В конце
«Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиесяТри года спустя в Краснодарском крае был прият закон «О реабилитации кубанского казачества». К слову, Кубань была и остается единственным регионом России, где принят такой закон. Казалось бы, два вышеназванных закона поставили точку в деле политической реабилитации кубанского казачества.культурно-этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднениемнационально-государственных образований, перекраиваниемнационально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».
Однако остался единственный казак — Василий Рябоконь, который по сию пору так и остается официально признанным преступником. Попытки обелить его память, добиться справедливости наталкиваются на судебную систему.
Кто же такой Василий Рябоконь и почему в его отношении позиция судов и прокуратуры остается незыблемой?
Казак Василий Рябоконь родился в хуторе Лебеди, существующем до сих пор в нынешнем Калининском районе. Как и его сверстники, он учился в школе, выполнял хозяйственные работы, осваивал боевую казачью науку.
В Полтавском казачьем полку, где молодой хлопец проходил службу, он отличался выучкой и способностями. Василий Рябоконь готовился получить офицерский чин, будучи юнкером Владикавказского училища. Но тут грянул Октябрьский переворот, и юнкеров, так и не дождавшихся первых звездочек на погонах, распустили по домам. Офицерский чин Василий Рябоконь получил, уже будучи участником вооруженных сил юга России.
Военная фортуна отвернулась от Антона Деникина, а если говорить прямо — красные задавили Добровольческую армию массой, состоявшей из крестьян, поверивших посулам большевиков о бесплатной раздаче земли, и рабочих, решивших, что заводы будут принадлежать пролетариату.
Добровольческая армия с боями отступала к Новороссийску. Василий Рябоконь решил остаться на Кубани, скрывшись в Приазовских плавнях. В то время это был отдельный мирок в дельте Кубани — плотная стена из тростника, камыша, рогоза и других растений со множеством островов, тянувшихся на 40 километров. Вскоре после ухода Василия в плавни его отца убили, мать взяли в заложники.
После высадки улагаевского десанта пожилую женщину, как и многих других местных жителей, расстреляли.
Надежды командующего ВСЮР генерала Петра Врангеля на массовую поддержку высадившихся белых частей со стороны казаков не оправдались.
С августа до сентября 1920 года белые, поддержанные повстанческими отрядами генерала Фостикова и других, вели упорные бои, продвинувшись почти до станицы Тимашевской, но были остановлены, а затем отброшены и эвакуировались в Крым. Василий Рябоконь с группой казаков остался в плавнях, где развернул полномасштабную партизанскую войну против красных. До 1925 года отряд Рябоконя нападал на обозы с реквизированным у казаков зерном и другим продовольствием, отдавая большую часть станичникам.
Его отряд был неуловим по нескольким причинам.Во-первых , казаки знали плавни как свои пять пальцев. В одной из публикаций, посвященных легендарному казаку, описывается такой случай. Чоновцы (бойцы частей особого назначения, часто выполнявших карательные функции), схватив мирных жителей и прикрываясь ими, двинулись в плавни. Ночью со сторожевой вышки дозорные заметили отблески огня от костра. Рябоконь с отрядом по топям обошел противника с флангов и зашел в тыл. Чоновцы были вынуждены сдаться.
Красные бросили на уничтожение отряда Василия Рябоконя лучшие части во главе с чекистом Иваном Малкиным, который за жестокость при подавлении вешенского восстания получил кличку
Но и эти части долго не могли выйти на след Василия Рябоконя. Предал своих боевых друзей один из членов небольшого отряда — Емельян Дудка. В последнем бою Рябоконь был ранен в обе руки, скорее всего Дудкой, и схвачен. А иуду постигла участь всех предателей. В 1937 году он был арестован и сгинул либо в застенках ОГПУ, либо в лагерях ГУЛАГа.
Как пишет Петр Ткаченко в книге «Кубанские зори», арест Василия Рябоконя вызвал волнения станичников. «Люди высыпали на улицы встречать линейку, на которой его везли с забинтованными руками. И тут случилось, казалось, невозможное — зазвонили колокола станичной церкви».
Дальнейшая судьба Василия Рябоконя — скорый суд революционной «тройки» и расстрел. Хотя до сих пор
Петр Ткаченко,Все судебные баталии по поводу реабилитации Василия Федоровича Рябоконя в начале двухтысячных вел один человек — Петр Ткаченко. Тогда время было иное, как и казачество, находившееся на стадии возрождения.писатель-публицист , полковник в отставке, попытался добиться судебного решения о реабилитации Василия Рябоконя. Увы, тщетно. Сначала краевая прокуратура отказала в реабилитации Василия Федоровича, мотивируя тем, что он был осужден за общеуголовное преступление. То ли у тех сотрудников надзорного ведомства, кто выносил решение, плохо со знанием истории родного края, то ли в основе абсурдного суждения лежит политическая составляющая. Верховный суд поддержал своих коллег, оставив на Василии Рябоконе ярлык бандита.
Сейчас многое изменилось, казачество стало наряду с армией и флотом опорой государственности. Поэтому считаю необходимым вернуться к делу о реабилитации Василия Федоровича Рябоконя. Двадцать лет назад за справедливость боролся один в поле воин. Теперь этим делом может и должно заняться правление Кубанского казачьего войска при поддержке
Ранее мы писали:
Парад Кубанского казачьего войска прошел на Главной Городской площади Краснодара. В нем участвовали представители всех исторических казачьих отделов войска, военнослужащие казачьих воинских частей, представители Союза казачьей молодежи Кубани.
В минувшую субботу в Краснодаре прошли Корниловские поминовения. 103 года назад близ этого места, где мы сегодня собрались, произошло событие, ставшее знаковым в истории Гражданской войны: при штурме Екатеринодара погиб главнокомандующий Добровольческой армией генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов — талантливый военачальник, исследователь, пламенный патриот России.
В минувшую субботу состоялись традиционные Липкинские поминовения в честь героев Георгиевского кордона, принявших неравный бой, но ценой своих жизней остановивших горцев, которые хотели разграбить станицу Нижнебаканскую.