Это приоритетная задача — чтобы казачество было единым, сильным, монолитным. Я уже вижу, как поэтапно это сделать, но пока не готов раскрыть, — заявил Виталий Кузнецов.Что ж, цель благая, но на ее пути есть немало подводных камней. Первый — деление казачества на реестровое и нереестровое, или общественное, как иногда называют тех, кто не посчитал нужным входить в Госреестр. Если обратиться к истории, то само понятие «реестр» применительно к казачеству возникло в Речи Посполитой, как называлось союзное государство, объединявшее в то время Польшу и Литву. В XVI веке это государственное образование на Юге вело войны с Турецкой империей, с крымскими татарами и с другими кочевниками. Регулярных сил не хватало, поэтому король Сигизмунд II решил привлечь на службу запорожских казаков. Король подписал указ о наборе на службу сечевиков. Главная их задача — отражение набегов крымских татар. Параллельно реестровики должны были наводить порядок среди запорожского казачества. За это они получали жалованье. Первых реестровых казаков было всего 300, но их число постоянно росло. Число казаков на службе польской короне выросло до нескольких десятков тысяч. Причем если обратиться к условиям нескольких мирных договоров между Польшей и восставшими казаками Богдана Хмельницкого, то видно: число реестровых казаков было одним из важных положений мирных договоров.
После Переяславской Рады, на которой принародно было принято решение о подданстве запорожцев России, реестр понемногу сошел на нет.
Вновь понятие реестра вошло в обиход в начале 90-х годов прошлого века, когда начался процесс возрождения казачества. Если не вдаваться в подробности, то казаков, принявших решение войти в реестр, условно можно назвать государственниками, так как они не допускали и мысли о каком-либо обособлении от России. Нашлись и те, кто хотел вернуть земли, которые до революции 1917 года находились во владении казачьих войск. Назовем их утопистами. Нашлись среди казаков и те, кто ратовал за создание обособленных казачьих республик. К ним лучше всего подходит понятие «радикалы».
В 2005 году был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». На казачество (в данном случае речь идет о Кубанском казачьем войске) были возложены охрана общественного порядка, государственной границы, природных ресурсов, участие в ликвидации последствий чрезвычайных происшествий природного характера. Часть казаков приняли этот закон и занялись работой. В 2012 году казаки, охраняющие общественный порядок, стали получать за это зарплату. Позже также стала оплачиваться работа лесных и пограничных дружин.Часть кубанских казаков решили быть вольными. Их рассуждения сводились к следующему: наши предки под государственным ярмом не ходили — и мы не будем. Есть и те, кто кичится родовыми корнями и считает неуместным находиться в одном ряду с неродовыми казаками. Эта часть казачества отрицает все — от госслужбы до казачьих школ и классов. Они то и дело говорят о казачьих общинах, но все эти высокопарные заявления так и остаются словами. При этом никто им не мешает создать свои общины.
Как можно объединить все казачество в единое целое? Пути для этого есть, но есть одно но. Этого не произойдет, пока казаки сами, своим внутренним самосознанием не поймут: в современных условиях сильное казачество немыслимо без теснейшей взаимосвязи с государством. Те, кто этого не осознает, так и останутся невостребованными, замкнувшись в своем мирке, бредя о создании некой Казакии, о возвращении на Присуд, то есть к местам расселения казаков в давние времена.Удастся ли вновь избранному Верховному атаману решить заявленную им сложнейшую проблему? Время покажет.
Ранее мы писали: Российское казачество сегодня живет на полулегитимном основании.
Как-то в редакции раздался телефонный звонок жителя Краснодара — давнего подписчика «Вольной Кубани».
Читайте также:
Специальная военная операция на Украине, фактически вылившаяся в глобальное противостояние с коллективным Западом, рано или поздно закончится. Хочется верить, что Россию не втянут в нечто подобное Минским соглашениям. Нам нужна победа и только победа.