Кто сейчас русские для Европы: в самой России это незаметно...
Автор представила на суд новороссийских ценителей истинного искусства четыре произведения, четыре триптиха. Все составные части триптихов носят свои короткие — в одно слово, — но емкие названия: «Снег. Дорога. Странник», «Юродивый. Мастер. Царь», «Река. Кровь. Огонь» и «Врата. Трон. Сон».
Каждый триптих — единое целое. То есть буквально — целая картина, но разбитая на три равные и будто бы разные части. Единство композиции, даже продолжение линий и цвета, ведет зрителя от одной составляющей к другой, как книга — страница за страницей. И все четыре триптиха — также единое целое. А между ними проведены тонкие, на уровне подсознания, ассоциации. Здесь и глубокая древность Руси с ее византийскими корнями православия. Здесь и всеочищающая высокая духовность.
Связь с иконописью в произведениях художницы вовсе не случайно. В 2012–14 годах она обучалась иконописи в мастерской при храме Святителя Николая в Риме под руководством иеромонаха Авеля (Усачева). Хотя сама Елена Асеева не считает себя иконописцем, поскольку, по ее мнению, это очень высокое предназначение, которое надо заслужить. Но признается, что в представленном проекте речь идет «о той высшей передаче информации, которая связывает в одну линию Рублева и Малевича, Филонова и Гоголя, Пушкина и Зверева, Федорова и Тарковского». А творчество этих русских гениев идет от православия, от православной иконы в том числе. И нимбы, и ангельские крылья в произведениях Асеевой — это нечто большее, чем атрибуты иконописи и самой веры. Это, быть может, наше земное представление о возвышенном, о вечном, что воочию увидеть дано не каждому.
— У России с ее многовековыми традициями духовности, берущей свое начало в эпоху Византии, есть не только огромный потенциал для развития, но и есть шанс для спасения начавшей деградировать европейской культуры. Европа смотрит на Россию с надеждой. Из самой России это, может быть, не так заметно, как из самой Европы, где я живу уже много лет, — сказала Елена Асеева на открытии экспозиции.
Когда художница приехала в Рим вместе с мужем Паоло Мизерини, фотохудожником и одним из авторов проекта «Человек вечный», сразу почувствовала, что это уже не та Италия, где творили Данте и Леонардо да Винчи.
— Мне интересен русский художник, русский человек, — пояснила автор в своеобразном «предисловии» к проекту. — Каждый человек изначально является носителем культуры, в которой он родился и вырос. И в каждой культуре есть тот ларец, то духовное ядро, то сердце, которое неизвестно через какие материи и механизмы передается другим людям, окружающим нас. Социум ли, элементарное ли общение, или духовное иное приобщение, — но все это в комплексе сформировало «русского человека» на протяжении многих веков и дало ему те свойства, которые видны зачастую только издалека.
Смысл проекта «Человек вечный» еще и в том, что Елена Асеева посвятила его своей недавно ушедшей маме.
— Собрать все самое святое, самое заветное для меня и для нее в одном произведении искусства было главной задачей, — отметила художница.
Частью проекта также являются авторская книга поэзии и прозы «Круговорот», видео, панели с поэтическими текстами и проволочная шарообразная конструкция «Время». В рамках выставки также представлены работы из серии «Коллекционер грез» (бумага, акварель, тушь). Все единство и многообразие экспозиции, как отметила Елена Асеева, можно представить далеко не в каждом выставочном зале. ART Gallery с ее камерностью и уютом дает такую возможность, за что художница высказала искреннюю благодарность владельца галереи и устроителям выставки — супругам Наталье и Игорю Дорофеевым.