А в самом центре Краснодара
Атаманы, генералы, есаулы — здесь очень много казачьих захоронений, город-то казачий. Погост и возник почти двести лет назад - в 1830 году — как войсковое кладбище, гражданским стал только через 60 лет. Пласты истории, которые пусть в совершенно запущенном состоянии, но все же сохранились! И сейчас казачество, особенно хуторское казачье общество имени атамана Виктора Величко, регулярно проводит здесь субботники, насколько это возможно, отвоевывает у зарослей и разрухи территорию, чтобы сохранить оставшееся. А ведь с 2019 года территория этого кладбища - объект культурного наследия регионального значения.
Об этом и многом другом в тишине у надгробий легендарных личностей и простых екатеринодарцев рассказывает настоятель храма Всех Святых и председатель Совета попечителей кладбища архимандрит Трифон.
«Любовь к отеческим гробам»
- Для нашего края и Екатеринодара-Краснодара это уникальный мемориальный комплекс. Здесь похоронены люди, которые много сделали для становления и столицы Кубани, и региона в целом. Конечно, важно сохранить это место, эту память — есть такое понятие, как «любовь к отеческим гробам». Мы же не Иваны, не помнящие родства, - говорит отец Трифон. - Одно время сообщали о планах по сносу этого кладбища, и люди перестали ухаживать за могилами, понимая, что все бессмысленно. В 2013 году, когда я пришел сюда, трудно было поверить, что находишься в центре столицы Кубани – вокруг непроходимые заросли, словно в глубинке российской находишься, куда добираться – по бездорожью на тракторе. Сейчас центральная часть более-менее расчищена, люди и наши прихожане начинают ремонтировать, приводить в порядок надгробия.
Элемент не найден!
Подходим к могиле атамана Рашпиля - известнейшего, уважаемого человека на Кубани, заслуги которого не вызывают сомнений ни у кого. Он уделял особое внимание просвещению и образованию, земельному устройству. Учредил в Екатеринодаре конную учебную часть, готовил урядников к офицерской службе. Был строг, но справедлив — казаки уважали атамана и старались соответствовать его требованиям. Многое сделал для формирования культуры общения с горскими народами и становления мирной жизни. Проводил блестящие военные операции. Составил первый своеобразный свод законов казачества — Положения 1842 года, где в четырех частях регламентировал жизнь войска и города.- И вот что это? Обидно, - говорит отец Трифон у ничем не примечательного надгробия в виде стилизованного саркофага. - Хорошо, что в центре города не так давно установлен памятник, улица названа его именем. Он очень много сделал для Кубани - его вклад в становление края до сих пор по достоинству еще не оценен широкой общественностью, мы мало об этом знаем. И могила его находится, в общем-то, в небрежении. Рядом покоятся священники – сюда приходят молиться. Он у меня записан и в личном синодике, и в храмовом. И среди других наказных атаманов поминаем его. Но такое отношение печально. Наше казачество сколько эту тему поднимало, но казаков не слышат и как-то все остается без особых изменений, программ, серьезных работ.
Что остается от памяти
- У меня четыре родины - это четвертая, и Господь сюда привел не напрасно. Интересовался историей Кубани и казачества, когда полтора года занимался Лебяжьей пустынью – казачьим монастырем. Это тоже замечательное дело: войско обратилось в Синод и к императрице Екатерине II с прошением открыть монастырь, чтобы казакам было где на старости лет голову приклонить - они часто бывали бессемейными. И монастырь имел двойное управление - и Церкви, и казачьего войска. Потом Господь привел на Всесвятский погост - здесь немало казачьих захоронений, тоже хочешь-не хочешь, будешь изучать. Конечно, пока много неизвестного, но то, что это место надо сохранить и облагородить — в этом нет сомнений.
Элемент не найден!
Субботников, которые проводят в последние годы казаки Кубанского казачьего войска и общественность, явно недостаточно для того, чтобы качественно изменить картину: все слишком быстро зарастает. Деревья продолжают ломать надгробия и оградки, корнями выворачивать могилы, разрушать и обваливать семейные склепы - продолжает исчезать то немногое, что сохранилось. Необходим серьезный подход — у города были планы реконструировать кладбище, которые так и не реализованы. Хотя, как говорит отец Трифон, с той поры, когда в феврале 2016 года на погосте владыка Исидор освятил нынешний храм — люди поняли, что кладбище не снесут под застройку многоэтажками или торговыми центрами и начали с каждым годом все активнее восстанавливать надгробия. Но и этого очень, очень мало.Продолжение следует.
Ранее мы сообщали: На Всесвятском кладбище Краснодара спилят аварийные деревья и осмотрят могилы - После благоустройства кладбище должно стать местной достопримечательностью и местом притяжения туристов.
Также читайте: Казаки убирают Всесвятское кладбище: наведением порядка занимаются только добровольцы - В выходные дни казаки и добровольцы навели порядок на части кладбища. По словам атмана куреня имени Величко Сергея Пономарева, в акции приняло участие более 50 человек.
И еще: Всесвятское кладбище станет достопримечательностью Краснодара - Ранее был разработан проект реконструкции его территории, который получил положительное заключение краевого управления по охране объектов культурного наследия. Но жители города не приняли проект. Им не понравилась концепция, которая имела «европейский» склад. Сейчас проект дорабатывают, а затем начнут реализовывать, - об этом рассказал в июле прошлого года мэр города (в то время) Евгений Первышов.