Кинофестиваль «Провинциальная Россия» своими глазами: хорошее кино вместо "голливудской жвачки"
Умные и добрые фильмы, вызывающие не просто положительные эмоции, но еще и заставляющие задуматься, увидеть сегодня на большом экране сложно. В основном в кинотеатрах идут американские фильмы, где за компьютерными наворотами нет ни мысли, ни чувств. Заглянув в афишу, видим, чем потчуют нас кинопрокатчики: «Мумия», «Пираты Карибского моря», «Очень плохие девчонки» и прочая, простите, муть.
Тем, кто побывал в Ейске на кинофестивале «Провинциальная Россия» повезло посмотреть хорошие фильмы со смыслом, трогающие за душу, вызывающие чувство сопереживания, доброго юмора.
Не звездная атмосфера звездного фестиваля
В этом году кинофестиваль был пятым по счету. Поскольку мне довелось побывать на нем, поделюсь своими мыслями и чувствами.
Не знаю, какова атмосфера в Сочи, Анапе, где проходят «Кинотавр» и «Киношок», в Ейске кинофестиваль прошел почти в семейной обстановке. Среди его участников были и звезды российского кино Сергей Шакуров, Татьяна Догилева, Людмила Зайцева и актеры новой волны Кирилл Запорожский, Наталья Громушкина и ряд других. Все они вели себя без пафоса, были доступны для общения. Мне посчастливилось поговорить с Ириной Шевчук, сыгравшей Риту Овсянину в одном из любимых моих фильмов «А зори здесь тихие». Этот шедевр советского кино смотрю, как минимум, раз в год. Был доступен и художественный руководитель «Провинциальной России» кинорежиссер и продюсер Сергей Новожилов.
Местные жители покупают билеты на конкурсные показы заранее, как привило за три месяца. Цена билета на фильм чисто символическая — 70 рублей. В конкурсных показах участвовали девять российских фильмов и еще три картины во внеконкурсных показах. Как рассказала программный директор кинофестиваля Александра Жукова, ленты должны отвечать нескольким критериям.
Сергей Новожилов: «Коммерческая голливудская жвачка надоела»
Еще одна характерная деталь кинофестиваля. Как правило, в
Актеры и кинорежиссеры были предельно откровенны. Например, наша землячка народная актриса РСФСР Людмила Зайцева, сыгравшая десятки ролей в советских и российских фильмах не скрывала того, что сейчас она не сильно востребована в кинематографе, но она не в обиде на судьбу и не страдает по кино.
Сергей Новожилов поделился своими мыслями по поводу проблем с прокатом хороших фильмов на большом экране:
— Сейчас без мощной рекламной компании проваливаются в прокате фильмы, в основе которых лежат традиционные человеческие ценности и чувства. Поэтому кинофестивали, которых у нас порядка 150, стали своеобразным мостиком к широкой зрительской аудитории. Где бы ни приходилось бывать, хоть в Калининграде, хоть во Владивостоке, везде полные залы. Причем среди зрителей есть и молодежь, и люди старшего поколения. Это говорит о том, что они соскучились по добрым и умным фильмам. Высокотехнологичная, коммерческая голливудская жвачка надоела, поскольку не несет мысли и не задевает сердце. Некоторые из наших режиссеров тоже, увлекаясь внешней стороной, упускают внутреннее содержание картины. Нам не нужно подражать американской фабрике грез, а искать свой путь, основа которого — лучшие традиции советского кино.
Фильм «За три дня до весны» Александра Касаткина
Теперь собственно о фильмах. Для себя отметил несколько лент. Первая — «За три дня до весны» режиссера Александра Касаткина. Уместнее сказать — зацепила за душу. В основе сюжета — попытка немцев спровоцировать эпидемию чумы в осажденном Ленинграде. Актер Игорь Гарбузов, сыгравший одну из главных ролей, рассказал о том, как снимался фильм.
— Мы встречались с ветеранами, пережившими блокаду, просмотрели кинохроники тех лет. Сценарий дорабатывался практически до самого конца съемок. Композитор Антон Лубченко настолько проникся событиями того времени, что вместо саундтрека написал симфонию. На премьере в апреле этого года ветераны Великой Отечественной войны сказали, что нам удалось убедительно показать роль жителей, отстоявших Ленинград.
Кадр из фильма "За три дня до весны". Фото: piterzavtra.ru.
Суть сюжета ленты такова. Немецкое командование решило отказаться от штурма Ленинграда, сделав ставку на агентуру Абвера. Группа диверсантов должна похитить штаммы чумы, хранящиеся в институте микробиологии. Вирус чумы, питательной средой для которого является говяжий бульон, немецкие агенты закатывают в банки, приклеивают этикетки «Мясной бульон». Все партию они планируют сбыть через уголовников, которые держат под своим контролем черный рынок. Вспыхнувшую эпидемию чумы остановить не удастся, так как в городе нет вакцины.
Руководство НКВД направляет в осажденный город лейтенанта госбезопасности Андреева (Кирилл Плетнев). Военный химик ищет способ обезопасить город от чумы. В ходе расследования он обращается за консультацией к доктору Марицкой (Елена Лотова). Вместе с сапером Гореликом (Игорь Гарбузов) они обнаружили пропажу банок со штаммами чумы. У них есть три дня, оставшихся до 1 марта. С началом весны эпидемия грозит уничтожить защитников и жителей Ленинграда...
Конечно же, в финале Андрееву и Марицкой удастся спасти город от эпидемии. Но до этого им предстоит пройти немало трудностей. В этом им помогут и чувства, вспыхнувшие между ними - куда уж без любовной линии...
Актеры смогли передать атмосферу, царящую в осажденном Ленинграде, передали эмоции своих героев, и потому смотреть было очень интересно. Я, честно говоря, до сих пор под впечатлением. Считаю, что таких фильмов должно быть, как можно больше.
Кстати, фильм выложен в свободном доступе в Интернете. Советую скачать и посмотреть. Безусловно, на большом экране картина смотреться гораздо лучше, но шансы, что этот великолепный фильм пробьется в кинопрокат, ничтожны.
Фильм «Коробка» Эдуарда Бордукова
Это подтвердил и режиссер фильма «Коробка», который не оставил зрителей равнодушным, – Эдуард Бордуков. Не смотря почти на два десятка наград различных кинофестивалей, руководство Первого канала и «России» не берут картину, хотя именно такие фильмы сейчас нужны как никогда.
Кадр из фильма "Коробка". Фото: kinokadr.ru.
В основе сюжета лежит конфликт между русскими ребятами, гоняющими мяч на футбольном поле — коробке, участку земли, огражденному деревянными бортами с кавказскими парнями. Команды договариваются, что тот, кто потерпит поражение, навсегда покинет коробку. Один матч выигрывают кавказцы во главе с Дамиром, другой — русские ребята во главе с Костей. В противостояние втягиваются жители домов, скинхэды и кавказцы. В решающем матче команды Костя и Дамира сражаются на равных. Ничья! Но тут к коробке подтягиваются скинхеды. Они надвигаются на кавказцев, выкрикивая угрозы. Ситуация накаляется. Рядом с командой Дамира плечом к плечу встают Костя с двумя товарищами, играющими вместе с ним. С трибун начинают подниматься и немногочисленные кавказцы, и русские. Они готовы защищать ребят любой национальности от скинхедов. Банда покидает коробку. Проигравших в турнире нет. Через некоторое время Костя начинает тренироваться в юношеской команде футбольного клуба «Спартак» вместе с Дамиром.
Фильм «Коробка» удостоена наград за лучшую операторскую работу, лучший сценарий, а также получил
Послесловие
Нет смысла рассказывать обо всех фильмах, каждый из них
После сеансов разговаривал со зрителями и выяснил вот какую вещь. Практически все помнят фильмы из репертуара прошлогоднего кинофестиваля: «Ивановы», «Норвег», «Парень из нашего кладбища», «Зеленая карета», «Между нот». Это убедительное доказательство того, что российские фильмы в отличие от голливудских, сюжет которых быстро стираются из памяти, востребованы как никогда.