Не давите на школу — ей больно…


Общеобразовательным школам, измордованным реформами, различными нововведениями, грозит новое испытание — спортивный всеобуч. В школьную программу вводятся отдельные виды спорта. На Кубани, например, с 2021 года самбо станет обязательным предметом во всех учебных заведениях. А с 1 сентября этого года самбо появится в качестве третьего урока физкультуры в 146 школах Краснодарского края.
В общем, дорогие родители, приобретайте соответствующую форму: труба зовет — на ковер!

Что у подростков в головах

Признаюсь, я не люблю современную школу. И потому, что мне есть с чем сравнивать. И потому, что она действительно настоящий ад. Я не слышал ни одного доброго слова от моих друзей, многочисленных приятелей и знакомых, у которых учатся дети, внуки… Честно говоря, я даже не представляю себе, как смог бы в ней заниматься… Знаний — с гулькин нос, учиться неинтересно — учебники какие-то бестолковые, даже раскрывать не хочется. Все равно ничего не понять. Вот недавно одна уважаемая газета раскритиковала учебник А. Ф. Никитина и Т. И. Никитиной по обществознанию. Что называется, в пух и прах разбила. И все претензии по делу, по существу. «Рекомендации, выдаваемые авторами подросткам в разделе „Право и защита“, порой не соответствуют ни здравому смыслу, ни законам, хотя призывы соблюдать его почти на каждой его странице».
Занимаются школы по разным программам. И это — в одном городе, в одной станице?! В какой-то школе старшеклассница читает наизусть Ходасевича, Мандельштама, но по существу не знакома с произведениями Льва Толстого, в другой — все наоборот…

Идиотский, маразматический ЕГЭ сводит с ума ни в чем не повинных ребят, их родителей, которые к тому же вынуждены тратить чувствительные суммы из своего и без того тощего кошелька на репетиторов, самих учителей. Мне одинаково жалко и одних, и других, и третьих — все мучаются, страдают неизвестно во имя чего. В наше время выучить в школе ребенка — что дом построить или пошиковать недельку-другую в ювелирном магазине. Только поспевай денежку выкладывать. На то, на это, потом еще на что-нибудь, и так — без конца…

Сторонники ЕГЭ утверждают, что ЕГЭ позволяет ребятам из самых дальних и глухих районов нашей необъятной России учиться в лучших вузах страны. Но это липовый аргумент, не выдерживающий никакой критики. Баллы баллами, но до Москвы и Питера еще надо добраться, а это далеко не каждому по карману, для некоторых — просто разорение. А жить на что? Стипендия-то — крохи…

В сегодняшней школе дети умирают на уроках физкультуры, ученики прямо в классах в присутствии педагогов устраивают кровавые разборки, поножовщину. Не везде, конечно, и не каждый день и даже не каждую неделю или месяц. Но разве от этого легче? Все равно как-то тревожно на душе у родителей. И их можно понять: что у нынешних подростков в головах?
После происшествий, леденящих душу, заговорили об усилении охраны, о видеокамерах… Напомню, прежде у входа в школе сидели технички — тети Маши, Глаши, Фроси… Наверное, нынче без серьезной охраны не обойтись — это правда. Но к голове ведь охрану не приставишь. А все от мозгов идет — и светлое и темное… Сегодняшние подростки хороших книг не читают (если они вообще что-нибудь читают), умных фильмов никто и нигде не показывает — ни в кинотеатрах, ни по телевизору… Нынешнее поколение воспитано компьютерами, Интернетом, ночными клубами, на неукротимой власти денег, буквально помешано на бизнесе. Оно видит перед собой не лучшие примеры человеческой жизни и… следует им, что вполне естественно — молодежь копирует нас, взрослых.

Необъятное не объять

ЕГЭ искорежил все наше образование, а вместе с ним души миллионов людей разного возраста. Кто мне может объяснить, зачем нам нужна эта Болонская система образования? Отечественная школа считалась лучшей в мире. Какие звезды науки и искусства она зажигала! Но наше стремление копировать Запад не знает границ. Положение усугубляется тем, что общеобразовательную школу превратили в какую-то экспериментальную лабораторию. Все хотят что-нибудь всунуть в школьную программу. Одно из министерств, например, настаивало на обязательности предмета «Экономика». Дескать, сегодня время такое — без умения считать деньги никак не обойтись. А что если завтра медики выйдут с конкретными предложениями? А почему бы и нет? Что есть важнее здоровья? Ничего! Выход один — впихнуть что-нибудь из медицины в школьную программу, там пусть учителя с этим разбираются. А кому-то пришла в голову просто шальная, если не сказать бредовая идея. Разделить учителей на категории: этот — главный преподаватель, этот — ведущий, этот — старший, этот — просто преподаватель (?!). Только этого нашим педагогам не хватало! Что — это поможет улучшить качество образования, ученики станут более сообразительными и будут схватывать все на лету, а сами учителя поднимутся до уровня Песталоцци?

