Диалоги об актуальном. Кадры решают всё: так было и так есть!

Диалоги об актуальном. Кадры решают всё: так было и так есть!

«Вольная Кубань» продолжает публикацию диалогов о политике, власти, национальных проектах главного редактора Виктора Ламейкина с Сергеем Платоновым — доктором права, журналистом, писателем, одним из авторов книги «Искусство управленческой деятельности». Тема диалога: «Кадры решают все: так было и так есть».
Виктор ЛАМЕЙКИН. Разрушение прежней социально-экономической модели российского общества привело к деградации многих институтов, в том числе системы подготовки и использования кадров. И только в условиях жесточайших внешних санкций, когда встал вопрос выживания государства, высшие органы власти и управления с опорой на партии и другие общественные организации стали возрождать старые и создавать новые способы воспроизводства кадров в производственной, научной, образовательной и других сферах. Так возник Национальный проект «КАДРЫ». На федеральном уровне и в регионах встал также вопрос о возрождении среднего профессионального образования. Вот что в июле сообщила по этой проблеме заместитель главы администрации края Анна Минькова: «Заводы, фабрики и учреждения мертвы без кадров. В крае создано 10 инновационно-технических центров (ИТЦ). Мы продолжим развивать среднее профессиональное образование. Шесть кластеров уже работают, с 2025 года запустим еще три — в сфере строительства, машиностроения и педагогики. По новым программам в крае уже обучаются 2 тысячи 700 учащихся, с 1 сентября начнут обучение еще 2 тысячи 200 человек».

Сергей ПЛАТОНОВ. Труд и кадры, кадры и труд. Два неразрывных понятия. Отмечу сразу, что Конституция Российской Федерации в статье 37 согласно ультралиберальному духу времени ее принятия (1993 год) устанавливает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен». «Свободен» и точка. Даже в местах содержания заключенных трудовая обязанность теперь отсутствует. Хотя прежде считалось, что именно труд является основным средством их перевоспитания. То есть избавления от склонности к совершению преступления. А теперь принуждать к труду запрещает Основной закон страны. И нет ответственности за тунеядство.
Сравним с Конституцией РСФСР 1978 года: статья 38 «Граждане РСФСР имеют право на труд — то есть на получение гарантированной работы. Это право обеспечивается бесплатным профессиональным обучением, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». Как видно, тогда речь шла о неких гарантиях трудоустройства. Но с 1993 года государство не гарантирует получения работы. Формально право на «свободный» труд есть и теперь, но равноправного трудового договора между современным работодателем, основная цель которого получение прибыли, и работником не может быть по определению, так как работник всегда «слабая» сторона в договоре.

И все же современное государство пытается быть социальным через контрольно-регулирующие функции для недопущения произвола работодателей с помощью того же Кодекса законов о труде. А также через разного рода стимулирующие национальные проекты. Например, через налоговые вычеты затрат на повышение квалификации сотрудников.

Теперь о том, что является кадрами в широком смысле. Это понятие — трудовые ресурсы, которое охватывает (включает): количество рабочей силы, опыт работы (квалификация), мотивация, здоровье. На 2024 год в РФ работоспособные составляют примерно 86 миллионов человек. Это все население минус дети, больные, инвалиды и пожилые люди. Часть ресурса занята умственным трудом. Прежде этот контингент назывался интеллигенцией. Остальной ресурс именовался рабочей силой. Это те, что заняты на физических работах. В наше политкорректное время такое деление не принято. Но знать, чем экономика располагает, необходимо, иначе все кадровые планы будут подобны гаданию на кофейной гуще. Полагаю, что в Краснодарском крае трудовые ресурсы составляют от всего населения менее того процента, что в целом по России, из-за того, что юг притягивает большое количество пенсионеров из других менее комфортных для жизни условий регионов. И это негативное обстоятельство необходимо учитывать при разработке краевого проекта «КАДРЫ». Особенно в аграрном секторе.

В.Л. Известно, что на период 2018—2024 годы было определено 12 национальных проектов, которые состояли из трех групп — «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост». Собственно проекта «КАДРЫ» среди них не было. Однако понятно, что реализация перечисленных проектов без современных кадров была затруднительной. И потому их цели не были достигнуты полностью именно из-за кадровых проблем. За прошедшие годы стало ясно, что проект «КАДРЫ» необходим как «главное звено», которое способно вытащить всю цепь проблем. Что известно о новых Национальных проектах?

