Александр Мацко: «Спектакль – это акт любви»


В праздник театрального работника «ВК Пресс» решил побеседовать с режиссером Музыкального театра ТО «Премьера» Александром Мацко. Он расскажет о том, кто главный в театре, как стать счастливым и зачем надевать юбку на шею.
В праздник театрального работника «ВК Пресс» решил побеседовать с режиссером Музыкального театра ТО «Премьера» Александром Мацко. Он расскажет о том, кто главный в театре, как стать счастливым и зачем надевать юбку на шею. 

 — Артист всегда сталкивается с трудностью перевоплощения, необходимостью вживаться в каждый новый образ. А постановщик? Необходимо ли ему каждый раз примерять новый образ, или же он, скорее, сторонний наблюдатель? 
— Нет, художник, постановщик сталкивается только с изначальным «переживанием образа». Он заражается своей идеей, которую хочет воплотить, проживает историю за каждого персонажа и потом передает это актерам. Иногда, если мы делаем что-то легкое и веселое, я могу даже сам показать, как я это вижу, хотя и не люблю. Когда же речь идет о серьезных вещах, то тут не нужно ничего показывать, нужно идти от актера. Всегда. Ему переживать этот образ, зритель не должен чувствовать подвоха. 

— И снова о разнице художника и артиста. Художник всегда остается в тени актера. Так ли это, справедливо ли такое распределение ролей? 
— Что значит справедливо? Каждый делает свой выбор. Я вот выбираю работу режиссера, и моя профессия меня устраивает именно потому, что она такая. Поэтому я считаю, что расстраиваться это как-то по-детски. В конце концов, актер — главный человек в театре, без актера наш труд не имеет смысла. Мы трудимся для того, чтобы актер вышел на сцену — и поразил зрителей. Поэтому я о своем выборе не жалею, каждый должен быть на своем месте. 

— И когда вы сделали этот сознательный выбор? Вряд ли в детстве решили стать режиссером, я, например, не знаю таких детей. В основном, мечтают о карьере актерской. 
— Ну, тогда удивлю вас и стану первым. Уже в детском саду я занимался постановками, никогда для меня не стоял вопрос, куда поступать после школы. Разве что не мог понять в танцы или в драматический театр тянет больше. Но так случилось, что мне удалось это сочетать. 

— И какая же постановка стала вашей дебютной в детском саду? 
— Не скажу, дебютной ли она была, но самой запоминающейся точно. Мы делали, выражаясь современным языком, перформанс «Встреча весны». Я тогда принес из дома мамину юбку — сине-красными ярусами в цветочек — и отдал ее девочке, которая играла роль Весны. Юбка, конечно, была девочке велика, поэтому пришлось надеть ее на шею. Такая вот у нас получилась Весна. 

 — А есть ли такой спектакль, увидев который вы пожалели, что ставили его не вы?
— Да, на ум сразу приходит лайт-опера «Мертвые души». Когда я впервые услышал эту музыку, действительно пожалел, что не я первый поставил спектакль, а кто-то другой. Но прошло время, и буквально несколько дней назад сбылась мечта — долгожданная премьера нашей лайт-оперы «Гоголь. Чичиков. Души», так что теперь эта музыка звучит и в Краснодаре. Важно ведь не просто мечтать или сожалеть, а делать что-то для воплощения своей мечты. Иногда, как в случае с Гоголем, на это уходят годы, но только из больших замыслов выходят серьезные проекты. 

 — Любимый вопрос всех журналистов — художникам. Действительно ли, художник должен быть голодным? 
— Ой, это такой сложный вопрос, что однозначно и не ответишь. Если брать крайности, то художник не должен жить совершенно без средств к существованию. Материальное благополучие дает возможность выбирать, возможность делать то, что ты хочешь, не задумываясь о том, что завтра ты будешь есть. У меня есть такая возможность — быть свободным в своем творчестве. И не всем режиссерам, как вы понимаете, так везет. Я знаю тех, кто просто сидит без работы и соглашается на все, что предлагают: никто не питает иллюзий, ведь нужно обеспечивать семью. Это своеобразная сделка с совестью и я счастлив, что мне сейчас не нужно на нее идти. С другой стороны, есть мега известные и достаточно высокооплачиваемые режиссеры, работы которых меня лично очень печалят. Причем, дело здесь не только в материальном благе, это зависит от каждого конкретного человека. 

 — Еще одно предубеждение о художниках. Говорят, истинный художник всегда недоволен своим творчеством. Самокритика: она помогает двигаться или же тормозит процесс? 
— Нет, критика просто должна быть разумной. Нужно уметь видеть как плюсы, так и минусы своих работ, чтобы была возможность превратить слабые стороны постановки — в сильные. Есть люди, которые себя просто грызут, печально наблюдать, как человек не видит в своей работе ничего хорошего и обращает внимание только на недостатки. Не менее печально видеть и людей, которые упиваются любым своим успехом, даже если это и не успех вовсе. Такие, наоборот, считают, что никаких недостатков нет (а ведь они порой настолько очевидны!), что все вокруг им завидуют и творение их гениально. Не должно быть крена ни в ту, ни в другую сторону. Я считаю, что в состоянии оценить свою работу адекватно. Также всегда важна конструктивная критика со стороны и зрительская реакция. Причем, совершенно благосклонным мнение быть не должно, это не позволит расти дальше. Я сам очень добрый зритель и всегда ставлю восклицательный знак человеческому труду, особенно труду театральному. Нельзя просто так взять и сказать «Это бездарно!», когда знаешь, сколько сил вложено в спектакль. 

— А можно ли на благо дела работать с человеком, преодолевая, например, конфликт? Просто потому, что он — отличный профессионал? 
— Конфликт всегда мешает работать, по крайней мере, мне. Для меня спектакль — это, прежде всего, акт любви. Между всеми участниками труппы должны быть хорошие отношения, если не любовь, то, как минимум, уважение — все начинается с него. Я всегда стараюсь относиться хорошо к артистам и хочу, чтобы ко мне тоже относились так же. Очень люблю своих коллег. 

— Как бы вы хотели их поздравить с профессиональным праздником? И, вообще, какое самое «избитое» пожелание вам чаще всего приходится слышать? 
— Все постоянно желают работы. «Хорошей, разной и высокооплачиваемой». Я вряд ли буду здесь оригинален, но, мне кажется, важно найти свой театр, своего режиссера, своих единомышленников. Потому что театральное искусство — это труд команды. Несколько голов, которые работают на одну идею. Какой бы ты ни был сам по себе хороший и замечательный, без отличной команды ты никогда не сделаешь серьезный спектакль. Поэтому я желаю каждому артисту найти свое место, правильно распорядиться своей жизнью. Это универсальный рецепт счастья. 

 — Ну, и, наконец, последний вопрос. Журналист задает вопросы, которые, в первую очередь, интересны ему и, по его мнению, будут интересны аудитории. Об интересе героя интервью думают редко. А вот о чем бы вам самому интересно было рассказать? 
— Даже не знаю, если честно. Но, наверное, мне очень интересен наш юбилейный театральный сезон, он очень богат на события. Столько принес он интересных встреч, спектаклей, такую большую премьеру. Впереди Фестиваль современной хореографии, два новых балета с приглашенными балетмейстерами, чего раньше не было: балеты всегда ставил я. Очень интересно, как это получится, как воспримут зрители. Далее — Фестиваль мюзикла. Тоже очень важно. Осенью премьера еще одной моей большой мечты — балета «Анна Каренина» в двух актах. Жизнь в нашем театре очень насыщена. Хочется, чтобы и следующий сезон был не менее захватывающим. Желаю нам всем удачи и доброго пути. Чтобы дальше нас ждало что-то еще более значимое. И чтобы зритель приходил в театр. В конце концов, вся наша работа посвящена зрителю. Хочется, чтобы взаимная любовь со зрителем продолжалась. 

Жанна Бурлак 
Специально для «ВК Пресс» 
Фото: Татьяна Зубкова