«Вычислитель» и «Левиафан»: коммерческая жвачка и правда жизни
О чем повествует «Вычислитель», снятый режиссером Дмитрием Грачевым? О некой планете, куда переселилась часть землян. Со временем там возникла диктатура, полностью подавившая свободомыслие. Всех недовольных режимом или провинившихся объявляют преступниками и высылают из города на болота, где людей ждет неминуемая гибель от разных чудовищных тварей. В очередную группу изгнанников входит Эрвин, бывший советник президента, роль которого играет Евгений Миронов. У него есть план, как выжить вопреки монстрам, хозяйничающим на болотах. В группе с самого начала началась конкуренция за лидерство между Эрвином и уголовником-рецидивистом по кличке Полярный Волк. Группа раскалывается на две части. В одну из них входят Эрвин и хрупкая Кристина, в другую — все остальные. Эрвин выменивает у Волка большой ящик, который тащит через топи. Впоследствии этот ящик спасает жизнь ему и Кристине. Когда по болоту нескончаемым потоком двигаются какие-то твари, парочка прячется в ящик, избегная гибели от острых клыков чудовищ. На пути к Счастливым островам гибнут несколько человек из группы Волка. Как становится ясно где-то с середины ленты, Эрвина должен убить кто-то из «волков», так как он слишком много знает.
После того, как президент узнал о загодя запущенном Эрвином вирусе в глобальную сеть управления планетой, охоту за его головой открывает то ли полиция, то ли спецназ. Уголовник Волк спасает ему жизнь. Почему — не ясно. Эрвин и Кристина добираются до неких плавающих островов и дрейфуют к тайному месту, где президент — диктатор на всякий случай спрятал космический корабль. Вычислив благодаря подсказке Кристины последнюю цифру кода, парочка взлетает в космос и посылает сообщение о творящемся на планете беззаконии в Лигу Свободных Миров. Справедливость торжествует!
В фильме вовсю используется качественная компьютерная графика, но и она не способна спасти провальный сценарий и откровенно слабую режиссуру. Актеры играют неубедительно, хотя скорее всего это не их вина, а промахи режиссера. Даже звезда российского кино Евгений Миронов выглядит очень бледно. К слову, его напарница Кристина в исполнении Анны Чиповской играет лучше. Об остальных я вообще умолчу. Жанр фильма — фантастика. Но скорее его можно назвать социальной утопией. Кроме летающих коробок с пассажирами на борту, говорящим кубом-президентом и двух-трех чудовищ, сожравших людей, фантастикой тем, более научной, в фильме не пахнет. Лента из серии: посмотрел и тут же забыл. А ведь картина снята по одноименной повести российского писателя Александра Громова — лауреата множества литературных премий в области фантастики...
Вообще с фантастикой в отечественном кинематографе полный завал. Великолепные произведения братьев Стругацких — «Обитаемый остров» и «Трудно быть богом» — изуродованы до такой степени, что их смотреть тошно. Ни один из них я так и не смог досмотреть до конца. Федор Бондарчук и Алексей Герман, перекроив по-своему оригинальные произведения, получили на выходе скучную тягомотину.
С жанром фэнтези российский кинематограф справляется неплохо. Достаточно вспомнить «Дозоры», «Волкодава» и новинку сезона 2014 года — «Седьмой сын». Но с фантастикой... Может, не стоит тужиться, пытаясь сравняться с Голливудом. И делать то, что получается.
Совершенно другое впечатление произвела драма Звягинцева «Левиафан».
На экране часть реальной жизни российской глубинки. Побережье северного моря, полузатопленные рыбацкие суда, кости огромного кита, выбросившегося на берег, мрачное небо, на котором редко появляется солнце.
В доме, в котором жили предки, обитает и механик — самоучка Николай (Алексей Серебряков) с женой и сыном. Казалось бы, кому нужна земля, на которой стоит дом Николая? Как выясняется, ею заинтересовался мэр городка — коррупционер и местный криминальный авторитет (Роман Мадянов). Чиновника постоянно навещает митрополит, главный постулат которого — всякая власть от Бога. Купленный на корню суд выносит решение о сносе дома, который якобы построен незаконно, назначив мизерную компенсацию. Все суды Николай проигрывает. К нему на помощь приезжает бывший сослуживец, а ныне преуспевающий московский адвокат Дмитрий (Владимир Вдовиченков), собравший папку компромата на мэра. Но и его усилия бесполезны. Суд вновь выносит окончательное решение о сносе дома. Пьяный мэр с охраной приезжает ночью к Николаю, который пьет с горя вместе с адвокатом — покуражиться над пытающимися судиться с ним людишками. Дмитрий с трудом удерживает Николая от драки.