С.П. В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию на период до 2030 года правительство должно подготовить к концу 2024 года пять новых национальных проектов и в том числе уже упомянутый проект «КАДРЫ». Естественно, возникают вопросы — каковы его цели и способы решения всех актуальных проблем? Президент поручил правительству уже до 1 сентября представить его для утверждения. О концепции проекта: в точности она неизвестна, но некоторые «утечки» информации позволяют ее предположить.
Итак, наш исторический опыт убеждает, что лозунг «Кадры решают все» никакая не иллюзия, а самая настоящая российская реальность, при том, что нам не чужд «и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений», и тот же китайский прагматизм.

Известно также, что почти все новое — это хорошо забытое старое. Поэтому мы не ошибемся, если предположим, что для наполнения национального проекта «КАДРЫ» реальным содержанием как на федеральном, так и региональных уровнях необходимо:

1. Иметь Прогноз потребности в кадрах. Но не вообще, а по конкретным специальностям, в том числе будущих, еще только возможных и проектируемых.

2. Предусмотреть Целевое обучение с элементами обязательного трудоустройства и обеспечением льготным жильем (похожим на обязательное распределение, как в СССР).

3. Разработать Программы профессиональной переподготовки, с упором для тех, кто желает «круто» поменять специальность.

4. Продумать Стимулы для работодателей по улучшению условий труда («охране труда»), сокращению потерь рабочего времени (повышение его интенсивности).

5. Создать Системы мер по развитию предпринимательства среди молодежи.

В.Л. Не слишком ли многое из названного тобой напоминает соответствующий советский опыт, который долгое время так упорно отвергался?

С.П. Да, напоминает. Но что плохого в том, что снова просится в жизнь уже испытанное на практике. При этом ничто из предложенного не посягает на действующую экономическую модель. Хотя и она должна меняться в сторону «социализма с российской спецификой» по типу канарейки в клетке, где канарейка это экономика, а клетка — государственное регулирование.

Когда я готовился к нынешнему диалогу, внимательно проштудировал материалы краевых ведомств об экономике Кубани. Обратил внимание, что в Российской Федерации есть только два-три региона с такой разносторонней и редкой по сбалансированности социально-экономической структурой. Не удержусь и приведу для наших читателей эту впечатляющую картину. АПК — 18 процентов, промышленность — 17, туризм — 15, транспорт и связь — 12, строительство — 12, торговля — 10 процентов (по другим данным — 15) плюс образование, медицина, финансовые услуги и энергетика. Еще это и хорошая база для относительной самодостаточности региона. И потому краевой проект «КАДРЫ» должен учитывать это многообразие. Больше того, я бы предложил в подразделе «Лидеры» предусмотреть Спецкурс руководящего состава с программой хотя бы ознакомительной подготовки по всем отраслям краевой экономики.

В.Л. И отнюдь не случайно в крае появились новые образовательные формы, такие, как «Кванториумы» — детские площадки технопарков. Как правило, это 8—10 «направлений — «квантумов»: IT-квантум, Робот-квантум, Энерго-квантум, Нано-квантум, Космо-квантум и другие. Читал, что в Европе падает престиж высшего образования. И потому не более 20 процентов выпускников средних школ (колледжей) поступают в вузы. Что в этом плане ждет нас?

С.П. У нас это уже произошло. Давай посмотрим на уровень образования в регионе: 23 процента — высшее, 36 процентов — среднее профессиональное, 18 процентов — 11 классов. Хотя в крае 27 вузов и более 50 их филиалов. Хорошо знакомый мне работник крупного банка рассказал, что даже в банковской сфере образовательный уровень нового поколения значительно снизился. Раньше это были юристы, экономисты, бухгалтеры с высшим образованием. Этого требовала технология банковской деятельности. Теперь с внедрением «цифры» она сродни работе на заводском конвейере и высшее образование стало необязательным. Теперь главное — умение, навыки, то есть опыт или, как теперь очень модно употреблять, — компетенция.

