С земли донбасской — на Дон и Кубань
Отец Владимир Роговой родился 6 июля 1975 года в городе Харцызске Донецкой области в казачьей семье. Род был церковный, набожный, потому и фамилию такую носил — Святковский.Предки отца Владимира, как и многие другие казаки, хлебнули лиха при большевиках. Расказачивание, непосильный труд, жизнь впроголодь, смерть родителей, детдом... Когда грянула Великая Отечественная война, прадед отца Владимира Алексей Григорьевич Святковский сражался храбро, как и положено казаку. Во время отступления группа советских солдат попала в плен. Концлагерь, адский труд, голод не сломили казака. В числе других военнопленных Алексея Григорьевича отправили в Германию. Когда наши войска начали теснить немцев с востока, пленных перебросили на запад. Прадед оказался во Франции. Бежал, попал в отряд партизан французского Сопротивления, находящегося под командованием ге нерала де Голля, где сражался с немцами бок о бок с французами.
После депортации Алексею Григорьевичу, как и сотням тысяч военнопленных, пришлось несладко. Сотрудники НКВД обвиняли их в предательстве, невзирая на борьбу с врагами во французском Сопротивлении. По совету битых жизнью людей Алексей Григорьевич, хотя за ним и не было вины, бежал из распределительного лагеря на Урал. В такой вот обстановке там и создалась семья. Родились первые дети. По мере увеличения семьи перебрались на Кубань, но часто переезжали с места на место. Так продолжалось до 1953 года. Умер же Алексей Григорьевич в возрасте 80 лет в станице Кущевской, где обосновалась семья.Маленького Володю крестили в церкви Святого апостола Иоанна Богослова в станице Кущевской в два годика. Еще в школе он изучал историю своего казачьего рода. Жадно слушал рассказы прадеда о казаках. У подросшего Владимира настольной книгой была «История казачьих древностей» Евграфа Савельева. В юности читал самиздатовскую белоэмигрантскую литературу, интересовался трудами Льва Гумилева, известного русского философа Ивана Ильина.
Когда после школы перед Владимиром Роговым встал вопрос выбора профессии, он оказался на перепутье. С одной стороны, его тянуло к истории, с другой — выросший в хуторе молодой казак с удовольствием возился с домашней живностью.
— Дед мне сказал: «Внучек, у тебе хорошо все в руках живе. Тем и занимайся». Я поступил в Новочеркасский сельхозтехникум на ветеринарное отделение. Все это время изучал богословские книги. Проучившись год, решил выбрать духовный путь. Мама сказала: закончи обучение, а потом решай, каким путем идти в жизни. Поскольку я вырос в семье, где царило христианское послушание родителям, перевелся на агрономическое отделение, получив диплом организатора — технолога фермерского хозяйства в растениеводстве, — вспоминает отец Владимир.Время шло, менялась жизнь общества. И то, что раньше было под запретом, становилось законным. Казаки получили возможность создавать курени. Судьба свела Владимира Рогового с атаманом станицы Средней Владимиром Арининым. В 1996 году родовой казак стал послушником Новочеркасского кафедрального войскового Вознесенского собора. Там Владимира заметил атаман и предложил приписаться в реестровое казачество.
— Сначала не понимал: если являюсь потомственным казаком, каким образом можно стать реестровым казаком? Атаман Аринин объяснил, что можно приписаться в современное казачье движение.
Владимир Роговой быстро продвигался на новом поприще. Чин старшего урядника, преподаватель Закона Божьего в станице Средней. Так как раньше имел опыт бизнес-деятельности, стал заниматься вопросами станичной экономики. По ходатайству казаков-старейшин был избран в члены правления в станице на должность помощника атамана по общественным и церковным связям. При этом путь духовного развития сочетал с работой в казачестве. В качестве церковного алтарника в миссии Мефодия и Кирилла под руководством казачьего духовника отца Андрея Немыкина курировал вопросы заключенных в тюрьмах, нес служение в госпитале МВД, занимался противодействием сектантской деятельности, писал материалы для газеты «Церковный вестник» Новочеркасского благочиния. Когда Владимир Аринин был избран атаманом Новочеркасского округа, он забрал с собой в штаб молодого перспективного казака, назначив помощником по вопросам идеологии и общественным связям и редактором газеты «Казачий вестник».
