На Кубани казаки обучаются военному делу: на сборы прибывают и на костылях, и с детьми

На Кубани казаки обучаются военному делу: на сборы прибывают и на костылях, и с детьми
В самом названии Кубанского казачьего войска слово «войско» красноречиво говорит само за себя. Задолго до начала СВО казаки Кубанского войска ежегодно выходили на военно-полевые сборы, где одни осваивали азы ратного дела, другие — совершенствовали навыки боевого мастерства, полученного ранее. Десятки раз, разговаривая с казаками, прошедшими горнило боев в Донбассе, задавал им вопрос: помогли ли в зоне боевых действий навыки, полученные на военно-полевых сборах? Во всех случаях ответ был утвердительным. Понятно, за два-три дня особо ничему не научишься, тем более что война сейчас вышла на новый технологический уровень. Однако сборы ни для кого не проходят впустую. По крайне мере, за это время можно освоить стрелковую, инженерную, медицинскую подготовку в объеме, позволяющем получить на первоначальном уровне знания и закрепить их на практике.
На минувшей неделе на военно-полевые сборы вышла Таманская казачья дивизия — на сегодня единственная не только в России, но и в мире, поскольку в Германии, Чехии, Австралии и некоторых других западных странах есть казачьи объединения, в рядах которых состоят потомки казаков, уехавших за границу после лихолетья Гражданской войны.

Время требует новых подходов

До последнего времени военно-полевые сборы Таманской дивизии проходили следующим образом. Первый день отводился на стрельбы на полигоне 7-й десантно-штурмовой дивизии в станице Раевской. Затем участники сборов передислоцировались под Абинск, где находится казачий лагерь. В этом месте до октябрьского переворота 1917 года проходили военную подготовку казаки Таманского отдела. В этом году по соображениям безопасности было решено не собирать в одном месте несколько тысяч человек, а провести сборы иначе. Первый день, как прежде, отводился на стрелковую подготовку, а два последующих казаки каждого из восьми РКО, входящих в состав Таманского отдела, проводили сборы в своих районах.

4.jpg
В прежние годы на полигоне военнослужащие проводили занятия по тактической, инженерной, медицинской и другим видам подготовки. Сегодня десантникам не до того. Они сражаются с укрофашистами в Донбассе, так что было всего два учебных места — по минно-взрывному делу и основам организации и несения службы на пункте воздушного наблюдения. Забегая вперед, отмечу: учебные места были в пунктах проведения двух последующих дней в районах дислокации полков. Причем среди инструкторов были казаки, прошедшие бои в Донбассе.
Надо отдать должное командованию Южного военного округа: несмотря на большой расход боеприпасов, там, в зоне СВО, патроны для стрельб были выделены в достаточном количестве. На каждого из казаков пришлось по два десятка патронов. Немного, тем не менее для казачьей молодежи, составляющей процентов 30—40 от числа участников сборов, главное — почувствовать в руках реальное боевое оружие, вдохнуть запах пороха.

В девять часов на полигон прибыл личный состав первого Таманского генерала Безкровного казачьего полка. К тому времени на месте уже были атаман Таманского отдела, командир Таманской дивизии Иван Безуглый и заместитель войскового атамана по государственной службе Николай Шулькин.

Казаки отправились к месту проведения стрельб. В строю увидел парня с костылями. Он воевал в составе ЧВК «Вагнер» и при штурме Бахмута получил тяжелое ранение. В госпитале ему ампутировали ногу. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, несмотря на это, приехать на военно-полевые сборы! После этого уверенность в нашей победе еще более окрепла!

После инструктажа, получив патроны на пункте боепитания, казаки бегом следуют на огневой рубеж. В этом году по известным причинам на стрельбище не было снайперских винтовок, а пулемет ПКМ был всего один. Понятно — на фронте оружие нужнее.

2.jpg

 Стрельбы в Таманской дивизии проводятся не по принципу пульнуть в ту степь. Каждое из восьми районных казачьих обществ выставило команду из десяти человек, стрелявших на результат. Лучшей оказалась сборная Калининского РКО, набравшая 1139 очков. В прошлом году первое место было у Славянского РКО с 370 очками.

Благодаря четкой организации стрельб под контролем заместителя атамана Таманского отдела по боевой подготовке есаула Александра Петрова все шло организованно. Восемь полков отстрелялись четко, быстро и без происшествий за рекордно короткое время.

Начальник медицинской службы первого батальона Таманского полка Николай Кошлачев приехал на военно-полевые сборы вместе с одним из сыновей (всего у него четверо детей).
— Для нас военно-полевые сборы — семейный поход. Готовились за неделю, собрали рюкзаки. Взяли с собой шашки, кинжалы. Стрелять из боевого оружия сын в силу возраста пока не будет, однако пусть с малых лет привыкает к военному делу, учится преодолевать трудности (жара). Ведь он в будущем будет служить в армии.

