Дурное дело, как известно, не хитрое. Надо только паспорт российский выдать понравившемуся иностранцу изъявившему желание помочь беспомощной России — всего-то и делов. А это у нас проще пареной репы, если речь о спорте идет. Как это раньше было: партия велела — комсомол ответил: «есть»!
Вмиг ситуация круто меняется. Вчера был американцем или корейцем, сегодня защищает цвета российского флага, гражданин российской державы. Нормально, да? Правда, в таких случаях спортсмены по обыкновению имеют два гражданства — естественное — этническое и искусственное — приобретенное у заинтересованной стороны… Юридически права на обе родины (цинично звучит, что говорить) равноценны. Вспомните американского баскетболиста Холдена. Поиграл, поиграл за сборную России, и уехал к себе домой в родную Америку, где родился и вырос, стал игроком. Россия? А какое ему, американцу, дело?
И тут у меня возникает вопрос. Представьте, что в случившемся вдруг военном конфликте страны (всякое ведь в жизни бывает), окольцованные натурализацией, находятся по разные стороны баррикад — под каким флагом встанут под ружье? Те же корейцы или кенийцы, на которых мы сейчас пытаемся сделать усиленную ставку. Об американцах я уже не говорю… Настоящий гражданин России — не тот, кто имеет российский паспорт, а тот , кто живет интересами своей страны, кому не безразлична ее судьба…
Виктор Файззулин, игрок питерского «Зенита», заявил, что он не против натурализации, того, чтобы какой-нибудь иностранец появился в российской команде: «А почему нет, если бразилец или кто-то еще поможет нам выиграть что-то значимое? Мы же таким образом прославим Россию, а сборная оставит след в футбольной истории…»
Так оставляете, ребята, кто ж вам мешает? Выигрывайте, прославляйте! Россия давно этого ждет. Только вы ничем, кроме безумных зарплат блеснуть не можете, вот и разеваете рот на чужой каравай. Только победам с помощью натурализованных бразильцев — грош им цена. Чужие ноги или руки они и есть чужие… Такие победы не вызывают чувство гордости за свою страну, за отечественную школу футбола, ее тренеров. По мне так за них должно быть стыдно. За то, что мы так немощны, что себя не уважаем. Я горжусь российской баскетбольной дружиной, выигравшей бронзовые медали на Олимпийских играх – 2012 в Лондоне. Это была НАША команда, в ней играли отечественные игроки. А вот золотые медали чемпионата Европы нашей сборной, в которой ключевые позиции занимал американец Холден, мне, как и любому нормальному человеку, совершенно безразличны. Потому, что у них чужой запах.…
Когда натурализацию приветствует футболист, удивляться, думаю, не стоит. Что с футболистов взять — у них давно рулевой — доллар, евро. Ими верховодит не любовь к футболу — алчность. А вот когда об этом говорят чиновники, те, от кого зависит развитие спорта в России, становится страшновато.
— Почему мы пригласили африканцев? Тут все просто — за 22 года, в течение которых я руковожу ВФЛА, прорыва россиян — бегунов на средние и длинные дистанции, за иск олимпийского чемпиона на 800 метров Юрия Борзаковского, не произошло по объективным причинам и главная из них отсутствие в нашей стране по-настоящему талантливой в беговом отношении молодежи, которая из-за генетических особенностей не в состоянии конкурировать с мировыми лидерами этих дисциплин. У нас системы поиска и отбора талантливых средневиков и марафонцев, поэтому мы обратились к мировой практике поиска талантливых атлетов за рубежом. При этом, если в национальной команде появятся натурализованные спортсмены, это не означает, у нашей молодежи не будет шанса заявить о себе — мы продолжаем находиться в поиске…
Я привел фрагмент из интервью «Российской газете» президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева.
И это позиция главного человека в российской легкой атлетике. Человек, которому поручено отвечать за развитие «королевы спорта» в стране, оправдывая повышенный интерес к африканским талантам, в качестве аргумента ссылается на то «что у нас нет системы поиска и отбора талантливых средневиков и марафонцев», на генетические особенности африканских бегунов. Мол, только безвыходное положение заставило нас решать вопросы натурализации…
А почему нет системы поиска? Неужели за 22 года ее нельзя было создать? Не смешите народ, Валентин Васильевич! Системы поиска и отбора талантов у нас нет не только в беге на средние дистанции, ее в российской легкой атлетике нет вообще. Таланты у нас по обыкновению появляются сами по себе, как грибы после дождя. И хорошо, что еще остались тренеры, которые способны шлифовать алмазы, превращать их в бриллианты… Это сегодня, а завтра?