В.Л. Недавно прочитал в одной публикации, что общество выздоровеет, когда созреет запрос на инженерную профессию. Когда-то именно в СССР через рабфаки и втузы готовились так недостающие инженерные кадры. Так, в 1925 году рабфак окончили 6,8 тысячи человек, более половины из них поступили в технические вузы. Потом появились заводы-втузы. Эта традиция сохранялась до 70-х годов, и недостатка в инженерах не было. Но в период либерализации экономики эта традиция пресеклась и даже появилось уничижительное прозвище — «он простой инженер». А большинство выпускников школ возжелали стать экономистами и юристами. Так инженерные специальности стали дефицитом, особенно технологи и конструкторы. Все последние годы на Петербургском экономическом форуме министры, бизнесмены, руководители разных рангов призывают возродить подготовку инженеров. Кроме того, по данным Минпромторга, в стране дефицит рабочих специальностей составляет более 250 тысяч. Банкир Андрей Костин на Петербургском финансовом форуме с досадой сообщил, что в российском судостроении, которое кредитует его банк, острый дефицит сварщиков по титану, и призвал вспомнить о советских способах подготовки кадров, в том числе через наставничество.

«Вольная Кубань» уделяет большое внимание освещению старых проверенных временем и новых способов кадровой подготовки. Так, только в двух недавних номерах Карина Миракова рассказала о Краснодарском центре производства оборудования из нержавеющей стали для фармацевтики, виноделия и пивоварения (директор Алексей Олефиренко) и Северском заводе по производству электрооборудования (директор Петр Куницын). Мы намерены продолжить эту работу. И это будет наш вклад в проект «КАДРЫ».
Теперь еще об одном аспекте кадровой политики — о специалистах в области управления. Что в свете новых подходов можно сказать об управленческих кадрах?

С.П. В книге по управлению я и мои коллеги-соавторы напоминают читателям, что, как в прошлые времена, так и теперь, «Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств». Органы власти и управления малоэффективны без подготовленных кадров. Да еще и с низкими должностными окладами большинства специалистов, которые и составляют основную массу работников органов управления. Практика показывает, что действующий Закон «О государственной гражданской службе» необходимо усовершенствовать в направлении целевой подготовки и отбора управленцев высокого класса с достойными окладами. Бедный управленец — это, увы, первый кандидат в коррупционеры.

Вспомним, как поменялись в лучшую сторону качество чиновников и сам облик государства после того, как в 1722 году был введен гласный государственный акт «Табель о рангах» Петра I. Недавно «Вольная Кубань» сообщала, как урядник из станицы Нововеличковской Бабыч за добросовестную службу вырос до генерала от инфантерии, что согласно «Табели о рангах» было равно действительному статскому советнику с пожалованием потомственного дворянства. В советский период этот документ заменили на партийную номенклатуру, для общества мало известную. Теперь мало кто знает о том же Законе о госслужбе. О нем мало говорят и пишут.

Сейчас на слуху проект «Лидеры России». В России и СССР первых лет привлекалось очень много иностранных специалистов. Есть и сейчас подобная практика. Но это преимущественно рабочие специалисты или неквалифицированная рабочая сила. При этом в довольно примитивных формах. А точнее — это дикая миграция, причем с помощью продажных чиновников многих российских госорганов. Уверен, решение проблемы дикой миграции — это организованный набор в государствах проживания и введение виз. Еще о кадрах из ближнего и дальнего зарубежья. Из ближнего — надо приглашать рабочих высокой квалификации, из дальнего — специалистов, прошедших обучение в вузах России. Желающих немало, но их приток сдерживает невысокая оплата труда. Пример: в Германии, Нидерландах, Швейцарии IT-специалисты получают в месяц на наши деньги 500 — 600 тысяч, в России — не более 250 тысяч. Куда поедут специалисты? Вопрос риторический…