3.jpg
Были на стрельбище и девушки. Юля и Аня учатся в Анапском медицинском колледже.

— На сборах впервые. Но здесь настолько все интересно! Так что если в следующий раз будет возможность, обязательно приедем, — говорит Юля.

Для семьи Безуглых военно-полевые сборы — место встречи родных. Дочь Ивана Васильевича Ольга ежегодно участвует в сборах. В прошлом она работала в правоохранительных органах, так что для нее пистолет Макарова — оружие привычное. Она неизменно уверенно поражает мишень с хорошим результатом. Не знаю, как в этот раз, а в прошлом году, стреляя из пистолета на дистанции 25 метров, из восьми патронов выбила 30 очков.

Для внука Руслана, возглавляющего Крымское муниципальное отделение Союза казачьей молодежи, военно-полевые сборы стали отправной точкой для участия в спецоперации. Сейчас он готовится второй раз отправиться на фронт, где воюет его отец. Так что высказывания диванных блогеров о том, что казачьи сборы — это не сложнее игры «Зарница», ложь чистой воды. Здесь куется казачий характер, формируется чувство боевого товарищества.

Опорный пункт к бою готов!

После стрельб Первый Таманский полк прибыл в учебный центр «Кубань», где проходят боевое слаживание казаки-добровольцы накануне отправки на фронт. Перед началом занятий по доброй традиции казаки выстроились у мемориала памяти погибших бойцов отряда БАРС-16, чтобы помянуть их. Отец Алексий отслужил заупокойную литию, казаки минутой молчания помянули светлую память своих товарищей.

Центральная часть мемориала — элемент несущей конструкции здания с оплавленным верхом. Его привезли казаки из Лисичанска, в штурме которого участвовали. Наверху укреплен берет с надписью «БАРС-16», изготовленный из металла. Чуть ниже — плиты с именами погибших бойцов. На большой стене указаны места, где сражались казаки БАРСа-16, — Красный Лиман, Лисичанск, Работино. На территории мемориала казаки высадили туи в память о каждом погибшем бойце отряда спецназа БАРС-16.

Командир Первого Таманского полка казачий полковник Анатолий Кислицкий доложил о готовности к проведению занятий командиру дивизии Ивану Безуглому.

6.jpg
— В этом году мы 32-й раз проводим военно-полевые сборы, пройдя нелегкий путь становления. Начинали с одного полка, затем была создана бригада, сейчас — дивизия. Когда сформировали первый казачий полк, атаман войска Громов сказал: «Не надо втягивать войско в незаконные военные формирования». Время все расставило на свои места, показав, кто был прав. Кто и как бы нам ни вставлял палки в колеса, казаки продолжают обучаться военному делу. Я не раз говорил: соха — это хорошо, а винтовка — лучше. Считаю, что приоритет должен быть за военной подготовкой, а не за выращиванием пшеницы или рыбы. Конечно, за три дня многому не научишься, но мы должны почувствовать плечо друг друга. Каждый должен быть уверен: в случае чего, друзья прикроют и вытащат раненого с поля брани. На этом стояло и должно стоять казачество! Это подтвердила жизнь.

Сегодня Таманский отдел отправил «за ленточку» больше, чем пять других вместе взятых. Наших казаков награждено больше в четыре раза, чем во всех других отделах. Единственный Герой России — казак из нашего отдела. Когда мы участвовали в крымских событиях 2014 года, защищая Турецкий вал, многие говорили, что это спецназ, которому выдали кубанки для маскировки. Мы были готовы сражаться до конца, что охладило пыл бандеровцев. Почему так получилось? Потому что мы были обучены, умели обращаться с оружием, создавать оборонительные позиции. Это все дали нам военно-полевые сборы. Спасибо, братья казаки, за ваш труд, за то, что вы не сидите дома под кондиционерами, а приехали на военно-полевые сборы в жару и учитесь ратному делу, — сказал Иван Васильевич Безуглый.

7.jpg
Действительно, казаки на совесть отрабатывали несколько военных дисциплин. Пару месяцев назад при финансовой поддержке мэра Анапы хорунжего Василия Швеца казаки построили взводный опорный пункт. Для каждого стрелка есть заранее намеченные сектора ведения огня. При этом они составлены таким образом, чтобы создать огневое поражение большой плотности на возможных направлениях наступления противника.