И не надо пенять на генетику. Да, спринтеры из Ямайки, стайеры Кении и Эфиопии с необыкновенной щедростью одарены природой. Но это не значит, что они непобедимы. Появился же у нас Борзаковский. А кто может поручиться за то, что такие Борзаковские не проживают где-нибудь в сибирской деревеньке, кубанской или донской станице, в Магадане или Санкт-Петербурге… Можно назвать тысячи населенных пунктов, где остались незамеченными талантливые мальчишки и девчонки. Только потому, что «у нас нет системы поиска и отбора»…
Не надо пенять на генетику, надо работать. Прыжки в длину тройным, как и барьерный бег, вроде тоже дело темнокожих атлетов. Но ведь взрастили же мы Александра Менькова, Леонида Волошина, Сергея Шубенкова… Можно вспомнить и Игоря Тер-Ованесяна, Виктора Санеева… А китайцы что делают… Или у них тоже особая генетика…
В том, что кенийцы уже стали студентами Поволжской академии спорта и туризма, нет ничего плохого. Это даже замечательно. Плохо другое: «Эти спортсмены получили «добро», чтобы учиться в России и в перспективе стать членами сборной нашей страны», говорит Валентин Балахничев… Удочки в чужие водоемы мы уже забросили…
— Я уже не раз говорил, что категорически против натурализации африканцев, — комментирует ситуацию олимпийский чемпион Юрий Борзаковский. — Так вопросы не решаются, на мой взгляд, это очевидно. Мы должны растить своих ребят, открывать школы…
В принципе я не удивляюсь позиции Балахничева. Ему хочется подать товар лицом: вон сколько медалей выиграли, американцев обогнали! А начальство, как известно, только этого и ждет. Главное, что Россия первая, все остальное его не интересует. Создавать современные условия для занятий, для совершенствования мастерства, отыскивать и пестовать доморощенные таланты — труд неимоверно тяжкий, а вот приобрести подходящий «товар» за кордоном….
Меня шокирует позиция некоторых журналистов, которые также не видят в натурализации иностранцев ничего дурного. Я просто приведу несколько цитат из статьи, опубликованной в одном солидном уважаемом спортивном издании.
«Во-первых. Неприятие чужаков нашей публикой – величина переменная. Недовольное ворчание в отношении африканцев будет продолжаться до тех пор, пока какой-нибудь Сэм Брук не принесет нам золото Олимпиады или чемпионата мира. После чего афророссиянина станут величать Сэмом Ивановичем и вспомнят, что первым натурализованным африканцем у нас на самом деле был Абрам (Ибрагим) Ганнибал — предок поэта Пушкина, арап Петра Великого. Подобный путь от скепсиса до признания уже проходил баскетболист — американец Джей Ар Холден, сейчас в шорт-треке проходит кореец Виктор Ан…»
«А столь ли важно для чемпиона быть «в доску своим среди российских спортсменов и тренеров? В таком деле, как усиление национальной команды иностранцами, важные не эмоции, а холодная голова и тонкий расчет. Конечно, наше легкоатлетическое сообщество категорически против появления сильных конкурентов за место в сборной и лишних претендентов на государственные стипендии. Африканцам и вообще иностранным профессионалам уязвленные российские коллеги всегда будут мешать обустроиться в нашей стране. Но пока амбиции России на мировой спортивной арене отстают от результатов, усиление сборных со стороны неизбежно».
«При нынешних бешеных инвестициях в большой спорт одно другому не мешает (речь о том, что вместо натурализации надо тратить деньги на свои детские спортшколы — В.А.). Наоборот, наша молодежь может потянуться за приглашенными звездами. Ведь талантов в нашей легкой атлетике не хватает, в том числе из-за низкой популярности этого вида спорта среди детей по сравнению, например, с футболом или хоккеем. Получается замкнутый круг: побед мало, потому что у детских тренеров нет большого выбора перспективных подопечных, а способные дети обходят легкоатлетические секции стороной, потому что в сборной мало настоящих звезд. Возможно, появление в стране лидеров — «легионеров» разорвет эту цепь».
Мне грустно. Понимаю, у каждого может быть своя точка зрения на любую проблему. Но в этой заметке столько цинизма… А «привязывать» арапа Петра Великого к натурализации спортсменов… Это смешно.