Наутро Дмитрий составляет иск о привлечении мэра к ответственности, но ни в прокуратуре, ни в полиции заявление не принимают, ссылаясь на отсутствие начальства. Николая, повысившего голос на должностное лицо в чине лейтенанта, задерживают.
Дмитрий идет к мэру, выкладывает папку и блефует, ссылаясь на знакомство с крупным чином ФСБ, обещает устроить массу проблем. Адвокат требует три миллиона рублей. Эти деньги он хочет отдать Николаю.
Пока друг Николая, работающий в полиции, занимается его освобождением с нар, в номер к Дмитрию приходит жена Николая (Елена Лядова) и отдается ему. С этого момента драма выходит на следующий уровень, накаляясь, в воздухе ощутимо пахнет приближающейся катастрофой. Дмитрия и Елену, которые, уединившись в скалах, занимаются сексом, застает сын Николая. Мордобой, ругань, горе, усугубляемое водкой, в конечном счете, приводят Елену к самоубийству — она бросается в море. Николай, простивший неверную жену, безуспешно разыскивает ее. Дмитрий, избитый охранниками мэра, узнавшего о блефе адвоката, уехал в Москву. Его телефон молчит. Подруга, работающая с Еленой на рыбозаводе, не знает, где ее искать. Николай беспробудно пьет. На крыльце магазина он сталкивается с местным батюшкой. Тот рассказывает ему библейскую притчу о пророке Ионе, который молился в чреве кита, был прощен и спасен Господом. Намек более чем прозрачен: только молитва может спасти человека. Однако Николаю не до молитвы. После того, как тело Елены было найдено в море, Николай топит горе в бутылке. Николая задерживают по подозрению в убийстве жены. Реальные факты, перемешанные с подтасованными уликами, суд и приговор — 15 лет строгого режима!
На глазах несовершеннолетнего сына Николая, оставшегося без родителей, бульдозер ломает дом, построенный его прадедом.
Поймал себя на том, что, глядя на экран, периодически стискивал кулаки, супруга то и дело смахивала слезы — настолько завладел нами сюжет. Окончательно добили последние кадры: мэр с сыном и женой, слушающие проповедь митрополита о том, что человек должен жить по правде...
Это же наша сегодняшняя жизнь!
Простого человека, осмелившегося встать на защиту своих прав, может безжалостно растоптать и уничтожить власть, возомнившая себя хозяевами наших судеб. Мало ли подобных примеров в реальной жизни? Когда у фермеров отбирают землю? Когда невиновного человека, пытающегося защитить свое достоинство, пытаются осудить? А погрязшие в коррупции чиновники?
Андрей Звягинцев в очередной раз подтвердил свою репутацию мастера, снимающего совершенно непохожие на другие фильмы-шедевры, в которых переплетаются и Тарковский, и Триер, и Кончаловский. При этом он не копирует их, а создает ленты, идея и реализация которых идет от души. Я хорошо помню каждый из его фильмов, удостоившихся многочисленных престижных наград и дома и за рубежом — «Возвращение», «Елена», «Изгнание». В прокате их не увидеть. Может, в столице и сеть кинотеатры, где идут эти ленты, но у нас таких, увы, нет. И «Левиафана», номинированного на «Оскар», мы вряд ли увидим. Не кассовый это фильм. Зато «Голые перцы», «Хоббит», «Ограбление по-американски» — на здоровье! О чем эти ленты, запомнятся ли они, вызвали какие-то и чувства? Какая разница? Главное — хорошие кассовые сборы и развлечение под хруст попкорна.
Узнав о том, что «Левиафан» номинирован на Оскара, некоторые горе — критики заявляют: зачем на весь мир показывать изнанку современной жизни России? При этом они забывают о том, что ленты талантливого российского режиссеры с завидной периодичностью собирают награды и в Каннах, и в Берлине, и дома. Давайте тогда не будем снимать такие фильмы, как «Брат», «Кавказский пленник», «Блок-пост», «Война», «Долгая счастливая жизнь». В этих фильмах тоже показана изнанка российской жизни! Надо помогать людям думать и переживать!
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: http://bigpicture.ru