Коммуналка подорожала: почему, на сколько, как получается, что тарифы в районах выше, чем в Краснодаре, и другие вопросы


С 1 июля коммуналка подорожала. «ВК Пресс» подготовил подборку самой любопытной официальной информации по повышению цен. Многое может удивить в этой системе...

Почему

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций.

Ежегодно параметры роста цен (тарифов) и сроки их увеличения (календарная разбивка) определяются в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период.

Исходя из этого устанавливаются: 

- для субъектов Российской Федерации — ограничения роста тарифов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электроэнергию для населения;

- для поставщиков газа — составляющие розничных цен на газ (оптовые цены газа, предназначенного для реализации населению, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа).

Установленные тарифы отражают экономически обоснованный размер финансовых потребностей на реализацию производственных и инвестиционных программ регулируемых организаций.

То есть все складывается в том числе из расходов на электроэнергию, топливо, заработную плату, начислений на заработную плату, уплату налогов, ремонт и техобслуживание объектов основных средств, амортизационные отчисления, содержание транспортного парка и другие расходы. На себестоимость и размер тарифа определяющее влияние оказывают условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, состояние и степень износа основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства. 

Это важно: дальше мы рассмотрим вопрос, почему в Краснодаре платежи меньше, чем в районах края.


Подчеркнем: при утверждении тарифов на коммунальные услуги в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения учитываются расходы на оплату труда сотрудников абонентского отдела регулируемой организации, в обязанности которых входит расчет соответствующих платежей. Включение данных расходов в расчет тарифов не противоречит действующему законодательству в области регулирования указанных тарифов…


Да, такое положение: и на что же мы надеемся, когда не учитываются ни плюсы от экономии, ни выигрыш от применения современных технологий теплосбережения, например. В любом случае все оплачивают потребители. ВСЕ. И после этого мы чего-то хотим от сферы ЖКХ… Но это отвлечение от темы.


Регулирование розничных цен на природный газ, реализуемый населению Краснодарского края, осуществляет РЭК-департамент как уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края исключительно при изменении составляющих розничных цен.

Основную долю в розничной цене газа составляет оптовая цена — 67,2%, транспортировка газа — 14,8%, плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа — 2,8% (в которую включены расходы на оплату труда работников абонентского отдела).

Основные причины увеличения тарифов на тепловую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение: ежегодный рост стоимости энергоносителей (составляют в себестоимости услуг теплоснабжения до 60–65%, водоснабжения и водоотведения — до 30%), доведение заработной платы до уровня, предусмотренного федеральным и краевым отраслевым тарифным соглашением в сфере ЖКХ (ФОТ с отчислениями составляет до 30% в расходах), повышение стоимости материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ, рост обязательных налоговых платежей, увеличение прочих расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, общие инфляционные процессы.


Условия осуществления хозяйственной деятельности, структура технологического процесса, способ выработки тепловой энергии и вид топлива на котельных, наличие собственных источников воды или ее покупка, состояние и износ основных производственных фондов, характер и степень развития территории, энергоемкость и объем производства оказывают определяющее влияние на себестоимость и размер тарифа конкретной ресурсоснабжающей организации и определяют разницу в тарифах в муниципальных образованиях края и в субъектах Российской Федерации.

На сколько 

Тарифные решения на 2016 г. приняты с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017—2018 гг., а также на основании принятых ФАС России решений об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения субъектов РФ.

В 1 полугодии 2016 г. повышение тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) для населения в Краснодарском крае не было предусмотрено. Тарифы (цены) были установлены на уровне действовавших во 2 полугодии 2015 г.

С 1 июля 2016 г. в Краснодарском крае тарифы (цены) выросли: на электроэнергию для населения — на 3,88% и 4,17% (одноставочные тарифы) и от 3,88% до 9,51% (тарифы, дифференцированные по зонам суток); на газ для населения — не более 2,8% (сетевой) и 3,8% (сжиженный); на водоснабжение и водоотведение — в рамках ограничений повышения платы населения за коммунальные услуги.

