Казачье образование: когда будут внесены поправки в законодательство?

Казачье образование: когда будут внесены поправки в законодательство?
Казачье образование набирает темпы как на Кубани, так и в тех регионах, где базируются реестровые войска. В чем его привлекательность? Почему казачьих школ, классов с каждым годом в нашем крае становится все больше?
Те, кто утверждает, что дескать, казачьи школы и классы открываются чуть ли не по приказу свыше, либо попросту клевещут, либо не знают правил, согласно которым они создаются. Для того чтобы класс получил статус казачьего, необходимо согласие большинства родителей. Без этого — никуда. Со школами еще сложнее. В среднем учебном заведении, претендующем на поучение статуса регионального казачьего общеобразовательного учреждения, необходимо, чтобы половина классов носила название казачьих. Должны быть заключены соглашения с первичным казачьим или районным обществом и приходами храмов Русской Православной Церкви, которые находятся в том или ином населенном пункте. Плюс к этому школа должна иметь достаточную материально-техническую базу и методические пособия. Прежде чем школа получит соответствующий статус, там обязательно побывает комиссия, которая проверит всё и вся. Бывали случаи, когда школе приходилось устранять недоработки и только после этого она получала заветное наименование — казачья школа.

В каждой такой школе многое в воспитательном процессе реализуется согласно казачьим традициям и обычаям. В каждом классе избирается атаман. По казачьим традициям избирается атаман школы. Каждый из претендентов на эту должность представляет свою программу, знакомит с ней казачат в ходе избирательной кампании. Затем раскладываются кубанки по числу претендентов и в каждую из них ученики помещают листки бумаги с именами тех, кому они отдают предпочтение. Кто набрал их больше, тот и становится атаманом школы. Все эти атаманы входят в школьный совет, который решает несколько задач — планирование школьных дел, праздников, походов, поездок и прочего, что интересно учащимся. Кроме того, на совет атаманов приглашаются нарушители дисциплины. Не раз бывал в казачьих школах, и педагоги рассказывали, насколько действенным бывает вызов на совет атаманов, где заслуженной критике подвергаются нерадивые ученики. Ведь одно дело, когда нарушителей дисциплины наставляют на путь истинный учителя, и совершенно другое, когда это делают школьные товарищи. Эффект от такого воздействия поразительный!

Опять же согласно традициям каждый ученик класса приносит клятву и проходит обряд посвящения в казачата. Где-то эта процедура проходит в школе, где-то — в храме. Как правило, в каждой школе священники, окормляющие казачьи школы, проводят занятия по основам православной культуры. Дело это сугубо добровольное, однако, как показывает практика, дети, чьи родители исповедуют иную веру, с удовольствием слушают рассказы о православии. Ничего удивительного в этом нет, так как любая из мировых религий основана на одних и тех же постулатах.
Очень важным элементом является форма, в которой казачата ходят в школу. Форма сама по себе дисциплинирует. По себе знаю. Думаю, со мной согласятся все казаки и военнослужащие. Не раз разговаривал с казачатами, и на вопрос об их отношении к форме, все как один отвечают, что гордятся ею.
Как-то некий тип запустил в интернете байку: дескать, форма для детей в казачьих школах стоит дороже обычной школьной формы. Ничего подобного. Скажу больше, во многих школах казаки за счет средств, вырученных от экономической деятельности, покупают и дарят шевроны, кубанки, а иногда и полные комплекты формы для детей из малоимущих семей.
Еще одно отличие казачьих школ — большая внеурочная деятельность: кружки, спортивные секции, викторины, казачий диктант, походы, занятия по основам военного дела, участие в поминовениях и парадах, выходы на молодежные полевые сборы, творческие коллективы, в чьем репертуаре превалируют русские и казачьи народные песни и танцы. Всего и не перечесть. Вряд ли общеобразовательные школы могут сравниться по объему проводимых мероприятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание настоящего гражданина своей страны. А это сейчас важно как никогда.
Но есть одна загвоздка. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет ни единого упоминания о казачьем образовании или хотя бы о казачьем компоненте, внедряемом в учебно-воспитательный процесс. На мой взгляд, пора в вышеназванный закон внести изменения, которые бы придали казачьему образованию легитимный статус. К слову, нет такого понятия и в Стратегии государственной политики в отношении к российскому казачеству до 2030 года. Хотя один из пунктов третьего раздела Стратегии гласит: «Содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества». Настала пора устранить разночтения.

Ранее мы писали:

История казачества на Кубани богата и многогранна.

Сегодня состоялось совещание с представителями вузов, вошедших в Ассоциацию высших учебных заведений, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества.