PHOTOVISA в Новороссийске получила широкий резонанс: Наперекор времени


Экспозиция работ классиков отечественной фотожурналистики Владимира Вяткина и Игоря Костина открылась в Новороссийском историческом музее-заповеднике. Выставка, названная организаторами «Наперекор времени», проходит в рамках VII Международного фестиваля фотографии в Краснодарском крае PHOTOVISA.

Первая же представленная работа, предваряющая экспозицию у входа в выставочные залы, настраивает зрителя на серьезное восприятие. «Владимир Путин. Борис Ельцин», 1999 год. Первый Президент и тогда еще Премьер-министр запечатлены рядом. Ельцин выглядит размытым фоном, на котором четко прорисован портрет будущего второго Президента России. Взгляд Путина — куда-то в будущее. Этот снимок Владимира Вяткина удостоен Главного приза в номинации «Актуальные события» всероссийского конкурса «Интерфото» в 2000 году, а также Третьего приза в номинации «Истории» в новостях общего характера международного конкурса World Press Photo 2001 в Голландии.

- У этой выставки очень важный сюжет. Она — о путях фотожурналистики, о том, какими разными бывают авторские стратегии, а также о необходимости их разнообразия для всего общества, — отметила, открывая выставку, директор Новороссийского музея Лариса Колбасина. — На суд публики представлены два автора. Первый — Владимир Вяткин, чье творчество можно сравнить с праздничным фейерверком, извергающимся различными темами, разнообразием стилистических решений и интонаций. Второй — Игорь Костин, вошедший в историю профессии фотожурналиста как непоколебимый документалист, хроникер, историк, а также пропагандист одной темы — Чернобыльской трагедии.

Выставка состоялась по настоянию Владимира Вяткина в память о его друге Игоре Костине, ушедшем в этом году.

Сам Вяткин представил несколько серий своих работ: «Солдатский труд», «Синхронное плавание», «Фехтование» и ряд других работ спортивной направленности. По мнению критиков, этот автор умеет в одном кадре запечатлеть психологическое, пиковое в своей экспрессии состояние героев и захлебывающийся, многозвучный и многокадровый снимок эпохальной истории. Он умеет снимать все. За его плечами опыт не только карьерного роста — от мальчика-лаборанта до ведущего репортера, само присутствие которого на событии уже определяет ранг значимости происходящего. Он умеет снимать сюжеты, сложные для интерпретации, например спорт или первых лиц страны. Быть внутри официального «пула» означает играть по его правилам: не смеяться, если даже смешно, не ужасаться там, где страшно, а смотреть на происходящее беспристрастно. 

Важная черта в творчестве Владимира Вяткина — искренний интерес к истории изобразительного искусства. Он буквально болен ею. Потому, наверное, его пленяет возможность снять сюжет в разных изобразительных стилях — от кубизма до поп-арта. Создавая свои фотографии «на злобу дня», этот фотомастер поднимает сюжеты до уровня исторически важных, оттого монументальных по форме событий.

Игорь Костин был застигнут темой своей жизни внезапно, как и все советские люди в печальном 1986 году, когда случился Чернобыль. В отличие от многих, он в эпицентре катастрофы оказался по службе с первых дней, будучи фотокором АПН. И фиксировал процесс устранения аварии на самом реакторе. Представленная в экспозиции серия его работ «Летний дневник Чернобыля» пронизана страшной, невидимой глазу, как сама радиация, болью. Автор вошел в «запретную зону» так далеко и глубоко, как, возможно, никто, кроме него, не заходил. Реактор, ликвидаторы, дорога, вертолеты, медицина. И здесь же — повседневная жизнь чернобыльцев вокруг эпицентра. Причем не только той черной весной, но и годы спустя. Эта серия Костина отмечена «Золотым глазом» World Press Photo и другими наградами. Но для него Чернобыль стал темой личной, которую он не оставлял в течение всей своей жизни. Игорь Федорович издал книгу «Чернобыль/ Костин», страшную и величественную, как памятник человеческому духу.

Открывшаяся выставка получила широкий резонанс в творческой среде города-героя и пользуется большой популярностью.

Евгений Рожанский
Специально для «ВК Пресс»
Новороссийск
Фото автора