Не все зло — от компьютерных игр: журналист «ВК» постигла азы «Майнкрафта»
В феврале 2014 года в России произошла трагедия, которая вновь возбудила наших народных избранников на ратные подвиги — законодательные инициативы. Похоже, только сверхсобытия заставляют их обсуждать судьбы народные.
Московский школьник отличник-тихоня, взял в сейфе у отца винтовку и ружье, за пояс заткнул кинжал, вошел беспрепятственно в школу, расстрелял учителя, причем контрольным в голову добил. Убил одного полицейского и тяжело ранил другого. Это впервые произошло в России, тогда как в США такое происходит сплошь и рядом.
Все с новой силой заговорили о жестокости подростков, о влиянии на них компьютерных игр, о насилии на телеэкранах. Депутаты предсказуемо выступили с инициативой запретить жестокие компьютерные игры. Да, действительно, примеров того, к чему приводят увлечения играми-стрелялками, множество. Норвежец Брейвик был поклонником виртуальных убийств, москвич Виноградов, прежде чем расстрелять коллег в своем офисе, тоже рубился в одну популярную игру. Другой москвич, переиграв в такие игры и перепутав реальность с виртуальностью, напал на прихожан синагоги. Увлечение жестокими играми стало массовым, в стрелялки у нас порой играют с пяти лет. Бывает, что рядом с родителем, который проходит уровень за уровнем, убивая врагов, рядом сидит его ребенок, играющий в то же самое. В России, к сожалению, отсутствует компьютерная культура.
Поэтому поддержат депутата большинство мирно настроенных граждан и те, которые никогда не играли в компьютерные игры. А это в большинстве своем старшее поколение.
Честно говоря, я сама раньше двумя руками была за запрет всех этих игр, пожирателей времени.
Десятилетний сын все свое свободное от занятий и спорта время просиживает за игрой Майнкрафт (кажется, так называется). Естественно, из-за учебы, тренировок времени не так много... Но в выходные от компьютера его не оторвать. И это очень беспокоит. Пока на данный момент самое интересное, как он думает, в жизни у него — это, к сожалению для меня, игры. Учеба, спорт — трудно, требует максимум усилий, и этим заставляют заниматься. Причем он все же понимает, что учеба важна, поэтому старается учиться хорошо.
Одно время слово «зависимость» в нашей семье употреблялось ежедневно. Пытались запрещать, но путем всяких ухищрений (пока нас нет дома) он все равно играл — запретный плод сладок. С одной стороны, я понимаю, что полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Иногда он используется для знаний: доклады, посмотреть ответы на интересующие вопросы. Раньше, в мое детство, могли посмеяться над девочкой, которая не умеет прыгать «в десяточки» через резинку, а в наше время смеются, если ты полный «чайник» в компе. Быть не белой вороной в современном мальчишеском коллективе предполагает определенное знание некоторых компьютерных игр, особого языка (я его совершенно не понимаю). Они обмениваются впечатлениями, учат друг друга, как пройти тот или иной уровень, советуются. Кроме того, в режиме он-лайн общаются с детьми из других регионов, даже стран. Сын, например, «контачит» с мальчиками из Калининграда, Минска, Мюнхена, Иерусалима... Это заставило его посмотреть на карту мира, дополнительно узнать о странах, городах, народах... Сейчас другое время. Как бы мне хотелось, чтобы он гонял на улице с мальчишками на великах, играл в войнушку или казаков-разбойников. Но понимаю, что это мое детство. И у нынешних детей — свое счастливое детство, отличное от нашего.
Запретом ничего не добьешься. Было время, когда мы забрали у ребенка абсолютно все гаджеты: комп, планшет, айфон. Выдали старенький сотовый. Но здесь мы столкнулись с другой проблемой — в свободное время он не мог себя занять. Книга — на пять минут, Лего — на десять, рисование — до первой неправильной линии. Ему все прежние занятия стали не интересны. Какое там чтение, если ребята уже прошли все уровни, а ты сидишь на последнем!? Взгляды и поступки мальчика говорили: запретили игры — придумайте замену! Признаюсь честно, за эти дни он «вынес мозг». После работы приходишь выжатый как лимон, а тут: «давай в «Монополию», «давай в шашки, шахматы, „морской бой“, пойдем погуляем». А сил хватает на то, чтобы вытянуть ноги на диване и тупо уставиться в телевизор. Поняла, что предоставить ребенку адекватную замену играм я не смогу...