— В то время политическая жизнь на Дону, впрочем, как и в других регионах, кипела и бурлила. Приходилось организовывать конференции, заседания «круглых столов» с различными политическими партиями и движениями. Казаки знали, что я решил продолжить духовный путь на Кубани. Казачьи старцы благословили меня. Был среди них Василий Иванович Каледин, внук донского атамана Каледина. Он сказал такие слова: «Сынок, ты идешь служить как казачий священник. Когда наденешь рясу, запомни — чтобы под ней ты скрывал, как пел Игорь Тальков, не кагэбэшный, а казачий погон!».Донской казак Владимир Роговой, вставший на путь служения Господу, некоторое время был на распутье. В силу юношеского максимализма хотел идти в монастырь, принять постриг и стать монахом. Однако, прислушавшись к опытным и авторитетным людям, решил служить Богу в миру.
13 октября 2002 года митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором он был рукоположен в сан иерея. Перед этим владыка устроил Владимиру Роговому форменный экзамен, проверяя его знания. Обряд проходил в Свято-Троицком соборе Краснодара. При этом владыка Исидор потребовал от новоиспеченного священника окончить духовную семинарию, ибо, по его убеждению, церкви недоучки не нужны. Пришлось отцу Владимиру учиться и проходить священническую стажировку в Свято-Покровском храме станицы Брюховецкой под руководством иерея Ростислава Мельника. Где бы ни служил отец Владимир, он всегда устанавливал тесные взаимоотношения с казаками. В то время атаманом Брюховецкого района был Игорь Сурмач — хороший организатор, воцерковленный казак. С ним у отца Владимира сложились самые добрые отношения.
Спустя два года владыка Исидор направил отца Владимира в станицу Архангельскую настоятелем храма Архистратига Михаила.
Всем миром
До революции в Архангельской было три храма. Станица, основанная казаками, жила богатой культурной и религиозной жизнью. Большевики, чьей идеологией был атеизм, храм разрушили.Храм Архангела Михаила был самым большим. В 1935 году он был разрушен. Старики тогда решили, что на этом месте никогда храма не будет, ибо само это место осквернено. В 1991 году стараниями Михаила Копылова, который был директором физдиспансера, один из корпусов был переоборудован в храм.— Маленький домик, некрашеный, убогий, скорее похожий на конюшню, — таким был храм. Вместе с прихожанами привели его в порядок. Чего это стоило — отдельная история. Пришлось восстанавливать массу документов, начиная с прав на земельный участок и заканчивая постановкой на налоговый учет. Я жил в небольшом флигеле, стоявшем неподалеку, и шесть лет служил в старом храме. Здесь мне Господь показал свой промысел. Архангел Михаил — покровитель небесных и земных воинов, поэтому первую чашу для причастия и Евангелие купил и передал полковник ФСБ Николай Яценко. Дальше еще интереснее. Как-то осенью рано утром слышу стук в дверь. Открываю. Передо мной стоит громадного роста генерал и говорит: «Мы только что вернулись из Чечни, хотим заказать молебен нашему покровителю архангелу Михаилу». Облачаюсь, служу молебен. Генерал Мухаметзянов сделал солидное пожертвование и спрашивает: в чем нуждается храм? Отвечаю, что нужна богослужебная литература. Через две недели прямо из издательства сотрудники ДПС привозят двойной комплект литературы. Он же приобрел нам ванну для купели.
То есть архангел Михаил собрал своих воинов и подключил их к решению проблем храма его имени.Потом мы начали молиться о строительстве нового храма. В день архистратига Михаила провели крестный ход. Прихожане, казаки, депутаты, глава района — все принимали в нем участие. Шли через всю станицу, чего здесь не было лет семьдесят. Станица загудела. Мы проводили крестные ходы в честь святого благоверного князя Александра Невского, Николая Чудотворца, святого князя Владимира. Прошло время — и в станицу приехал выходец из нее — Владимир Иванович Ильин, ставший первым заместителем министра путей сообщения России.