С 1 июля 2016 г. повышение платежей населения за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2015 г. (при сопоставимом наборе и объемах потребленных услуг, кроме изменения нормативов потребления) ограничено в среднем по Краснодарскому краю на 4,1%. По отдельным муниципальным образованиям допускается отклонение еще на 2,5%.

Повышение выше 6,6% возможно только по законодательно предусмотренным основаниям и по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В сфере предоставления жилищных услуг ограничение роста платы законодательством не предусмотрено. Для собственников помещений в многоквартирных домах стоимость услуг по содержанию общего имущества в соответствии с требованиями законодательства определяется на общих собраниях и не подлежит государственному ценовому регулированию. Установлению органами местного самоуправления подлежит размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Почему в районах тарифы на газ выше, чем в Краснодаре?

В соответствии с действующим законодательством составляющие розничных цен на газ — оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа утверждаются на федеральном уровне.

Регулирование розничных цен на природный газ для населения Краснодарского края, осуществляется РЭК — департаментом в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными на федеральном уровне, исключительно при изменении вышеупомянутых составляющих розничных цен.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются для конкретного поставщика газа, осуществляющего его поставку на соответствующей территории.

Поставку газа населению, допустим, муниципального образования Брюховецкий район, осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», в городе Краснодаре — ОАО «Краснодаргоргаз».

Разница в уровне розничных цен на газ, установленных для населения Брюховецкого района и города Краснодара, обусловлена наличием различных поставщиков и транспортировщиков газа и, соответственно, различными размерами региональных составляющих (тарифы на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги), утверждаемых на федеральном уровне и учитываемых РЭК-департаментом при расчёте розничной цены.

При прочих равных условиях (оплата труда производственного персонала, эксплуатационные затраты по аренде помещений, содержанию и ремонту газопроводов и т. п.) размер региональной составляющей зависит от удельной загрузки газопроводов (чем больший объем газа проходит через газовые сети, тем ниже тариф), доли поставки газа населению в общем объёме поставки газа (чем выше удельный вес объёмов поставки населению, тем выше тариф), а также от протяжённости и разветвлённости сетей (чем больше протяжённость и разветвлённость газовых сетей, тем выше цена на газ).


Так, по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» протяжённость газовых сетей более чем в 16 раз выше, а удельная загрузка газопроводов в 6 раз ниже, чем по системе поставки газа ОАО «Краснодаргоргаз». При этом, удельный вес объёмов поставки газа населению по системе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» более чем в 2 раза выше удельного веса объёмов поставки газа населению по системе ОАО «Краснодаргоргаз».


В связи с чем, размер региональной составляющей по системе поставки газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 727,76 руб./тыс.м³ выше установленного для ОАО «Краснодаргоргаз».


Таким образом, при равной оптовой цене — 3473 руб./тыс.м³, разница размеров региональных составляющих определила более высокий уровень розничной цены на природный газ, реализуемый населению Брюховецкого района с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. — 5650,0 руб./тыс.м³ или 5,65 руб./м³, против — 4790,0 руб./тыс.м³ или 4,79 руб./м³ в г. Краснодаре и с 01.07.2016 розничная цена на природный газ, реализуемый населению Брюховецкого района, составит 5810,0 руб./тыс.м³, или 5,81 руб./м³.


Установление единой розничной цены на газ в крае возможно только при наличии единого поставщика газа. Работа по данному вопросу в крае проводится.

Для сравнения также: цена на природный газ в Апшеронском районе — 5,65 руб./м³, а в Краснодаре — 4,79 руб./м³.

То же самое касается и тарифов на горячее водоснабжение и отопление

Рассмотрим ситуацию на примере Горячего Ключа.

Поставщиком услуг теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) до декабря 2015 г. являлось МБУ «Центр УМТБ», тариф на 30.11.2015 составлял 2569,70 руб./Гкал с НДС.
Администрация муниципального образования Горячий Ключ своим решением в конце 2015 г. передала объекты теплоснабжения МБУ «Центр УМТБ», г. Горячий Ключ в хозяйственное ведение новому юридическому лицу — МУП «Тепловые сети» г. Горячий Ключ.


