Столетие смерти Ленина: похоронят ли Ильича?

Столетие смерти Ленина: похоронят ли Ильича?

21 января исполнилось 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина. Вождю мирового пролетариата и основателю Советского государства было тогда 53 года.
Масштаб личности Ленина и его влияние не только на российскую, но и на мировую историю оценивается до сих пор и будет оцениваться еще долго. И вряд ли стоит соглашаться с теми, кто говорит, что пора, мол, уже и подвести окончательные итоги этого главного социального эксперимента в развитии человечества, признать его неудачу. Хотя только в России, по разным данным, насчитывается от 80 до 100 тысяч памятников Ленину, за которыми ухаживают и к которым носят цве-ты. Сколько улиц, площадей, ДК носят его имя (а также людей в Африке и Латинской Америке), наверное, не считал никто. И российское общество совсем не однородно в оценке его деятельности.

Аргументация его противников известна и, если коротко, сводится к тому, что он уничтожил интеллигенцию, пытался сделать это же с казачеством и православной церковью, развязал кровавый террор, расстрелял царскую семью и многое другое. Другие говорят, что впервые за всю историю человечества именно Ленин заложил основы не виданного ранее государства — народного, он символ той справедливости, к которой люди стремились веками. Ленин заменил частную собственность общественной — на землю и недра. И главное — поставил капитал под государственный контроль, а его народнохозяйственный план ГОЭЛРО, по мнению историков, предопределил победу СССР во Второй мировой войне.

И ежегодно перед датами его рождения — 22 апреля и смерти — 21 января, как правило, в информпространстве вновь обостряется дискуссия о перезахоронении вождя. В этот раз, по данным опроса ВЦИОМ, 33 процента опрошенных росси-ян посчитали, что тело Владимира Ленина нужно оставить в Мавзолее, 30 процентов — перезахоронить на кладбище. Еще 27 процентов опрошенных считают, что захоронить его тело нужно, «когда уйдет поколение тех, кому он по-прежнему дорог». Таким образом, более половины респондентов высказываются за перезахоронение тела Ленина. Вопрос в том, когда это нужно делать, резюмируют авторы исследования.

Разговоры о том, что тело вождя давно пора предать земле, активизировались еще во времена, так сказать, позднего СССР, а в новые времена — и говорить не приходится. Помнится, на очередной волне обострения полемики по этой теме в 2010 году пришлось выступить и Владимиру Путину. Тогда он сказал: «Придет время, и российский народ решит, как с этим поступить. История такая штука, которая не требует суеты». А в 2019-м пришлось еще раз повторить: Ленина не тро-гаем. Впрочем, судя по растущему количеству респондентов в соцопросах, выступающих за захоронение тела Ленина, это время скоро может наступить. И триггером грядущего перезахоронения наверняка станет очередной соцопрос по этой те-ме. Но это так, к слову пришлось.

Хотя в нынешней действительности, во время слома без преувеличения всех привычных смыслов бытия, вопрос, где покоится тело основателя государства (продолжателем которого является РФ), наверное, не является сейчас каким-то жизненно важным для страны. Гораздо важнее, на мой взгляд, то, что личность и деятельность Ленина обсуждается и че-рез сотню лет после смерти, то, как с его именем на устах миллионы людей меняли мир. Как они верили — к лучшему.

А вы как считаете?

Ранее мы писали: План «Барбаросса-2», или История ничему не учит? Коллективный Запад начинает буквально истерить от ситуации на Украине, от массированных ударов России по объектам ВСУ, промышленным предприятиям и критической инфраструктуре. И, разумеется, начинают транслироваться не менее истерические заявления из уст действующих и бывших европолитиков. Ну оно и понятно: поражение Украины — это удар по политической системе Евросоюза, от которого он не оправится.

«Веселый Роджер» становится звездно-полосатым: о пиратстве в Красном море. Неожиданный подарок для своих противников во всем мире преподнесла на минувшей неделе администрация президента США. До этого министр обороны Ллойд Остин несколько дней не выходил на работу, и все это время его отсутствие как бы никого не интересовало. 

Читайте также: «Болезнь Х» — информационная бомба? Немного о форуме в Давосе. «Учитывая новые предупреждения Всемирной организации здравоохранения о том, что неизвестная „болезнь X“ может привести к смертям, в 20 раз большим, чем пандемия коронавируса, мы обсудим, какие новые усилия необходимы для подготовки систем здравоохранения к многочисленным предстоящим вызовам», — было анонсировано перед началом ВЭФ в Давосе.