Очень важна популяризация и поощрение тех, кого принято называть «кадровые Маяки и Новаторы Кубани». Назову лишь некоторых, о ком мне известно из публикаций «Вольной Кубани». Это Николай Тимошенко, руководитель АО «Родник», который и сам любит повторять: «Кадровый вопрос всегда и везде — первостепенный. Чтобы решить его, пригласили хороших молодых специалистов, которым выделили квартиры». Это Юрий Хараман — успешно руководит аграрным комплексом практически полвека. Это молодые новаторы Алексей Олефиренко и Петр Куницын — промышленное производство. Это гордость Кубани академик Людмила Беспалова — сельхознаука. Это академик Александр Трубилин — ректор КубГАУ, кузницы аграрных кадров. Это отличник просвещения РФ, заслуженный учитель Кубани, более 30 лет возглавлял краснодарский лицей № 90, депутат Гордумы Владимир Белоусов. Это академик Владимир Порханов — медицина. Это когорта успешных районных управленцев: Александр Герасименко — глава Каневского района, Роман Синяговский — глава Славянского района, Александр Шишикин — глава Гулькевичского района. Все они достигли выдающихся успехов в труде, потому что работают профессионально и с любовью к людям.

В.Л. На Кубани в системе подготовки кадров высшей квалификации три федеральных университета играют ведущую роль. Это КубГАУ, КубГУ и КубГТУ. Наша газета в каждом пятничном номере сообщает о главных событиях их жизни.

Я также изучил Сводные отчеты об экономической эффективности городских округов и районных муниципальных образований края. Согласно сводным рейтингам 2021 и 2022 годов в группе лидеров находятся Новороссийск, Славянский, Тихорецкий и Кавказский районы. В июне этого года глава администрации региона Вениамин Кондратьев сообщил, что, учитывая индустриальные традиции города Кропоткина, в ближайшее время начнется создание нового технопарка с общим объемом частных инвестиций в четыре миллиарда рублей. При этом 90 процентов затрат на инфраструктурные объекты будут компенсированы из краевого бюджета. Потребуется около 500 работников разных специальностей.

С.П. Вопрос: а кадры для резидентов технопарка уже готовятся? Или будет как в одном из районов Москвы, где уже несколько лет не может начать полноценную работу построенный с нуля завод микроэлектроники из-за отсутствия необходимого количества и качества кадров, то есть компетентного персонала…

Ты отметил неоценимый вклад кубанских университетов в подготовку кадров для края и других регионов России. Хочу добавить, что Аграрный университет был и есть одним из лидеров российской системы сельхозобразования. И в свете нашего диалога важно также отметить, что под руководством Александра Ивановича Трубилина уже разработаны и внедряются основы инновационной системы подготовки специалистов для широкого спектра направлений деятельности АПК. Хорошо бы этот опыт внедрять через краевые проекты «КАДРЫ» в других отраслях. При этом особое внимание необходимо уделить форсированной подготовке среднего медицинского персонала. А также решить наконец раз и навсегда практически всероссийскую проблему повышения зарплат в сфере образования.

В.Л. Будем завершать. В заключение повторюсь, подготовка кадров для экономики края должна быть ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ, для тех отраслей и производств, которые только планируются и проектируются. Для этого и необходимы заведения типа «Кванториумов» в школах, на площадках технопарков, при вузах. Пусть их будет больше. Так как лозунг «Кадры решают все» стал еще более актуальным. СПАСИБО ЗА БЕСЕДУ.

Ранее мы писали: Диалоги о власти: Россия вступает в новую эпоху. Редакция «Вольной Кубани» продолжает публикацию диалогов о власти главного редактора Виктора Ламейкина с писателем Сергеем Платоновым. Тема настоящей беседы — «Положение в стране и основные направления политики государства на предстоящее шестилетие».

Диалоги о политике: СССР создавался не вдруг и не сразу. А развалили… «Вольная Кубань» продолжает свой редакционный цикл «Диалоги о политике». Разговор, как и прежде, ведут главный редактор газеты Виктор ЛАМЕЙКИН и писатель, ученый, журналист Сергей ПЛАТОНОВ. Тема разговора, на первый взгляд, не такая сложная, как предыдущая о мировом порядке. Но, уверены, она ближе каждому из нас. Ведь это живая история не только наших предков, но и наша — история наследников, живущих в XXI веке. Итак, о кровоточащей в нашем народе ране — об СССР.

Читайте также: Диалоги о власти: интересы и принципы внешней политики. Рожденная в «Вольной Кубани» в начале 2018 года рубрика «Диалоги о власти» оказалась востребованной временем, интересной для читателей, ждущих продолжения тематики…