Администрацией муниципального образования город Горячий Ключ передано дополнительно к имеющимся 8 котельным ещё 3 малорентабельных котельных с высокими удельными показателями энергоресурсов и небольшим объёмом реализации тепловой энергии, что значительно повлияло на изменение структуры технико-экономических показателей предприятия и привело к росту тарифа, который с 01.12.2015 составил 2618,10 руб./Гкал с НДС (приказ РЭК-департамента от 30.11.2015 № 53/2015-т).


На 2016 год для МУП «Тепловые сети» установлены тарифы (с НДС) в размере (приказ РЭК-департамента от 16.12.2015 № 69/2015-т): с 1 января — 2618,10 руб./Гкал; с 1 июля — 2707,84 руб./Гкал.


Следует также отметить, что величина затрат существенно зависит и от вида используемого топлива, а также от способа выработки тепловой энергии. На котельных, вырабатывающих тепловую энергию с использованием жидкого топлива, себестоимость намного выше. Значительное влияние оказывает также способ выработки тепловой энергии. Если тепловая энергия вырабатывается комбинированным способом, т. е. электрическими станциями в режиме одновременной выработки тепловой и электрической энергии (мощности), то себестоимость этой тепловой энергии значительно ниже и соответственно ниже и тариф. Это особенно ярко проявляется в сравнении тарифов на тепловую энергию в г. Краснодаре и других муниципальных образованиях края. В связи с чем, тарифы на тепловую энергию для различных теплоснабжающих компаний отличаются друг от друга.

Согласитесь, система такова, что телега оказалась впереди лошади.

Почему в Краснодарском крае тарифы на газ выше, чем в других регионах?

Цены на газ утверждаются для конкретного поставщика газа на соответствующей территории.
Наибольший удельный вес в составе розничной цены на природный газ занимает оптовая цена (более 60%), которая утверждается дифференцировано, в разрезе субъектов РФ по 60 ценовым поясам, в зависимости от удалённости субъектов РФ от мест добычи газа.


На территории РФ утверждено 60 различных оптовых цен на газ, при этом минимальная оптовая цена на газ, реализуемый населению, утверждена для населения Ямало-Ненецкого АО в размере — 2395 руб. за 1 тыс. м³, максимальная — для населения Алтайского края, потребляющего газ из газопровода «Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск», в размере — 4354 руб. за 1 тыс. м³.


Для населения Краснодарского края, как и для населения Ставропольского края, Ростовской области, республики Адыгея и республик Северного Кавказа оптовая цена на газ утверждена в размере 3473 руб. за 1 тыс. м³.

Без счетчиков плата выше и выше: все по закону

С 1 января 2015 г. в целях стимулирования к установке приборов учета введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг холодного (горячего) водоснабжения, электрической и тепловой энергии в жилом помещении. К нормативам на общедомовые нужды и к нормативам на полив земельного участка также применяются по-вышающие коэффициенты.


Сли есть техническая возможность для установки счетчика, но он не установлен, стимулирование следующее: коэффициент с 1 января 2015 г. — 1,1; с 1 июля 2015 г. — 1,2; с 1 января 2016 г. — 1,4; с 1 июля 2016 г. — 1,5; с 2017 года — 1,6.


Собственники помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязаны были обеспечить оснащение своих домов и жилых помещений приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г.

Электроэнергия

Вводится ли в Краснодарском крае социальная норма по электроэнергии?

Если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г. Учитывая, что на 01.03.2016 социальная норма не введена, в течение 2016 года она применяться не будет.

Тарифы на электроэнергию по счетчикам «день-ночь» с 1 июля увеличиваются гораздо существенней, чем по «простым» счетчикам

Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2016 г. и на плановый период 2017—2018 гг., разработанным Минэкономразвития России и одобренными Правительством РФ, определен рост регулируемых тарифов на электроэнергию для населения на 2016 г. с июля месяца в размере на 7,5% относительно показателей 2 полугодия 2015 г.


Приказом ФАС России от 06.11.2015 № 1057/15 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2016 год» принято решение о предельных уровнях тарифов на электрическую энергию для населения Краснодарского края и приравненных к нему потребителей на 2 полугодие 2016 г., предусматривающего минимальный рост тарифов — на 1,0% и максимальный — на 7,5% к тарифам декабря 2015 г.


