К 2013 году мы можем потерять любимое всеми живое пиво.
С 28 августа в России начинают действовать новые правила предоставления алкогольной отчетности. До 20 сентября пивовары должны представить отчеты об объемах произведенной продукции в первой половине года.
Сегодня «Известия» со ссылкой на Союз российских пивоваров, написали, что пивовары отказываются это делать, так как постановление правительства противоречит федеральному закону:
«Постановление правительства о предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции было подписано 9 августа, и 28 августа оно вступает в силу…
— В постановлении говорится, что мы должны предоставить декларации за I и II кварталы, но мы не можем это сделать. В то время пиво, согласно закону, не являлось алкогольной продукцией, — объяснил позицию отрасли заместитель председателя совета Союза российских пивоваров Кирилл Болматов. — Очевидно, что федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем постановление правительства, поэтому надо выполнять закон и начинать декларирование с III квартала, когда пиво юридически стало алкоголем. Эти декларации мы подадим, как и положено, до 10 октября…
За нарушение сроков подачи деклараций, согласно ст. 14.19 КоАП, производителям грозит штраф. Для должностных лиц — от 3 до 4 тыс. рублей, а для юридических — от 70 до 80 тыс. рублей.
Розничная продажа спиртных напитков, в том числе и пива, с этого дня также должна декларироваться. Магазины встречают новые обязанности без энтузиазма…»
Портал «ВК Пресс» поинтересовался у кубанских пивоваров, насколько глобальна, озвученная «Известиями» и Российским союзом пивоваров проблема.
На фото: Евгений Голубь, Тихорецкий пивоваренный завод.
- На самом деле декларирование продукции для нас не самая большая проблема. Да, для маленьких магазинов, ларьков, не имевшим возможности торговать алкоголем (до того момента, когда пиво официально стало алкоголем), декларирование пивной розницы - проблема. Ведь они никогда с подобной отчётностью не сталкивались, им придётся, чтобы не путаться в документации, обращаться в фирмы, оказывающие комплексные сервисные услуги по декларированию продаваемой в розницу алкогольной продукции – а это немалые для небольшого бизнеса затраты. Нам тоже придётся расширить бухгалтерию, но повторюсь – не декларирование нас пугает. Серьёзной же проблемой для нас становится обязательный учёт выпускаемой пивной продукции, который необходимо будет осуществлять с 1 января 2013 года. Существование целой «отрасли» производителей настоящего живого пива под угрозой! Живого пива после 1 января 2013 года может и не быть вовсе! Существует три причины, почему это может произойти.
Причина №1. Отсутствие тех.регламента на системы учета для пивоваренного производства.
Производители систем учета (приборы), предлагают нам поставить приборы в срок от двух до трех месяцев после 100% предоплаты. Простая арифметика система учета должна быть установлена как минимум в декабре месяце, отнимаем три месяца поставки и получаем, что оплатить приборы мы должны в сентябре, а сейчас уже август! А Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (РАР) не разработан еще технический регламент (какие приборы устанавливать и где). Предположим, что РАР в ближайшее время разработал регламент, и все пивоваренные заводы одновременно обратятся за приборами в одну из трех или четырех компаний, которые производят приборы. Тогда, сроки поставки приборов будут уже не три месяца, а более. И все - простой заводов, потери рынков сбыта и, как следствие, экономическая несостоятельность!
Причина №2. Требованием к гигиене систем учета.
Производители приборов предлагают нам устанавливать приборы, которые хорошо себя зарекомендовали на спиртовых и винно-водочных заводах (других приборов просто не существует). При основательном изучении этих приборов становится ясно, что они не подходят по гигиеническим требованиям пивоваренным заводам, выпускающим «живое» пиво. Если эти приборы будут установлены, то заводы попросту не смогут производить «живой» качественный продукт. Им потребуется пиво консервировать (пастеризовать), чтобы хоть что-то производить.
Причина №3. Возможный запрет на использование комбинированных линий розлива (линия может разливать как пиво, так и безалкогольную продукцию).
На многих заводах применяют комбинированные линии розлива - это очень практично во всех отношениях: и с точки зрения гигиены, и точки зрения экономики. Это можно сопоставить с количеством чайников на кухне: если кухня в кафе или ресторане (большой завод), то чайников больше одного, а если это кухня в доме или квартире (маленький завод), то чайник один, зачем их два? Не так ли? Заводы станут перед выбором, что выгодней производить безалкогольные напитки, квас или пиво? Потому что они не смогут приобрести дополнительно еще одну линию розлива из-за своих финансовых или территориальных возможностей.
Если одна из выше перечисленных причин сработает, это крах всем региональным пивоваренным заводам. В выигрыше будут только федеральные бренды, которым в первую очередь будут установлены приборы (без комментариев), им не требуется такая гигиена (они выпускают пастеризованное пиво), и из-за больших объемов выпускаемой продукции у них нет комбинированных линий.
Я не говорю сейчас об экономической или социальной стороне данного вопроса – это будет серьезным ударом по бюджету городов, в которых располагаются заводы. Я говорю об «отрасли в целом». Мы с Вами и потребители в целом будут довольствоваться консервированным (пастеризованным) «пивом», а если точнее сказать, напитком из мальтозной патоки и хмелевого экстракта. Надо отсрочить дату введения учета, до того как полностью не решаться технически поставленная законом задача, - рассказал нашему порталу заместитель директора по качеству Тихорецкого пивоваренного завода Евгений Голубь.
Мы также поинтересовались шумихой вокруг введения технического регламента по Таможенному союзу, согласно которому, производителям пива нужно будет отказаться от пластиковой упаковки:
- Не думаю, что этот законопроект пройдёт. Россия уже в ВТО, а согласно их регламенту полиэтиленовая упаковка не является опасным материалом, в неё даже вино и коньяк на западе разливают.
Также Евгений Голубь поделился своими соображениями на счёт информации о том, что в первом полугодии 2012 года был зафиксирован спад производства пива:
- Мы на Кубани связываем это с тем, что лето выдалось не жарким и дождливым. По сравнению с 2011 годом спрос, действительно, незначительно упал.
Подытожим: Российский союз пивоваров, собственно, не о том печётся. На Кубани живое пиво от местных производителей намного популярнее консервированного продукта от известных российских брендов. Неприятно осознавать, что региональному бизнесу не под силу тягаться с федералами и приходится приспосабливаться, идти на непредвиденные расходы. В конечном итоге, страдает кошелёк потребителя.
Галина Титаренко.
Специально для «ВК Пресс».