— 5 мая 2008 года в кабинете главы состоялась встреча, на которой Владимир Иванович сказал: новому храму — быть! Дело пошло настолько быстро, что мы поняли: придется работать ударно. 9 мая 2009 года в девять часов утра прибыл митрополит Исидор для церемонии закладки храма. Через год я уже проводил службу в нижнем приделе, возведенном в честь князя Александра Невского. А 6 октября 2012 года был освящен верхний придел. Десять лет ушло на отделку, роспись, благоустройство, кладку плитки, ландшафтный дизайн.Отдельно хочу сказать о железнодорожниках, которые внесли свой вклад как при строительстве храма, так и в деле благоустройства территории и ухода за ней. Немалую поддержку оказал и оказывает глава Тихорецкого района Анатолий Александрович Перепелин. Главу сельского поселения Евгения Ивановича Абашкина мы называем благоустроителем. Его трудами сооружены водоотливы от храма, уложена плитка во дворе. Есть фермеры, оказывающие помощь храму, прихожане. Ведь храм — это дом Божий, общий для всех.
Рука об руку с казаками
Казаки станицы Архангельской также внесли свою лепту в дело благоустройства храма. Когда они начали собирать архивные документы о своих земляках, воевавших на фронтах Первой мировой войны, выяснили, что среди них было сто Георгиевских кавалеров, три генерала российского Генштаба, награжденных золотым оружием. Казаки решили, что памятными досками не обойтись, поэтому нужен памятник.С местом казаки сразу определились — рядом с храмом Святого архистратига Михаила. Митрополит Тихорецкий и Кореновской Стефан благословил доброе начинание.
За пять месяцев они нашли, доставили и уставили мраморные глыбы, на которых выбиты имена героев Первой мировой войны. Задумались, каким же быть памятнику.Понятно, монумент из бронзы было не потянуть. Как казаки доставили восемь глыб весом несколько тонн в станицу — об этом, как говорится, история умалчивает.
Помню, Валентин Копылов, долгое время возглавлявший Архангельское СКО, рассказывал, что действовали по принципу: «Купил, нашел — едва ушел. Хотел отдать — не успели догнать».
Нашлось место на мемориале и станичникам, сгинувшим в годы расказачивания.
Отец Владимир, будучи родовым казаком, зачастую участвует в заседаниях совета атаманов станицы, решая различные проблемы. Вскоре старое здание храма будет передано казачьему обществу в аренду на 49 лет. Здесь решено открыть Дом казачьего трудолюбия. Вместе с клубом «Вольный ветер» будет открыта гончарная мастерская, местные активисты продолжат шить одежду, изготавливать тактические носилки — все, что нужно на фронте.
…Поговорил с отцом Владимиром — человеком эрудированным, умным и добрым, знающим, чем живет казачество, — и словно воды из чистого ручья испил. Побольше бы нам таких священников.
Сергей КАПРЕЛОВ.
Заслуженный журналист Краснодарского края, есаул.
Фото из архива отца Владимира.
Ранее мы писали:
Совет атаманов на Кубани: сколько казаков воюет на СВО, о чем говорил командир "Ямаха"
Сколько казаков Кубанского войска воюют на передовой, какими темпами развивается экономика районных обществ, какие проблемы необходимо решать в ближайшее время? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на совете атаманов, состоявшемся в Краснодаре. Большой зал в администрации края, где проходило заседание совета, был заполнен полностью. В нем собрались атаманы всех уровней — от хуторских до районных и отдельских.
Казак "Барс-16" о самом трудном на СВО: встреча с украинской ДРГ, рой БПЛА, ранение
Казаки Кубанского войска в числе первых приняли участие в борьбе с фашистским киевским режимом.
Читайте также:
На Кубани казаки обучаются военному делу: на сборы прибывают и на костылях, и с детьми
В самом названии Кубанского казачьего войска слово «войско» красноречиво говорит само за себя. Задолго до начала СВО казаки Кубанского войска ежегодно выходили на военно-полевые сборы, где одни осваивали азы ратного дела, другие — совершенствовали навыки боевого мастерства, полученного ранее. Десятки раз, разговаривая с казаками, прошедшими горнило боев в Донбассе, задавал им вопрос: помогли ли в зоне боевых действий навыки, полученные на военно-полевых сборах? Во всех случаях ответ был утвердительным. Понятно, за два-три дня особо ничему не научишься, тем более что война сейчас вышла на новый технологический уровень. Однако сборы ни для кого не проходят впустую. По крайне мере, за это время можно освоить стрелковую, инженерную, медицинскую подготовку в объеме, позволяющем получить на первоначальном уровне знания и закрепить их на практике.