Есть составленные карточки ведения эффективного огня с указанием дальности. Для стрелкового оружия — 400—600 метров, для БМП, ПТУРСа — до 2,5—3 километров. На командном пункте установлен перископ инженерной разведки, дающий 15-кратное увеличение. С его помощью командир может следить за ходом боя и при необходимости вносить коррективы. Связь осуществляется с помощью радиостанций, а также проводной связи. Есть места для пулеметного расчета и гранатометчиков, медпункт. Блиндаж, перекрытый в несколько накатов, позволяет личному составу отделения отдохнуть, укрыться от арт-огня, не забывая выставить в окоп наблюдателей. Через определенные промежутки в окопах сделаны уширения — ниши для хранения боеприпасов и хозяйственных нужд.

Опорный пункт укрыт маскировочными сетями, причем так искусно, что, пока не подойдешь к нему вплотную, не увидишь его. Казаки соорудили очень простую, но эффективную защиту от дронов. На прямоугольные рамки различных размеров натянули обычную рыбачью сеть. Дроны-камикадзе с небольшим видеоразрешением могут не обнаружить эти нехитрые приспособления и, влетев в сети, взорваться. При этом личный состав, находящийся в зигзагообразных окопах в рост человека, а местами и глубже, не пострадает либо потери будут сведены к минимуму.

Оборона и наступление

Один батальон занял места, приготовившись отражать атаку условного противника в опорном пункте. Другой вышел на исходные рубежи для атаки. Командиры отделений имеют компактные радиостанции, сигнал которых идет также на узел связи. Отдали приказ на штурм.

— Наблюдаем противника в количестве пяти человек. Подходят к ориентиру номер два. (Эти ориентиры намечены и заранее пристрелены. — Прим. авт.). Открываем огонь, — донеслось из рации.
Нападающие, попав под сосредоточенный огонь, бросили дымовые шашки, что сразу сказалось на темпе наступления. Над полем условного боя кружил дрон, ведя разведку.

— Противник поставил дымовую завесу, ведем бой. Несем потери. «Первый», я — «Шмель», со стороны «зеленки» наблюдаю группу противника.

— «Шмель», открыть огонь. Ориентир номер один.

Понеся ощутимые потери, одна из групп все-таки прорвалась к одному из опорников, где находилось отделение обороняющихся, и забросала его гранатами. В качестве гранат используются взрывпакеты. Другой отряд так и не смог прорваться к позициям. Условно раненные использовали шашки с дымом фиолетового цвета, обозначая свое местоположение для санитаров.
После подразделения меняются местами — наступавшие занимают места в окопах, а обороняющиеся готовятся к штурму. Учения шли до тех пор, пока каждый из батальонов Первого Таманского полка не прошел их, выступая то обороняющимся, то наступающим.

9.jpg

Также каждый из батальонов отработал штурм здания. Казаки по спинам присевших товарищей врывались в окно, сразу уходя перекатами с линии огня. Снайперы в костюмах типа «Леший» держали под прицелом второй этаж здания, получая данные от беспилотника.

В Первом Таманском полку под руководством и при непосредственном участии начальника штаба Александра Лехмуса создано подразделение операторов БПЛА. Начинали с одного дрона, теперь их куда больше.
— В штабе Анапского казачьего общества создан учебный класс, оснащенный компьютерами с установленными на них специальными программами для обучения управлению дронами. Отбираем тех, у кого мелкая моторика рук достаточно развита. Те, кто прошел отбор, допускаются до практических занятий. В ДОСААФ они могут получить сертификаты в качестве операторов беспилотников. Так за определенное время можно подготовить немало операторов БПЛА, в которых нуждаются наши отряды БАРС и воинские части, — говорит Александр Лехмус.
Он вместе с единомышленниками ввел в строй видавший виды автомобиль, оснастив его радиостанцией, системой РЭБ, пультом управления БПЛА и всем необходимым. Многое было сделано руками казаков-умельцев. Теперь у полка есть своя командно-штабная машина.

Подъесаул Юрий Никифоров провел занятия по инженерной подготовке, делая упор на практическую часть. Под его руководством казачья молодежь учится ставить и снимать растяжки, ищет и обезвреживает мины и минные ловушки.

Противник может использовать заминированные предметы в виде каких-то бросающихся в глаза предметов. Например, вы видите велосипед. Почему бы его не взять себе? Как только кто-то начинает его откатывать, раздается взрыв. Подобных смертельно опасных предметов в зоне СВО множество.

Под руководством Юрия Никифорова ребята ищут мины, используя щупы, а затем подрывают их с помощью специальных крюков, привязанных к длинной веревке.

