Банковские ловушки: им мало высоких процентов…


В наше время сложно найти человека, который не брал бы кредит. И если получить желаемый товар сейчас, а платить за него «потом» - это не проблема. И, получив желаемую сумму, многие даже не думают подозревать свой добрый банк в мошенничестве. А зря.
Кредитные учреждения откровенно надували и российское законодательство, и своих клиентов на приличную суму. Вполне возможно, банкиры рассчитывали на то, что большинство людей не сильно в юриспруденции.

В наше время сложно найти человека, который не брал бы кредит. И если получить желаемый товар «сейчас», а платить за него «потом» – это не проблема. То, чтобы получить «живые деньги», порой надо постараться - подтвердить свою платежеспособность, найти поручителей. И, получив желаемую сумму, многие даже не думают подозревать свой добрый банк в мошенничестве. А зря.
Светлана Шендрикова, председатель НГОО «Центр защиты прав потребителей», рассказала, что на ее счету уже несколько выигранных судебных дел в защиту клиентов банков. В чем же их можно упрекнуть?
- При получении кредитов представители нескольких, в том числе иногородних, филиалов банков в Новороссийске брали деньги за открытие и ведение ссудного счета, - рассказала Светлана Валентиновна. – А это нарушение ФЗ «О банках и банковской деятельности», где четко сказано, что «размещение привлеченных банком денежных средств в виде кредитов осуществляется банками от своего имени и за свой счет». Поэтому все, что делает банк для привлечения новых клиентов и предоставлению им кредитов, - это их обязанность.
Эта норма закона должна быть хорошо знакома кредитным учреждениям, ведь действует она не первый год. Но если юристы банка каким-то образом упустили эти требования, то есть и другой нормативный акт – Положение «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях».
Светлана Шендрикова объяснила, что эти Правила конкретизируют федеральный закон в той части, где речь идет об открытии и ведении ссудного счета. В документе сказано, что это – «обязанность банка по ведению бухучета».
Но кто читает такие узкопрофессиональные нормативные акты? Простой потребитель – вряд ли. Может, на это и рассчитано? Один из тысячи потребует вернуть ему деньги, а сколько об этом даже не подумают? Самое время всем, кто взял кредит в банке, заглянуть в документы – все ли там в рамках закона?
Выстраивая линию защиты, Светлана Валентиновна обратила внимание и еще на один закон – «О защите прав потребителей», который запрещает навязывать товары или услуги. Купил конфету – обязан купить и шоколадку, взял кредит – оплати услуги специалиста, который будет следить за вашим счетом.
- Договор, условия которого ущемляют права потребителя, признается недействительным, - подвела итог председатель Центра защиты прав потребителей. К такому же мнению пришел и судья. – По одному из дел потребителю вернули 39 тысяч рублей, которые взяли в виде комиссии за открытие и ведение ссудного счета. По другому делу – двадцать тысяч.
Немало! И это притом, что сумма этих кредитов была относительно невысока. Понятно, что чем больше вы берете, тем больше плата за ведение ссудного счета. И если вы уже заплатили, стоит побороться за свои права и деньги. Очень жаль, говорит, Светлана Шендрикова, что это делают единицы.

Марина Краснокутская.
Специально для "ВК Пресс".