Поэтому прочла про игру «Майнкрафт» отзывы на форумах. Выяснилось, что ее ввели как обязательный предмет в Швеции. Развивающая игра, построенная на принципе «Лего», позволяющая своим игрокам строить из кубиков вещества различные структуры и показывать результаты своей постройки. «Она поощряет аккуратный и усердный процесс творчества. Игра может развивать креативность подростков без отторжения процесса механического заучивания, жесткой учебной программы и неприятной атмосферы школьного класса», — говорится в сообщении.
Другими словами, я убедилась, что это не стрелялка, там нет сцен насилия, а один позитив. Кроме того, в будущем мальчик собирается стать архитектором, а игра как раз учит видеть предметы объемно, находить необычные решения. Кроме того, плюсом игры является коммуникация и взаимодействие в команде(я уже об этом говорила: по сети можно общаться с такими же любителями игры). Также планирование, прогнозирование, анализ. Здесь нужно очень много запоминать, а еще — все на английском языке: стимул переводить. Так что рядом с компьютером лежит англо-русский словарь.
После всего этого я поняла, что мы очень мало знаем о наших детях. Да, они мало читают книжек, но они их слушают; да, очень страдает грамотность, но с другой стороны, у них настолько высока IT-грамотность, что заткнут за пояс программиста нашего возраста.
Несомненно, нужно дозировать увлечения и следить, чтобы ребенок не превратился в компьютерного «зомби». Зато каким счастьем было разговаривать на одном языке. Хотя до сих пор не понимаю некоторых специализированных словечек, но когда сын говорит, что несчастные читеры разрушили его прекрасную гостиницу, я понимаю, что кто-то из нечестных игроков он-лайн влез к нему и разрушил труд не одного дня. Вместе горюем...
Сейчас категорического запрета нет, но играть в любимую игру он может только тогда, когда выучит уроки. Абсолютно все и качественно!
Понятно, что речь идет о познавательных, развивающих, логических играх, а не о «стрелялках, давилках, убивалках»... Но и в этом случае все очень спорно. Как выяснилось, прямых доказательств того, что эти игры влияют на психику подрастающего поколения, нет. Этим попросту никто не занимался у нас в стране. Одни психологи говорят, что есть подростки, к кого определенная склонность, которая и провоцирует его на агрессию; у других ее нет. Точно так же как есть родители, которые «фильтруют» информацию из Интернета, и есть те, которые пускают все на самотек. Другие — что подростковый возраст очень взрывоопасный, любой подросток находится на грани психоза. Поэтому толчком к спонтанной агрессии может быть и враждебная школьная среда, и «виртуальный мир» в компе.
Однозначно запретами ничего не добьешься. Это самый простой способ. Запретить, а там хоть трава не расти. Но велик риск, что вся продукция уйдет на черный рынок. Кроме того, господа законодатели не знают, что все эти стрелялки можно легко скачать в Интернете. Кто за этим будет следить?
Основная причина срывов подростков не в играх, а в обществе, в котором зашкаливает насилие и жажда наживы. Где считается нормальным на глазах дошкольников убить жирафа и тут же его освежевать для хищников. Напряжение в семье, в школе, завышенные требования, в целом нездоровая психологическая атмосфера приводит к таким срывам.
Чего точно нельзя делать — это делать вид, что ничего не происходит. Но и бросаться в омут с головою — тоже не вариант.
Может быть, все же наши депутаты будут чаще смотреть в корень, а не отвечать глупостью на событие, выходящее из ряда вон.
Инна Мочалова
Специально для «ВК Пресс»
Фото: www.proud-portal.ru