпускники практически поголовно стали пользоваться услугами репетиторов (и мой сын не был исключением) за очень солидную плату, а потому учителя смекнули, что смогут больше заработать, если перестанут ежедневно вести школьные уроки.

Как-то довелось по этому поводу брать интервью у заслуженного учителя России Виктора Пахомова, который в одной из школ Новороссийска преподает русский язык и литературу. Интервью вышло под заголовком из цитаты его высказывания: «ЕГЭ убивает не только знания, но и нравственность». Виктор Борисович чуть было не лишился своего рабочего места за такую смелость. Не уволили, видно, только потому, что и среди учителей словесности тоже есть дефицит. Ну, так вот, в этом интервью он высказал очень важную вещь, в том числе и по поводу причин введения ЕГЭ:


«Коррупцию хотели победить на уровне поступления в вузы, где была, конечно, ужасная ситуация. И переместили эту борьбу на низовой, в общем-то, уровень, в школы. А в школе человек должен мыслить нравственно, эстетически и экономически. Именно в такой последовательности. Нравственное мышление предполагает честные поступки, эстетическое в своей основе имеет чувство прекрасного, несовместимое с пороками, с грязью. И лишь третьим по счету должно быть мышление экономическое — насколько это выгодно. А у нас с введением ЕГЭ мышление пошло в обратном направлении — от экономической выгоды. Образование превратилось в предоставление платных образовательных услуг».

Не стану грешить на собственного сына, но не уверен, что когда-нибудь пробелы в его образовании (несмотря на аттестат всего с одной «четверкой») не скажутся и в будущей профессии, и в жизни. Придется, видимо, наверстывать уже самообразованием.

Больше всего меня поразил тот факт, что при поступлении в вуз, по крайней мере в случае с моим сыном, аттестат об образовании вообще не имеет никакого значения. Все решает рейтинг, составляемый на основе суммы баллов, полученных на ЕГЭ! Если, допустим, абитуриент поступает на творческую специальность, то оценка по математике также никак на его рейтинг не влияет. И таких нюансов — масса. Если родители заранее ознакомятся с условиями поступления в тот или иной вуз, то смогут сэкономить семейный бюджет. Да-да, сэкономить на образовании собственного чада. Если уж мы решили перенять западную модель с ее рыночными отношениями.

Преподаватель одного из вузов, попросив не называть в СМИ ни имени, ни учебного заведения, подводит итог: «Какая объективная оценка знаний, о чем вы говорите?! В Дагестане на ЕГЭ по русскому языку сплошные отличники. С этими баллами без проблем проходят в вузы на бюджетные места. Надо ли говорить о реальном уровне знаний таких, с позволения сказать, отличников? Над нашими детьми и их родителями просто издеваются. Мы перенимаем далеко не самое лучшее из западной системы образования. В США, например, многие подростки, «благодаря» тестовой системе оценки знаний при соцопросах показывают ужасающее невежество. Чего стоит хотя бы мнение большинства выпускников американских колледжей, натасканных на тестировании, что Грузия, название которой звучит по-английски как Джорджия, это вовсе не страна, а часть одного из американских штатов, просто находится где-то в Европе.

Евгений Рожанский
Специально для «ВК Пресс»

Фото: www.nn.ru