Движение вверх или падение вниз, и почему вдовы главных героев подали в суд
— Это отличное кино. Играют отлично, снят превосходно, но главное — есть реальный драматический рассказ о совершенно реальных людях. И есть правда жизни. И когда я смотрел то, как снята финальная игра между сборными СССР и США, то вдруг поймал себя на том, что волнуюсь. Хотя это матч 1972 года и я знаю весь его ход во всех подробностях, — говорит Владимир Познер, известный телеведущий, журналист. Прозвучал в общем хвалебном хоре и голос и министра культуры Владимира Мединского: «Движение вверх» — это, я считаю, вообще в некотором роде самый удачный, даже образцовый кинопродукт. Он закольцовывает многолетние творческие искания нашего кинематографа, возвращается к якобы утраченным смыслам великой школы советского кино… и воспроизводит их в современном формате». Знай, мол, наших!
А у меня после просмотра фильма о моем любимом баскетболе, о моем любимом тренере Владимире Кондрашине, которого я хорошо знал по Ленинграду, об Александре и Сергее Беловых, моих любимых игроках, — скверное настроение. Не то, совсем не то… Скажу больше — мне больно. Согласен с Познером в том, что касается чисто кинематографических достоинств этой киноленты. А вот насчет правды жизни… Нет там этой правды. Кроме факта самой Олимпиады, самого финального матча и цифр на табло. Все остальное — необузданная фантазия, мягко говоря, не лучшей пробы: в духе нашего времени — безнравственного, циничного… Когда все на продажу: честь, совесть, да что там — мать родную продадут за рейтинг и деньжищи.
Идея
Фильм «Движение вверх» — как укус ядовитой змеи для двух семей — вдов Кондрашина и Александра Белова.
«Эх, жертва я доверия, беды своей родитель. Вот слышу
…И вспомнил я еще одну баскетбольную историю тех лет, случившуюся годом раньше. Речь — о тбилисском матче за золотые медали между питерским «Спартаком» и ЦСКА. Сценарий этой игры — ну просто копия олимпийского финала в Мюнхене.
«…За восемь секунд до конца Юрий Штукин (игрок „Спартака“. — В.А.) попал в кольцо и сделал свою команду чемпионом Советского Союза. Восхождение завершилось! МЫ ЧЕМПИОНЫ!
…Рухнули ничком на площадку Саня Белов и Женя Волчков. Взвыла сирена. Итак, Сергей Белов, совершив свой последний в сезоне бросок, убил нового чемпиона.
Армейцы выбрасывают мяч
…Рухнули ничком на площадку Саня Белов и Женя Волчков. Взвыла сирена. Итак, Сергей Белов, совершив свой последний в сезоне бросок, убил нового чемпиона. Поаплодируем этому гениальному баскетболисту!
В команде ЦСКА собраны действительно великолепные игроки, и Сергей Белов — первый среди них. Замечательная команда, но… знаете ли… Многим любителям баскетбола
ЦСКА — это совершенное творение, созданное для победы, накопления славы. „Спартак“ — несовершенное творение, созданное для игры в баскетбол.
Это отрывок из замечательного рассказа известного писателя Василия Аксенова под названием «Серебряные чемпионы». А вот как передает Аксенов картину воздушного путешествия «Спартака» из Ленинграда в столицу Грузии: «…Штукин взялся за учебники по кораблестроению, лиаповец Волчков изучал, разумеется, авиационное оборудование, лесгафтовец Иванов читал труды Лесгафта, Рожин,
— «Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…».
И совершенно изумительный финал: «…Кроме того, ни у кого не вызывает сомнений, что
Рассказ Василия Аксенова — это гимн баскетболу, замечательным парням-«гулливерам», для которых эта прекрасная игра стала важной частью их молодости, а для
Скажите, зачем и во имя чего нужно было превращать в националиста и предателя капитана сборной СССР Модестаса Паулаускаса, вешать на него ярлык антисоветчика? Он — выдающийся спортсмен, честнейший человек, которого любила вся наша огромная страна. И эта любовь была взаимной.
Евгения Кондрашина, вдова тренера: «У меня вопросы к создателям картины. Никто не спрашивал, хотим ли мы показывать нашу личную жизнь, болезни, проблемы. Прочитав сценарий, я два месяца не спала, еще больше поседела. Все переживала, что они там напридумывали. Представителям студии сказала: „Никогда это не подпишу“. Увидев такую реакцию, они многое, правда, подкорректировали. Так, Кондрашина сделали Гаранжиным (что за нелепость: играют Паулаускас, Коркия, Саканделидзе, Беловы… — все под своими фамилиями, а тренер у них
Возмущена и Александра Белова (Овчинникова) — вдова Александра Белова: «Мне не нравится, как показали Сашу. Белов в
Но больше всего мне обидно за Сашу Белова. В фильме это больной, замкнутый человек. Я дружила с его мамой Марией Дмитриевной. Если бы она была жива, наверное, посмотрев картину, сразу бы умерла…
…Режиссер фильма Антон Мегердичев в одном из интервью заметил, что все создатели фильма относятся к персонажам фильма с таким уважением, какое только можно представить: «Ни один человек, который делал „Движение вверх“, не ставил себе целью обидеть и оскорбить, а, наоборот, возвысить…». Право, странное понятие у создателей фильма о возвышении. Одного чуть ли не заживо в гроб уложили, другого превратили в предателя… «Пусть студия „Три Тэ“ (принадлежит Никите Михалкову. — В.А.) снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут смертельно больны, будут вести себя неадекватно, спать с кем угодно. Пусть скажут, что это — художественный вымысел», — сказала в сердцах Александра Белова.
Это уж точно: не в бровь, а в глаз! Меня поразил цинизм высказывания Ивана Едешко, автора знаменитого паса Александру Белову. На вопрос журналистов о том, что он думает о критике фильма родственниками Владимира Кондрашина и Александра Белова, Иван Иванович сказал: «Это произведение искусства. А кто должен его оценивать? Не
Не берите грех на душу, Иван Иванович! Ведь эти «
…Одни, купаясь в раздутой славе, подсчитывают барыши (создатели фильма «Движение вверх»), другие (вдовы двух героев фильма) не спят ночами от боли — у них «укушена» душа. Их некому защитить… Я не понимаю, о каком возвращении к смыслам великой школы советского кино говорит Владимир Мединский. В прежние времена этот фильм в таком виде никогда бы не появился на экране. Никогда и ни при каких обстоятельствах!
Эх, если бы сценарий написал Василий Аксенов! Какой славный фильм получился бы. А так — падение вниз…