…Штаб полка оснащен всем необходимым. Все приказы и другая служебная документация находятся в папках. Такому порядку могут позавидовать некоторые воинские части. На стенах палатки закреплены планшеты, на которых указано многое — начиная с маршрута выдвижения полка из Анапы до полигона в Раевской и заканчивая сравнительными таблицами оснащения наших и натовских батальонов, вплоть до тактико-технических данных танков «Леопард-2» и «Абрамс». На этом Анатолий Кислицкий и не думает останавливаться.

— Мною принято решение — весь командный состав полка, а это более 50 человек, будут сдавать зачеты по оказанию помощи раненым. Сначала они пройдут обучение, а затем без каких-либо поблажек будут на время пользоваться жгутами, индивидуальными медицинскими пакетами, — говорит Анатолий Николаевич.

Как всегда, блеснула разведрота Таманского полка, продемонстрировав проверку автотранспорта в прифронтовой зоне. Разведчики грамотно взяли машину под прицелы автоматов, окружив с разных сторон так, чтобы не перекрывать друг другу сектор обстрела.

Когда командир разведподразделения Максим Черняков попросил предъявить документы, из открытого окна со стороны водителя полетела граната. Укрывшись от взрыва, бойцы открыли огонь учебными патронами, уничтожив условных диверсантов. Выучка у разведроты что надо! Впрочем, как и у всего Первого Таманского полка. Секрет успеха в том, что командный состав не стоит на месте, а ставит перед собой новые более сложные задачи.

Выучку полка оценил заместитель войскового атамана по государственной службе Николай Шулькин.
— Хочу отметить: казаки приехали на сборы с желанием узнать и научиться чему-то новому, вспомнить прежние воинские навыки. Организация сборов на высоте, как и дисциплина. Хорошее материально-техническое обеспечение позволяет обучать личный состав и особенно молодежь.
Уверен, в следующем году Первый Таманский полк выйдет на новый качественный уровень.

Полтавцы на высоте

На следующий день вместе с атаманом Таманского отдела и командиром одноименной казачьей дивизии Иваном Васильевичем Безуглым побывали на военно-полевых сборах Первого Полтавского атамана Сидора Белого казачьего полка.

Атаман Полтавского РКО Александр Харитонов нашел для сборов хорошее место — сравнительно большой участок леса, который с двух сторон окружают река и канал. Александр Харитонов добился, чтобы этот участок земли передали районному казачьему обществу. Здесь и жара не так чувствуется, и места для занятий хватает. Не проходит недели, чтобы здесь не занималась молодежь, увлеченная страйкболом. Благо зелени, где можно укрыться, достаточно. Однако просто так на казачью землю не пройти. Дорогу перегораживает шлагбаум, рядом сложенные скаты машин. Чуть дальше — линия окопов с блиндажом, укрытые маскировочной сетью.

8.jpg

Учебные места казаки оборудовали сами. Тактическая медицина, РХБЗ, подразделение операторов БПЛА, минно-взрывное дело, тактическая подготовка — все на высоте.
Несколько инструкторов побывали в зоне боевых действий. Казак с позывным «Кубань» прошел обучение в школе аэроразведки на территории ЛНР.

— Сначала воевал в ЧВК «Вагнер», затем в воинской части Минобороны. Приходилось вести разведку, делать сбросы боеприпасов на позиции противника, поражая личный состав и боевую технику. Война стала другой, поэтому нужно иметь много операторов дронов, так как скоро большая часть боевых действий будет вестись дистанционно.

Казачья молодежь (ее на сборах было более ста человек) тоже показала, чему научилась. На оборонительную позицию двинулась группа условного противника с автоматами для страйкбола. Попав под огонь, наступающие прикрылись дымом, бросив две шашки. Бой затягивался. Тогда над полем появился дрон, сбросивший взрывпакет. Не успели уцелевшие возобновить бой, как из окопа выскочил боец, расстрелявший в упор остатки группы противника. Зрители были в восторге!

…Военная подготовка всегда была одним из важнейших элементов Кубанского казачьего войска. Сейчас ее актуальность возросла кратно. Боевые действия закончатся не завтра. Значит, порох нужно держать сухим.

Фото Елены ШАБАЛИНОЙ и Максима ЧЕРНЯКОВА.


Ранее мы писали:

Совет атаманов на Кубани: сколько казаков воюет на СВО, о чем говорил командир "Ямаха"

Необычное представление профессии защитника Родины прошло в 10-й казачьей школе имени атамана Сидора Белого в Сочи.

Традиционные военно-полевые сборы подразделений Черноморского казачьего полка начались в Cочинском центре подготовки бойцов спецназа.

Читайте также:

Казачье образование на Кубани набирает обороты. Сегодня в крае 59 детских садов, 84 школы, имеющие статус «казачье образовательное учреждение».