В каждой такой школе многое в воспитательном процессе реализуется согласно казачьим традициям и обычаям. В каждом классе избирается атаман. По казачьим традициям избирается атаман школы. Каждый из претендентов на эту должность представляет свою программу, знакомит с ней казачат в ходе избирательной кампании. Затем раскладываются кубанки по числу претендентов и в каждую из них ученики помещают листки бумаги с именами тех, кому они отдают предпочтение. Кто набрал их больше, тот и становится атаманом школы. Все эти атаманы входят в школьный совет, который решает несколько задач — планирование школьных дел, праздников, походов, поездок и прочего, что интересно учащимся. Кроме того, на совет атаманов приглашаются нарушители дисциплины. Не раз бывал в казачьих школах, и педагоги рассказывали, насколько действенным бывает вызов на совет атаманов, где заслуженной критике подвергаются нерадивые ученики. Ведь одно дело, когда нарушителей дисциплины наставляют на путь истинный учителя, и совершенно другое, когда это делают школьные товарищи. Эффект от такого воздействия поразительный!
Опять же согласно традициям каждый ученик класса приносит клятву и проходит обряд посвящения в казачата. Где-то эта процедура проходит в школе, где-то — в храме. Как правило, в каждой школе священники, окормляющие казачьи школы, проводят занятия по основам православной культуры. Дело это сугубо добровольное, однако, как показывает практика, дети, чьи родители исповедуют иную веру, с удовольствием слушают рассказы о православии. Ничего удивительного в этом нет, так как любая из мировых религий основана на одних и тех же постулатах.
Очень важным элементом является форма, в которой казачата ходят в школу. Форма сама по себе дисциплинирует. По себе знаю. Думаю, со мной согласятся все казаки и военнослужащие. Не раз разговаривал с казачатами, и на вопрос об их отношении к форме, все как один отвечают, что гордятся ею.Как-то некий тип запустил в интернете байку: дескать, форма для детей в казачьих школах стоит дороже обычной школьной формы. Ничего подобного. Скажу больше, во многих школах казаки за счет средств, вырученных от экономической деятельности, покупают и дарят шевроны, кубанки, а иногда и полные комплекты формы для детей из малоимущих семей.
Еще одно отличие казачьих школ — большая внеурочная деятельность: кружки, спортивные секции, викторины, казачий диктант, походы, занятия по основам военного дела, участие в поминовениях и парадах, выходы на молодежные полевые сборы, творческие коллективы, в чьем репертуаре превалируют русские и казачьи народные песни и танцы. Всего и не перечесть. Вряд ли общеобразовательные школы могут сравниться по объему проводимых мероприятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание настоящего гражданина своей страны. А это сейчас важно как никогда.Но есть одна загвоздка. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет ни единого упоминания о казачьем образовании или хотя бы о казачьем компоненте, внедряемом в учебно-воспитательный процесс. На мой взгляд, пора в вышеназванный закон внести изменения, которые бы придали казачьему образованию легитимный статус. К слову, нет такого понятия и в Стратегии государственной политики в отношении к российскому казачеству до 2030 года. Хотя один из пунктов третьего раздела Стратегии гласит: «Содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества». Настала пора устранить разночтения.
Ранее мы писали:
История казачества на Кубани богата и многогранна.
Сегодня состоялось совещание с представителями вузов, вошедших в Ассоциацию высших учебных заведений, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества.