Детский суицид: В моей смерти прошу винить…


Девятилетний ребенок, не поделив с младшим братом велосипед, повесился на дереве… Не укладывается в голове, как такое сознательно мог совершить маленький человечек, который только-только начинает жить?
В Каневском районе произошло жуткое самоубийство. Девятилетний ребенок, не поделив с младшим братом велосипед, повесился на дереве… Не укладывается в голове, как такое сознательно мог совершить маленький человечек, который только-только начинает жить?

Россия — лидер по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Следственный комитет России бьет тревогу: если в 2010 году зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м — 896, то в первом полугодии 2012-го — уже 532 случая.

У семи нянек…
Статистика по суицидам сегодня катастрофическая. С 2003 года Россия держит первенство по числу суицидов — и взрослых и детских. Если в мире подростки 15—19 лет совершают десять самоубийств на 100 тысяч населения, то в нашей стране — 38 на 100 тысяч. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки от 15 до 19 лет. Молодые люди гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки. Доля самоубийц среди девушек с начала 1990-х годов остается почти стабильной, а среди юношей этот показатель с 1989 года удвоился.
Беда приобрела такие масштабы, что указом президента месяц назад создали координационный центр при главе государства по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Его задача — профилактика детских суицидов.
Минобрнауки России создаст специальную рабочую группу по проблеме подростковых суицидов. В эту группу войдут клинические и школьные психологи, врачи-психиатры. Задача нового органа — изобрести методику выявления групп риска. Затем, по словам источника в министерстве, этой методике обучат педагогов и административных работников школ для последующей работы с детьми.
По большому счету, профилактикой детских смертей занимаются все соответствующие структуры. В Минздраве — телефоны доверия, кабинеты психологической помощи. Но из-за нехватки кадров проблемой детских суицидов занимаются поверхностно. Например, на Ставрополье родители обеспокоились поведением своего сына, привели к психологу. Тот же не смог квалифицированно оказать помощь. Вместо того чтобы поговорить, поместил подростка в комнату релаксации. Через несколько дней мальчик прыгнул с многоэтажки, погиб. Спрашивается, что мешало специалисту, родителям оградить ребенка от трагедии? Нехватка времени, вечная спешка? Посчитали, что ситуация недостаточно острая?.. Но что сейчас об этом говорить?
В полиции тоже есть специальный приказ, который обязывает участковых следить за отношением к детям в проблемных семьях. Но будем честными: кто из участковых выполняет это? Ему бы справиться с бумажной волокитой, в том числе и с отчетами о проделанной работе на своем участке с теми же семьями. Поэтому все добрые и нужные начинания живут на бумаге, а суицидов меньше не становится. На деле системы, с помощью которой можно находить детей с такой склонностью и помогать, нет. Самое большее, что могут сделать чиновники, — поставить на учет семью как неблагополучную и отчитываться «наверх», что проводится работа. Какая — это уже вопрос второй.
Главное — взять под козырек. Но в действительности, когда случается беда, оказывается, что о проблемах этой семьи никто и не знал. Проглядели — не помогли. Как и произошло на днях в станице Челбасской Каневского района. Самоубийство — это кризис не только ребенка, но чаще семьи в целом.

Случайность или суицид?
По первоначальной информации краевого следственного управления, ребенок играл со своими младшими братьями. В семье воспитывались еще шестеро детей. Они не поделили велосипед. Мальчик отправился на огород и повесился. Сосед, услышав крики, прибежал и вынул мальчугана из петли, но спасти его не удалось. Однако в администрации сельского поселения опровергают эту информацию.
— Семья цыганской национальности приехала в станицу недавно, — поясняет сотрудник отдела соцзащиты Татьяна Карнаух, которая последнее время занимается проблемами этой семьи. — Женщина состоит у нас на учете как многодетная мать-одиночка. Биологический отец детей — ранее судимый гражданин Украины, мы его неоднократно привлекали на совет профилактики, помогали с трудоустройством. На материнский капитал женщина приобрела домовладение взамен сгоревшего. До этого они снимали жилье. В этом году мы помогли собрать троих детей в школу.
Я не знаю, кому нужно было говорить о суициде? Произошел дикий несчастный случай. Дети играли. Кому-то в голову пришла мысль играть в полицейских, которые якобы должны были снять с петли труп. Не знаю, может где-то видели это по телевизору. Мальчик полез в петлю и сорвался. Мать непьющая, детьми занимается. Отец выпивает, но в меру, как многие. Через три дня после этого случая женщина родила еще одного малыша. Вот вам и игры наших ребятишек.
И простая арифметика: пропал один — родила другого. Есть еще цифры статистики: 68,2 процента детских смертей приходится на детей, живущих в неблагополучных семьях, 20 процентов таких детей просто умирают дома от запущенных заболеваний. У детей из неблагополучных семей в семь раз больше суицидных попыток, в три раза выше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения и в два раза выше вероятность психических заболеваний. Неблагополучные семьи — огромная проблема. Но кто же ею должен заниматься? Получается замкнутый круг.
Мотивы и причины смерти ребенка в Челбасской определит следствие. Следователи сейчас над этим работают. Именно им приходится разбираться со смертью каждого ребенка, они — последняя инстанция, которая ставит точку в вопросе: как такое произошло, почему добрый десяток организаций и ведомств не мог удержать маленького человечка от страшного поступка?
По данным краевого следственного управления СКР, за девять месяцев этого года на Кубани зарегистрировано 148 случаев самоубийств и попыток суицида. Из этого числа 22 случая с летальным исходом (11 мальчиков и 9 девочек в возрасте 15—17 лет и 2 девочки в возрасте 10—14 лет).
— Детям, особенно лет до двенадцати, присуще жизнелюбие, — рассказывает помощник руководителя краевого следственного управления СКР Наталья Смяцкая, — поэтому нелегко понять, почему они могут чувствовать себя так плохо, ощущать себя настолько потерянными, нежеланными и одинокими, что эта сила жизни начинает работать разрушающе.
Часто самоубийство ребенка — это протест против жизненной ситуации, а в 90 процентах случаев — крик о помощи. В ряде случаев роль «последней капли» играют конфликты между сверстниками, сложные взаимоотношения с противоположным полом, детские обиды. Если подросток совершил попытку суицида, имеется вероятность того, что через пару месяцев он может совершить еще одну — поэтому следователями направляется соответствующая информация в органы опеки и попечительства, а также в прокуратуру для постановки таких детей на соответствующий учет.

Избавиться от проблем раз и навсегда
Причин детских самоубийств, на первый взгляд, много, а по сути одна — привлечь внимание к их жизненным условиям. На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» — школьники обычно начинают говорить о проблемах в школе, об отсутствии взаимопонимания с родителями, конфликтах с друзьями, об одиночестве, о пустоте жизни... Перегрузки и строгие требования, страх не оправдать чаяния дорогих людей, безостановочная гонка за успехом — напряжение, которое не всякий взрослый сегодня выдерживает. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача в таком возрасте равносильна краху, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт и желание избавиться от всего и сразу. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий напрямую связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Стоит задуматься: не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы?
Но если искать причину, то, как правило, обнаруживаются проблемы в семье. Причем часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. Несчастная любовь затерялась на далеком десятом плане, причины ухода становятся все обыденнее, все прозаичнее. И большинству взрослых они кажутся все нелепее.
В Кореновске покончила жизнь самоубийством тринадцатилетняя девочка. Она проживала со своими родителями-фермерами и четырехлетним братом. Семья благополучная. Взрослые узнали, что их дочь во время первомайских праздников без разрешения взяла из кошелька тысячу рублей, поругали ее. Девочка повесилась на газовой трубе после ухода родителей в магазин.
Как выяснило следствие, ранее девочка состояла в неформальном молодежном движении эмо. Подруга также пояснила, что они общались в одной из социальных сетей, где девочка высказывалась о нежелании жить.
В Хадыженске в феврале этого года повесился тринадцатилетний подросток. В день гибели ребенка вся его семья была дома. Мать готовила ужин, отчим смотрел телевизор. В какой-то момент они увидели, что мальчика нет. Подростка нашел отчим — висящим в петле в дровянике.
Как говорят следователи, подросток жил в достаточно благополучной семье. Его отчим вместе с дедом зарабатывали на жизнь, мать занималась хозяйством и воспитывала троих детей. На вопрос о том, что толкнуло подростка на самоубийство, следователи разводят руками.
В школе подросток учился на тройки и четверки. На учете в полиции не состоял. Правда, однажды он все-таки попал в поле зрения правоохранителей — когда разбил окно в школе. И то, как потом выяснилось, случайно. Учителя и соседи отзываются о мальчике только положительно. Однако выяснилось, что он и раньше пытался свести счеты с жизнью. О не очень хороших отношениях в семье говорили друзья мальчика. Возможно, он это сделал по примеру старшего товарища: за день до гибели на соседней улице повесился его восемнадцатилетний друг. А может быть, его довели до самоубийства?
Почему ушел из жизни ребенок? Найти причину можно, но далеко не всегда самоубийство совершается по чьей-либо вине.
По словам Натальи Смяцкой, статья 110 Уголовного кодекса России, которая позволяет нам по факту доведения до самоубийства возбуждать уголовные дела, — довольно сложная в правоприменительной практике.
— Для того чтобы признать человека виновным в совершении данного преступления, — говорит она, — необходимо доказать его умысел, а также причинно-следственную связь между его действиями (бездействием) и совершенным самоубийством. В ходе расследования необходимо выяснить, не явилось ли самоубийство следствием жестокого обращения с ребенком, угроз, унижения человеческого достоинства, длительной психотравмирующей ситуации в семье или коллективе сверстников и друзей. Установить вышеперечисленные оценочные категории, когда ребенок уже умер, достаточно сложно. Так же проблематично и привлечь конкретное лицо к уголовной ответственности за доведение до самоубийства. Люди характеризуют погибшего со своей точки зрения. Объем работы огромный, но даже если уголовное дело не возбуждается или по результатам расследования прекращается по нереабилитирующим основаниям, следствием все равно вносятся представления в адрес органов государственной власти, деятельность которых направлена на защиту ребенка.
Комментарий настоятеля храма Рождества Христова отца Александра:
— Жизнь человека является великой реальной ценностью в мире, мы всегда были и будем против бессмысленного, беспричинного расставания человека с жизнью. Жизнь — великое благо и великая обязанность. Жизнестойкость воспитывается в семье, которая понимает, любит, дает запас душевных сил. Необходимо создать оазис спокойствия, безопасности и радости в семье, научить ребенка доверять миру, понимать, что все в мире взаимосвязано и наполнено смыслом, а также воспитать понятие ценности человеческой жизни — в этом главная задача нас, взрослых.
Комментирует психолог Кира Лещук:
— В профилактике суицидов важно участие всего общества: закройте чердаки, установите заграждения на мостах — и кого-то вы спасете. Журналисты, не преподносите суицид как очередной жареный факт, не описывайте способы ухода из жизни — и те, кто находятся в эмоционально неустойчивом состоянии, останутся живы. Ведь хорошо известно, что смерть от суицида популярного человека провоцирует самоубийства фанатов. Сейчас особенно остро стоит вопрос: когда и кто первым должен вмешаться в ситуацию при подозрении на суицид? Действительно, у нас крайне низкий уровень психологической грамотности у родителей, детей — всего населения. Мы вообще не склонны говорить кому-то о своих проблемах и тем более жаловаться. Поход к психиатру — караул! Сегодня закон обеспечивает большое количество прав пациентов при психиатрической помощи. Вся информация закрыта. Только люди на это дико реагируют. Помните, что, вовремя обратившись к психологу, вы сможете спасти ребенку жизнь.
Что в поведении ребенка можно считать тревожными сигналами, указывающими на возможность суицида?
— Тревожными симптомами являются сниженное настроение ребенка, испытываемое им чувство вины, безнадежности, высказывание завуалированных суицидальных мыслей вслух («я никому не нужен», «без меня всем будет хорошо», «жизнь пуста и бессмысленна»). Насторожитесь! Скорее всего, это не просто слова, а призыв к помощи и опасный сигнал. Особенно если ребенок становится безразличен к своему внешнему виду, у него нарушается сон, теряется аппетит, падает вес. Он может утрачивать присущие ему интересы, раздаривать ранее значимые вещи, приобщается к алкоголю, наркотикам. Любой ребенок нуждается в ласке и заботе. Дети очень тонко чувствуют, нужны ли они семье. Перед силой истинной любви рушатся любые стены, и ни о каком самоубийстве и речи не будет там, где царит гармония, доброта, где чтятся высокие нравственные принципы!

Инна Васильева.
Специально для "ВК Пресс".