Батька-атаман
Про таких, как Игорь Сурмач, говорят: где родился, там и пригодился. С рождения и по сей день он работает в Брюховецком районе. Здесь окончил школу, отсюда ушел в армию. После службы вернулся на малую родину, вступил в ряды Брюховецкого районного казачьего общества. Инициативного, не боящегося трудностей казака быстро заметили и избрали сначала атаманом Брюховецкого станичного казачьего общества, а затем доверили булаву атамана Брюховецкого района. Он возглавлял Брюховецкое районное казачье общество (РКО) девять лет. За это время много сделал для его развития.Иногда случается, что без атамана с явно выраженными лидерскими качествами казачье общество топчется на месте, а затем начитает сдавать назад. С приходом Игоря Сурмача у Брюховецкого РКО открылось второе дыхание. Довольно скоро брюховецкие казаки вышли на лидирующие позиции не только в Кавказском отделе, но и во всем Кубанском казачьем войске.
…С Игорем Николаевичем я познакомился более десяти лет назад, в 2012 году, когда в правлении Кубанского казачьего войска по инициативе нашей газеты проводилось заседание «круглого стола». Игорь Сурмач запомнился по тому, как он горячо и увлеченно рассказывал о планах создания этнографического комплекса «Казачий остров»... Прошло немного времени, и Игорь Сурмач пригласил автора этих строк посмотреть, как замысел стал реальностью. Он поведал, как казаки, следуя традициям предков, сами месили саман, сушили сформированные кирпичи, сложили первый объект — дом атамана. Затем на «Казачьем острове» появились хаты кузнеца, мельника, рыбака, сторожевая вышка, зарыбленный пруд, приведена в порядок конюшня, восстановлен табун лошадей, воздвигнута часовня Пророка Ильи. Каждая хата стала небольшим музеем, где можно увидеть предметы быта и орудия труда казаков, собранные по хуторам и станицам. Стройка, которую вели всем миром, сплотила казаков, как это часто бывает, когда вместе люди занимаются общим делом.
«Казачий остров» быстро стал местом, где с учениками казачьих классов проводились уроки кубановедения, обучение основам верховой езды, фланкировки. Ведь одно дело рассказывать, как жили казаки в старину, и совершенно другое — увидеть своими глазами, взять шашку в руку, поскакать на коне. Была создана конная группа «Брюховецкие джигиты», участвующая во многих казачьих праздниках и поминовениях. До сих пор помню реконструкцию Кущевской атаки, где «Брюховецкие джигиты» блестяще выступили. Более того, именно эта группа сыграла в ролике планирующегося фильма «Сотня», который, увы, так и не был снят.
Сейчас «Казачий остров» включен в краевой перечень музейно-туристических комплексов. Когда в 2014 году в ККВ было принято решение об отправке казаков-добровольцев в Крым на защиту жителей автономной республики от националистического режима, установленного в Киеве бандеровскими недобитками, атаман Брюховецкого РКО вызвался первым. На его клич отозвались казаки. Группе во главе с Игорем Сурмачом была поручена важная задача — защита телецентра в Симферополе. Они несли здесь круглосуточную охрану, предотвратили диверсию, когда крымские татары, попавшие под влияние фашистского киевского режима, планировали взорвать телецентр, начавший транслировать российские каналы вместо украинских, лживых. Таким образом, крымчане смогли разобраться, где правда, а где ложь, и сделать свой выбор на референдуме. До последнего дня Игорь Сурмач вместе со своими казаками охраняли здание Верховного Совета Крыма, где находились бюллетени для голосования на референдуме.
А вот еще факты из истории. Именно по инициативе атамана Сурмача в Переясловской установлен памятник героической сотне под командованием уроженца этой станицы Василия Гамалия, совершившей во время Первой мировой войны беспримерный рейд по тылам турецких войск на соединение с британскими войсками в Месопотамии. Сотня Гамалия, как и экипаж крейсера «Варяг», была вся награждена Георгиевскими крестами.Поклонный крест на могиле казаков, расстрелянных красными во время Гражданской войны, где покоятся останки священника Михаила Лекторского, причисленного в 2003 году к лику святых, — это тоже одна из заслуг атамана Игоря Сурмача.
Это далеко не полный перечень заслуг и достижений атамана.