У меня сложилось такое впечатление, что мы хотим, чтобы выпускники школ, покидая родные пенаты, умели буквально все: учить, лечить, мастерить, варить сталь, бороться с коррупцией, выигрывать Олимпийские игры, то есть были бы практически готовыми специалистами. Понятно, что я сильно преувеличиваю, но основания для этого есть…

Козьма Прутков говорил: «Нельзя объять необъятное». Но мы почему-то позабыли об этой мудрости, позабыли о том, что речь идет о наших детях, о том, что у них должны быть детство и юность. Исследования на всех уровнях показывают, что наши дети растут хилыми, нездоровыми, физически слабыми… А чего мы хотим, если они практически не бывают на свежем воздухе, не резвятся, как когда-то резвились мы? Если их с детсадовского возраста готовят к школе: учат читать и писать, приглашают репетиторов. Теперь появились компьютеры, планшеты, айфоны, смартфоны. С одной стороны, конечно, замечательно, что мальчики и девочки овладевают такой техникой. С другой — они перестали читать, а ведь, что бы там ни говорили, никакие компьютеры никогда не заменят книги. Вот и растут у нас «электронные» дети — невыносливые, несильные, неловкие, элементарно неграмотные. У которых Волга впадает (внимание!) в Астраханское море, а маршал Георгий Жуков — герой войны 1812 года, победитель Наполеона… Мозги у наших ребят замечательные, но в головах — пустота. У абсолютного большинства, к сожалению…

Физкультура — не спорт

Зачем дети идут в школу? Затем, чтобы познакомиться с окружающим нас миром во всем его многообразии, получить основы знаний (основы!!!) по русскому языку, литературе, математике, физике, географии, истории, иностранному языку. И еще -закалить себя физически, полюбить здоровый образ жизни… Все остальное — потом. Есть дети особо одаренные. Но для них существую специальные школы. В том числе и спортивные.

Убежден, что сделать тот или иной вид спорта предметом школьной программы — это не очень хорошая идея. Потому что спорт — это спорт, а физкультура — это физкультура…

Общеобразовательная школа — это общефизическое развитие — бег, прыжки, метания, турник, брусья, снаряд для опорного прыжка (пресловутый «козел»), канат, традиционные маты. Все это находилось в актовом зале белореченской железнодорожной школы № 68, где я учился (спортзала не было). В школьном дворе — баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, яма для прыжков в длину и высоту, было место для толкания ядра и метания гранаты… Еще тир у нас был 50-метровый. Согласитесь — это же потрясающее богатство, тем более для послевоенной школы. Занимались ли мы спортом? Конечно, еще как занимались! Легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, велосипедом, шахматами, спортивной гимнастикой, но все это в спортивных секциях!

Теперь другое время? Другое, но суть образования осталась прежней! Знания и физическая закалка! Образование — живой организм? Живой! Но то, что мы делаем с ним, совсем его не оживляет. Напротив — отупляет, останавливает в развитии…
Самбо в кубанских школах? Мы столкнемся с неразрешимыми проблемами. Где взять столько квалифицированных преподавателей, которые могли бы обучать легкой атлетике, гимнастике и самбо одновременно? Самбо — технический вид спорта… И как давать уроки, когда в классе 30 человек?! А если учесть острую нехватку спортивных залов… Но и это еще не все.

 Самбо — прекрасный вид спорта, но самбо не может нравиться всем. Кому-то по душе гимнастика или легкая атлетика, борьба или бокс, плавание или художественная гимнастика, волейбол или баскетбол, гандбол или регби, дзюдо или современное пятиборье, тяжелая атлетика — сердцу ведь не прикажешь. А есть еще танцы, музыка. Да мало ли на свете интересного!
Самбо — это вид спорта, а ребенок вправе выбирать тот спорт, который ему нравится… Мне кажется, что именно так все и должно быть. Это не тот случай, когда надо детей заставлять. Это не русский язык, не литература или математика, физика или география, история или иностранный язык, это не физкультура. Спортом можно заниматься, а можно и не заниматься.
Есть только один вид спорта, который имеет право быть включенным в школьную программу. Это — плавание. Думаю, нет в стране того, кто не поддержал бы эту идею. Как среди ребят, так и среди взрослых. Потому что плавать должен уметь каждый! Человек, не умеющий плавать, — беспомощный человек. Это объяснять никому не надо, в этом не надо никого убеждать…

У русского человека есть одна особенность. Он сначала делает, потом думает.

Мы сначала построили огромные арены к чемпионату мира — и только теперь задумались: а кто и как будет содержать эти махины? Регионы уже стонут: не потянем! Пошли челобитные в Москву с просьбой освободить их от этого бремени. Это понятно, но на чьи плечи возложить ответственность?

Мы объявили о трех уроках физкультуры в школе, но, как выяснилось, практически не готовы к воплощению этой замечательной, в общем-то, идеи в жизнь.

Мы зачем-то срубили под корешок просто фантастический по своей сути комплекс ГТО, который сыграл потрясающую роль в развитии отечественной физкультуры, разносторонней физической закалки подрастающего поколения. Спустя много лет опомнились. Но сколько времени потеряно… Хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда…

И вот очередной всплеск инициативы: внедрение отдельных видов спорта в школьную программу. Но ей это не нужно. И вообще, школа устала от реформ. Не надо на нее давить — ей больно.

Фото: sh87.aptrg.gov.spb.ru