Крымская весна: кубанские казаки на Чонгаре

Крымская весна: кубанские казаки на Чонгаре
Чонгар — это небольшой полуостров в северной части залива Сиваш Азовского моря, соединяющий Крымский полуостров мостами и насыпными дамбами с материковой частью Украины. Географическое положение делает его одной из стратегически важных точек границ Крыма. Именно сюда в феврале 2014 года прибыли кубанские казаки для защиты крымчан от фашистских молодчиков.
Первыми добрались до Чонгара казаки Таманского и Екатеринодарского отделов. В конце февраля — начале марта погода там жуткая: холодный ветер, мокрый снег, переходящий в ледяной дождь. Ночь казаки провели в автобусах, доставивших их из Керчи. Утром хлопцы, надев кубанки, перевезенные через границу на дне вещмешков и баулов, двинулись на пост ДПС. Его охраняло несколько бойцов спецназа «Беркут». Они вырвались из Киева, где едва не были растерзаны съехавшей с катушек, беснующейся толпы украинских упырей. Что такое десяток автоматных стволов против сотен до зубов вооружённых националистов, бойцы «Беркута» понимали, однако были готовы пожертвовать собой. Появление сотни казаков они восприняли как спасение и надежду отстоять занятые позиции.
На Чонгаре в то время не было каких-либо укреплений. Здание дорожно-постовой службы, начнись стрельба, изрешетили бы, как консервную банку. Это уже потом, когда казаки заложили окна мешками с песком, создали какой-никакой узел обороны. По крайней мере, мешки с песком могли защитить от огня стрелкового оружия, выдержали бы осколки ручных гранат. Атака с украинской стороны могла начаться в любую минуту. В это время в сторону Крыма выдвинулся так называемый «Автомайдан» — десятки автомобилей, набитых обкуренными молодчиками, вооруженными, поднаторевшими в погромах на майдане.
В то время у казаков еще не было оружия. Когда к посту ДПС подъехали машины с националистами, казаки по просьбе командира «Беркута» перегородили автотрассу живым щитом. Омоновцы решили пойти на переговоры с бандеровцами, пытаясь задержать их на какое-то время. Заранее обговорили визуальные сигналы. Подъем руки вверх означал, что переговоры прошли успешно. Резко опущена рука — провал переговоров. В этом случае казаки должны упасть на землю, чтобы не попасть под автоматный огонь «Беркута». Однако до этого дело не дошло. Нацики, зная, кто такие казаки, не решились пойти на прямое столкновение, предвидя жесткий отпор.

8.JPG
Фото из книги «Казачий авангард».

Защита почти километровой полосы, разделяющей стратегически важную дорогу Херсон — Крым, была той еще задачей. Лопат нет, а окопы рыть надо. Съездив в Джанкой, группа казаков привезла шанцевый инструмент. Однако одними лопатами быстро подготовить окопы невозможно, а фактор времени играл очень важную роль. Казаки договорились с местным трактористом, и он за несколько часов вырыл траншеи. Их края обложили мешками с песком, прорыли ходы сообщения, соединив окопы между собой. Оборонительные позиции росли на глазах наблюдающих за казаками националистов и подтянувшихся украинских армейских подразделений.

Вблизи поста уложили автомобильные скаты. В случае попытки прорыва зажженные шины создали бы дымовую завесу и казаки, занимающие передовые позиции, смогли бы отойти к основной оборонительной линии. Возле покрышек постоянно дежурили по два местных активиста с бутылками зажигательной смеси.

Когда поступила информация о зенитной установке «Шилка», выдвинутой на передний край с украинской стороны, казаки кувалдами разбили несколько железобетонных плит, обложили их осколками бруствер. Бетонные фрагменты могли защитить хотя бы на время от огня 23-миллиметровой счетверенной пушки.

Главари бандеровцев по указанию кураторов СБУ наняли за наличные пару сотен местных жителей, вооружили их плакатами с надписями типа «Крым — это Украина!», «Оккупанты — геть с нашей земли!». Казаки в бинокли видели, как лжепатриотам тут же на месте выдавали наличные. Толпа по команде двинулась в сторону поста ДПС. В свою очередь, активисты с нашей стороны вместе с казаками вышли навстречу с плакатами: «Крым — вместе с Россией!», «Фашизм не пройдет!».
Защитники Чонгара обзавелись двумя легковыми машинами. Ездили в Джанкой, где покупали камуфляжную форму, берцы, теплые вещи. На УАЗе маневренная группа объезжала оборонительные позиции. Маневренная группа дежурила вместе с бойцами «Беркута» на блокпосту, помогала проводить досмотр автотранспорта, пересекающего границу с Крымом, прикрывала активистов, дежуривших возле сложенных в кучу автомобильных покрышек.
Несколько дней спустя на позиции прибыли два БТР-70 и два взвода морских пехотинцев Черноморского флота. Бронетехнику укрыли в капонирах, замаскировав позиции одной из разорванных палаток. Как вспоминают казаки, подготовка морпехов оставляла желать, увы, много лучшего…

Уязвимым местом был берег Сиваша, по которому небольшими группами могли просочиться диверсанты. На наиболее опасном участке военные установили сигнальные мины. Казаки дополнительно подстраховались, утыкав берег осколками стекла.

По воспоминаниям Николая Долуды, в то время возглавлявшего казаков-добровольцев, нужно было избежать кровопролития, поэтому в случае движения с украинской стороны разрешалось стрелять над головой противника. Лишь при приближении на дистанцию, когда украинские подразделения могли вести прицельный огонь по нашим позициям, разрешалось бить на поражение.
Поскольку силы защитников Чонгара и националистов, а также украинских армейских подразделений были несоизмеримы, командование Черноморского флота решило создать минные заграждения. Саперы заминировали не только берег Сиваша, но и автомобильный мост, соединяющий Крым с полуостровом Чонгар.

10.JPG
Можно было только представить, что испытывали казаки, за спинами которых была заминирована единственная дорога в тыл!

Ветеран севастопольского «Беркута» Сергей Пасичник так охарактеризовал казаков:
— Я, честно говоря, даже не ожидал, что у ваших казаков столь высока организованность, мобильность, боевая выучка и дисциплина. По всему видно, что они прошли хорошую войсковую подготовку еще в советское время. Не побоюсь высокого слога и скажу, что казаки готовы твердой рукой наводить порядок. А если потребуется, то и вступить в бой за правое дело, за нашу святую православную веру!

Ранее мы писали:

У казаков, отправившихся в Крым в феврале 2014 года не по приказу, а по зову души, было много сложных задач.

Возвращение Крыма в состав России — явление, без сомнения, эпохальное. Именно весна 2014 года стала началом собирания русского мира.