Духовный путь
Игорь Сурмач всегда старался помогать церкви. В 90-е годы он участвовал в восстановлении Свято-Покровского храма в станице Брюховецкой, разрушенного в 50-е годы прошлого века. Вместе со своими казаками помогал в строительстве первого на Кубани Лебяжского мужского монастыря.— В более систематическом посещении церковных служб мне помогло казачество. Я стремился собственным примером вовлечь казаков в посещение храмов, сам проникся службами и стал воцерковляться. Как-то при посещении Лебяжского монастыря, где я уже служил в алтаре, помогая во время богослужений, мой духовный наставник настоятель этого монастыря игумен Никон задал неожиданный вопрос: «Ты сам не желаешь стать священником?». Я ответил: «Батюшка, какой из меня священник? Я всегда смотрел на тех, кого Господь избрал в служении ему, как на каких-то ангелов». Отец Никон предложил не рубить сплеча, а подумать. Подумал и сказал ему: трудно в зрелом возрасте, а мне тогда было 55 лет, кардинально менять свою жизнь. Тогда он предложил мне стать послушником, и я согласился. Епископ Ейский и Тимашевский Павел, с которым я был знаком, благословил меня поступить в Екатеринодарскую духовную семинарию. Экзамены дались нелегко. Стоять перед советом из 15 священников и отвечать на вопросы трудно. Очень мешало волнение. Но все же справился с экзаменами. Сейчас учусь на третьем курсе семинарии, — вспоминает отец Игорь.
В 2023 году он стал дьяконом, а год спустя рукоположен в сан иерея.
— Когда после рукоположения стоял перед престолом, испытывал благоговение пополам со страхом, задаваясь вопросом: как Господь сподобил меня служить ему? Ведь служение священническое — это высшее служение на земле. И легким его не назовешь. Во время учебы в семинарии порой бывало очень тяжело. Что ни говори, а возраст берет свое. Мне в жизни повезло, так как с 90-х годов, когда начался процесс моего воцерковления, всегда встречались настоящие духовные пастыри, которые вели по пути служению Господу. Они были глубоко верующими, эрудированными, могли найти ключ к сердцу людей. Вспоминая их, беря с них пример и, конечно, с помощью Господа преодолеваю трудности, — говорит отец Игорь.
После сорокадневной ставленнической практики в ейском соборе Николая Чудотворца отец Игорь указом епископа Павла был назначен настоятелем Свято-Троицкого храма станицы Переясловской, основанного в 1990 году. До этого в станице не было храма. Жители выкупили частное домовладение, перестроив его в храм. Освящен он был митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором. Светлая ему память!
Труды на благо
С вопросом, как приняли нового священника, которого раньше верующие знали как атамана Брюховецкого РКО, отец Игорь предложил обратиться к пастве. В тот день прихожане занимались уборкой храма и разными хозяйственными делами.— Наш батюшка лучше всех, кто был до него. Хозяин, постоянно находится в храме, а не так, как было раньше — служба закончилась, и храм закрывается. Он всегда выслушает, даст совет. Очень отзывчивый и внимательный. Золотой он человек, — говорит Зоя Тимченко.Остальные собеседники говорили то же самое. Авторитет у отца Игоря очень высок. Заработал он его не только пастырским словом, но и делами. За недолгое время его настоятельского служения в храме установлено оборудование для изготовления просфор: тестомес, раскаточная машина, духовой шкаф. Средства собирали всем миром.
Следующим большим делом для отца Игоря станет снос ветхого здания и строительство нового, где будет церковная библиотека, воскресная школа для детей и кабинет для бесед со взрослыми.
Первые помощники отца Игоря — казаки Переясловского куреня. Атаман Павел Лобойко признался, что казаки рады тому, что бывший районный атаман стал священником.
— Когда мы узнали о назначении Игоря Николаевича настоятелем храма, у нас был эмоциональный подъем. Мы знали и уважали его в то время, когда он был районным атаманом, потому что он всегда был впереди, уважаем его как священника. Думаю, что наше хуторское общество станет крепче, а процесс воцерковления казаков пойдет быстрее. Ученики казачьих классов с радостью посещают храм, так как отец Игорь относится к ним с вниманием, умеет простыми словами донести суть православия. Ростки веры дадут свои плоды, и когда они вырастут — будут следовать путем православия, — убежден Павел Лобойко.
Жизнь и судьба Игоря Сурмача подтверждают, что православие — это основа духовной силы, героики и созидательных будней тысяч и тысяч казаков, всех русских людей. Так было и так будет!
Читайте также:
В торжественной обстановке в Новороссийске состоялась передача гуманитарной помощи от новороссийцев казакам-добровольцам перед отправкой в зону проведения специальной военной операции.
Не так давно проведен социологический опрос, в ходе которого была поставлена цель — выяснить, как относятся жители различных регионов к российскому казачеству.
Участник специальной военной операции старший урядник Центрального районного общества (город Сочи) Кубанского казачьего войска Владимир Савченко задержал находившегося в федеральном розыске преступника.