Если вообще придет: проблемы доставки корреспонденции в Кропоткине и Армавире
Если утром запах кофе смешивается с запахом свежей газеты, то не иначе как утро начинается часов в девять-десять, и ваш водитель уже успел метнуться к абонентскому ящику и привез корреспонденцию. Обычным смертным такой купаж ароматов по утрам и не снится, а если нужны новости, пожалуйста - включай компьютер вместе с чайником. Информация на любой вкус и цвет, если Интернет проплачен вовремя. Без типографского запаха, зато с шумом вентилятора на процессоре. А само выражение «утренняя почта» остается в истории просто как название «когдатошней» телепередачи и скоро будет помечаться как устаревшее.
Конечно, обычная почта в современном мире в большей степени нужна тем, кто не знаком с миром компьютерных технологий. То есть людям старшего возраста – хотя есть и среди них продвинутые пользователи, но не слишком много. Вся работа системы доставки построена так, что с утра получить газету просто невозможно – для этого потребовалось бы многое перекроить. И, как отмечают сами почтовики, слишком ранняя доставка клиентов просто не устроила бы – исчезнет «А поговорить?», что важно для тех, кому не доступны чаты, форумы, скайп и иже с ними, то есть возможность общаться через тот же Интернет, и почтальон остается единственным досягаемым авторитетным человеком, у кого можно что-то спросить или пожаловаться на сумму в квитанции. Газеты отходят от информационной функции – телевизор все же есть у всех - и делают ставку на аналитику, развлечение и так далее, согласно профилю изданий, и требовать от почты «разбейтесь, а принесите как можно раньше» - со-о-овсем не актуально.
Да, утренняя почта – архаизм. Однако в течение дня ее принести все же должны. До шести часов. И четверговую газету – именно в четверг, а не в пятницу, субботу или вторник.
- Вы знаете, а мне ведь четверговую газету могут и во вторник принести, - позвонила читательница «Вольной Кубани», пенсионерка из Кропоткина Тамара Ефимовна Малахова. – А для меня газета – это духовная пища. Я хлеба не куплю, а газету выпишу. Я ее читаю с тех времен, когда она еще «Советской Кубанью» была! Вот 5-го числа не принесли, а 8-го толстую бульварную в ящик бросили: «Да какая вам разница, вам все равно программа только нужна». Если бы мне только программа была нужна, я бы самую дешевую газетку выписала, и все. Мне бульварных не надо, я их в руки брать не хочу, противно, и других газет не надо - не знаю их, они мне не нужны, и я их не выписывала! Мне нужна моя газета, и в четверг, как и положено. Наша почтальон в отпуске, новая думает наверное, что бабка старая, не читает кроме программы ничего. Мне 86 лет, я не в состоянии сбегать в киоск за газетой, выписала. И не могу дождаться.
Адрес Тамары Ефимовны – в ведении почтового отделения № 2 Кропоткина. Еду, говорю с начальником, Людмилой Ельчишевой:
- Почтальон на этом участке работает всю жизнь, она ответственный человек, не может не положить газету в ящик. И 5 августа она уже вышла из отпуска и разносила газеты сама. Люди в почтенном возрасте, бывает, уже забывают что-то. Иногда начинают спрашивать у почтальона: «Почему газету не принесла?», и почтальон напоминает: «Вы говорили с соседкой, я отдала вам в руки, там на первой странице было то-то, вы спросили о том-то, начинался дождь», и человек вспоминает: «Да, я же под лук ведь ее постелила по-быстрому».
Специалистов у нас хватает, как привозят газеты с сортировки, так почтальоны и разносят, себе почитать ничего не оставляем, люди работают годами и не могут что-то перепутать. Почтальон кладет газету, потом нам звонит эта женщина – не принесли. Уже за свои деньги купили другое издание, принесли, опять не угодили. Мы возьмем на контроль этот адрес, будем к нему особенно внимательны.
В 00.50 уходит машина с «Вольной Кубанью» из Краснодара на Кропоткин. Ночью пробок нет. На почте говорят, что все нормально, а доставка все же хромает.
Начальник Кропоткинского почтамта УПФС Краснодарского края – филиала ФГУП «Почта России» Наталья Кривошеенко рассказала о том, что есть четкие графики, которые должны выполняться всегда:
- Газеты и журналы приходят на участок обработки почты до 4.20 ночи. Получает их бригадир ночной смены, и сразу операторы начинают сортировать газеты для всех отделений связи, у нас их 58 (к нам относятся Кропоткин, Кавказский и Гулькевичский районы). Для каждого издания составлены сортировочные таблицы – сколько экземпляров требуется в какое отделение связи. Формируются газетные пачки, которые и развозятся утром.
Вывоз приходится на разное время – дальние маршруты всегда выходят раньше. У нас самый дальний и, соответственно, самый ранний маршрут – в Гулькевичский район; потом почта уходит в Кавказский район. В город Кропоткин - в последнюю очередь. Но до девяти часов утра все почтовые отделения Кропоткина получают свои газетные пачки. В каждом отделении связи есть выделенное лицо, которое сортирует газеты по участкам. Потом почтальон берет «ходовик», проверяет количество выделенных на участок газет и начинает расписывать их по ходу своего движения. Подбирает по каждому адресу пакет – газеты, журналы, письма, если они есть, конечно.
Время получения почты может быть разным, кто-то получит в 11 утра, а кто-то уже ближе к вечеру. У всех почтальонов доставочные участки разные. И есть определенный ход по этому участку, маршрут. Кто-то живет в начале такого маршрута, кто-то в конце. Протяженность участков – до 10 километров. В городе, где девятиэтажные, пятиэтажные здания, все измеряется не столько километрами, сколько временем прохода. Поэтому время вручения газет разное. Рабочий день почтальона – до 18 часов, и к этому времени вся почта должна быть доставлена адресатам.
Наталья Петровна записала адрес нашей подписчицы, пообещала проконтролировать ситуацию:
- Случаи могут быть разные, но почтальон обязан быть вежливым, предупредительным всегда, в любом случае. Мы работаем, потому что нужны людям, и в наших интересах, чтобы жители выписывали больше газет, журналов, и были довольны доставкой.
…В Армавире не так давно проблема своевременной доставки почты обсуждалась на встрече с мэром. Почтовики объяснили все низким уровнем заработной платы и отсутствием желающих работать за мизерное вознаграждение. Мэр ограничился рекомендациями – местная исполнительная власть не может влиять на федеральную структуру, сколько бы жалоб на нее ни поступало. В Кропоткине на зарплату и отсутствие почтальонов не жалуются. Будем надеяться, звонков от читателей, рассказывающих о проблемах доставки газеты, тоже больше не будет. Все же как ни крути, а в том, чтобы число подписчиков не уменьшалось, а увеличивалось, у газеты и почты взаимный интерес.
Наталья Кулакова.