К 70-летию Победы. Мемуары. ВОЙНА ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Федор Михайлович СТРЕЛКОВ
Призван в действующую армию в 1943 году в 17-летнем возрасте. В батальоне химзащиты дошел до Германии. После Победы служил в погранвойсках, вел бои по уничтожению бандеровцев в лесах Западной Украины. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За отличие в охране государственной границы СССР», юбилейными медалями и знаками отличия.
— Первые месяцы службы после призыва пришлось осваивать азы военного дела в Ташкентском училище химзащиты. Но фронт требовал пополнения. Поэтому нам, не доучившимся курсантам, присвоили звания младших сержантов и отправили эшелоном на Запад.
Под Владимиром сформировали 21-й отдельный батальон химической защиты и послали в Прибалтику.
А первое боевое крещение мне доведется получить только в январе 1945 года под Вильнюсом. Сначала наш батальон под непрерывными бомбежками и артобстрелами противника обеспечивал дымовую завесу военных аэродромов. Затем мы прикрывали в Германии переправы через водные преграды, и снова — ожесточенные бомбежки, словно предсмертные судороги врага.
Уже в последние дни войны батальон перебросили на Одер, где в городке Дихернфурт мы с ребятами демонтировали немецкий химический завод для вывоза в Советский Союз.
О Победе я узнал в Варшаве, куда был откомандирован получать боевую технику. С одной стороны, радость была, конечно, огромная. Но с другой стороны, было немного обидно, что мало довелось воевать, вклад мой не такой большой в нашу общую Победу.
Война закончилась. Но для меня она только начиналась. Наш год призыва подлежал демобилизации только в 1947-м. Поэтому после расформирования батальона химзащиты меня определили на погранзаставу под Веной. Там решил остаться служить сверхсрочно, и уже в звании старшины был направлен в 88-й стрелковый полк МГБ в город Броды, что на Западной Украине, где и получит свою главную награду — медаль «За боевые заслуги».
Там продолжалась война в лесах. Никак не хотели угомониться фашистские прихвостни — бандеровцы. Однажды местный охотник сообщил нашему командованию, что нашел в лесу подозрительные следы. Понятно, что где-то там поблизости должен быть бандитский схрон, ведь бандеровцы прятались в вырытых глубоко под землей блиндажах, так называемых схронах, искусно замаскированных на поверхности.
И вот туда командование направляет во главе со мной небольшую группу менее чем в десять человек. Бандеровцы сами себя обнаружили, открыв по нам пулеметный огонь. Мы обошли их, окружили, деваться им было некуда. Они ушли под землю, в свой схрон. И мы услышали, как там раздалось несколько хлопков. Видимо, понимая безвыходность ситуации, бандиты сами себя подорвали. Мы для страховки выпустили в их подземелье несколько ракетниц, а затем спустились сами. Нашли тела четверых мужчин и двух женщин.
А в 1951 году меня после окончания Саратовского военного училища МГБ в звании младшего лейтенанта погранвойск направили на пять лет служить в Германию — охранять урановые рудники.
Оттуда — на Советско-Иранскую границу, где за 14 лет я прошел все ступеньки служебной лестницы вплоть до начальника погранзаставы.
Евгений Рожанский
Специально для «ВК Пресс»
На снимках:
В г. Хемниц (Германия), 1951 год.
После войны, младший лейтенант.
Олесск, Западная Украина, 20 марта 1947 года. Ф.М. Стрелков — стоит второй справа.
Убеленный сединой ветеран.
К 70-летию Победы. Мемуары. Сталинградская правда
К 70-летию Победы. Мемуары. На плацдарме
К 70-летию Победы. Мемуары. ОСТАНОВИСЬ И ПОКЛОНИСЬ!
К 70-летию Победы. Мемуары. ДВАЖДЫ ОТВАЖНЫЙ
К 70-летию Победы. Мемуары. В ГЛУБОКОМ ТЫЛУ
К 70-летию Победы. Мемуары. КЛЮЧ К ВОЕННОЙ ТАЙНЕ
К 70-летию Победы. Мемуары. ПРИНЯЛ ПЕРВЫЙ УДАР НА СЕБЯ
К 70-летию Победы. Мемуары. ИЗ КИЕВСКОГО КОТЛА
К 70-летию Победы. Мемуары. МОРСКАЯ ДУША
К 70-летию Победы. Мемуары. В ОККУПАЦИИ