Ограничением повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем для Краснодарского края с 1 июля 2016 г. в размере 4,1% относительно декабря 2015 г., рост тарифов на электроэнергию для населения края и определен на уровне до 4,1%.


Приказом РЭК-департамента от 18.12.2015 № 78/2015-э тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей на территории края на 2016 г. утверждены с 1 июля 2016 г. в размере 4,28 руб./кВтч, а для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками, и сельского населения — 3,00 руб./кВтч, с ростом на 3,88% и на 4,17% соответственно относительно декабря 2015 г.


Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей определен порядок расчета и установления тарифов для населения, дифференцированных по зонам суток, с учетом приведения дифференцированных по зонам суток тарифов для населения к единым по стране границам соотношений с одноставочными тарифами.


Предусмотренные Методикой единые по РФ границы соотношений с одноставочными тарифами составляют: в ночной зоне — от 0,6 до 0,8; в пиковой зоне — от 1,2 до 1,3; в дневной зоне — 1,15.
С 1 июля 2016 г. рост конечных тарифов для населения, дифференцированных по двум (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь), с учетом темпов поэтапного приведения к единым границам соотношения с одноставочными тарифами (не более 2-х величин инфляции), составил (к тарифу на 2 полугодие 2015 г.): в дневной зоне — на 9,41%; в ночной зоне — на 5,76%; в пиковой зоне — на 9,39%; в полупиковой зоне — на 3,88%.


Соотношения дифференцированных тарифов по зонам суток по отношению к одноставочным тарифам на территории Краснодарского края составили: в ночной зоне — 0,60; в пиковой зоне — 1,117; в дневной зоне — 1,115.


Таким образом, в условиях поэтапного приведения к единым границам соотношений рост конечных тарифов для населения, дифференцированных по зонам суток, составил до 9,4% и обусловлен  исполнением федерального законодательства.


Если потребитель посчитает для себя экономически нецелесообразным рассчитываться по тарифам на электроэнергию, дифференцированным по зонам суток, то возможен переход на расчеты по одноставочному тарифу, который осуществляется без замены прибора учета электроэнергии, исключительно по письменному заявлению потребителя гарантирующему поставщику.

Что оплачивается жильцами в графе «Общедомовые нужды»

В понятие общедомовых нужд по электроснабжению входит оплата электроэнергии, затрачиваемой на освещение мест общего пользования — к ним относятся лестничные клетки, подвалы, наружное освещение, а также на обеспечение работы оборудования, которое является общим имуществом собственников многоквартирного дома — насосных станций, антенн, работы лифтового оборудования, системы пожарной автоматики, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома и т. д. Расход электроэнергии осуществляется всем энергопринимающим оборудованием, призванным ежедневно обеспечивать жителям дома комфортное проживание.

В понятие общедомовых нужд по водоснабжению входит оплата водоснабжения, помимо затрачиваемого на уборку мест общего пользования, полив газонов и клумб, также на промывочно-опрессовочные работы при подготовке систем водоснабжения и отопления при подготовке к зимнему периоду, технологические сливы и аварийные сбросы, неучтенный расход, в результате некорректно переданных сведений по показаниям индивидуальных приборов учета и количеству фактически проживающих граждан, незаконные подключения к внутридомовым сетям, неисправности в сантехническом оборудовании.


Все перечисленные факторы приводят к росту фактического потребления коммунальной услуги жилым домом и, соответственно, увеличению платежа за коммунальную услугу.

Если платеж кажется некорректно начисленным

Для урегулирования вопросов по образованию задолженности, отображению некорректных данных в платежном документе на оплату коммунальных услуг собственнику необходимо обратиться к исполнителю коммунальных услуг для проведения сверки правильности начисления предъявленной к уплате суммы за коммунальные услуги. При этом исполнитель услуги обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, а также производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты и по результатам проверки выдать потребителю квитанцию, содержащую правильно начисленные платежи.

Использована информация официального сайта Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края www.rek23.ru.

Фото: moslenta.ru