Кубанская рыба под брендом Мade-in-Ukraine: вкусно и смертельно опасно…


Недавно в Ростове прошло заседание российско-украинской комиссии (РУК), где обсуждалась наболевшая проблема о вылове нашими соседями рыбы в Азовском море. 

Недавно в Ростове прошло заседание российско-украинской комиссии (РУК), где обсуждалась наболевшая проблема о вылове нашими соседями рыбы в Азовском море.

Под предлогом неких научных исследований украинские траулеры шарят возле наших берегов, как у себя дома. Судя по официальной информации, размешенной не сайте «Росрыболовства» - все хорошо: стороны согласовали научные исследования, основные меры по регулированию промысла и тому подобное. То, что договорились – отлично. Но сдержит ли Украина свое слово? Участники сессии РУК считают, что нет.

- Я уверен, что Украина не будет соблюдать договоренности, - считает депутат районного Совета Приморско–Ахтарского района Александр Бирюков. - Да и что это за договоренности? О введении вдоль побережья Азовского моря пятикилометровой запретной зоны, где нельзя работать тралами, а только стационарными орудиями? Проблемы сохранения рыбных ресурсов, которые мы ежегодно пополняем, это не решает. Если бы удалось вести двадцатикилометровую запретную зону, то тогда мы защитили рыбу, которая нагуливается на мелководье Ачуевской и Ясенской косы. Единственное, что дает эта мера, – сохранность «рам» на дне прибрежной полосы для установки ставных неводов. Все будет зависеть от контроля со стороны пограничной службы и соответствующих уполномоченных органов.

Основная полемика развернулась вокруг средств контроля. На российских судах установлены специальные датчики, информация с которых передается в режиме реального времени погранслужбе. На мониторе видно, где они находятся, сколько их и так далее. Украинская сторона, прекрасно понимающая, что установка подобных средств контроля положит конец так называемым научным исследованиям, встала горой.

- Судя по всему, украинская делегация хорошо подготовилась. На каждый наш аргумент у них были контрдоводы, - убежден Александр Бирюков. – Как только зашла речь об оборудовании украинских судов средствами контроля, они сразу же заявили, мол, Служба безопасности (аналог российской ФСБ) запрещает устанавливать подобное оборудование. Вдруг это оборудование будет использоваться Россией в целях шпионажа? Полный бред! Какой шпионаж? Но формально украинская сторона, действующая в рамках своего законодательства, права.

Это вопрос можно было бы решить полюбовно: Азовское море – международное, поэтому можно достичь соглашений на основе выработанных разумных мер, выходящих за пределы законодательства обеих стран. Однако согласия, являющегося, как известно продуктом при полном непротивлении сторон, достичь не удалось.

- Все, о чем мы договорились: о графиках научно-исследовательских рейсов и ловов, о сроках и количестве – это полумеры, - говорит председатель Ассоциации рыбопромышленников Краснодарского края Юрий Атанов. – Я предложил украинской стороне передать безвозмездно одно свое судно для проведения научно-исследовательских работ, но при этом украинская сторона должна прекратить привлечение промысловых судов для научных работ. Украинцы категорически отказались от такой сделки. У них, к примеру, по научной программе какое-то судно должно делать 20 рейсов. Как мы это можем проконтролировать? Только с помощью пограничной службы. Море большое, рыскать по нему вслепую, не зная, где точно находится это судно – пустая трата времени и средств. В протоколе заседания РУК записано «до 31 декабря 2013 года разработать схему передачи информации о нахождении судов и передавать друг другу в электронном виде». Судно выходит в море утром, возвращается вечером. Украинская сторона передает нам информацию о нем на следующие сутки. Как, мы можем оперативно отреагировать? Формально ситуация с ловом рыбы в Азовском море улучшилась, но кардинальных изменений нет. Значит, все будет, как и прежде.

Как и прежде – это значит, что Украина будет вылавливать, к примеру, бычков весной, летом и осенью. А наши рыбаки смогут выйти на промысел только осенью. За это время «братья- славяне» загрузят бычками не только свои мощности, но и рыбоперерабатывающие заводы Белоруссии. Придут наши рыбаки с уловом, а сбывать его некуда. Дальше, украинские консервы «Бычки в томатном соусе» хлынут в Россию. Акцизами они не облагаются, при вывозе консервов украинским заводам государство возмещает 18 процентов НДС. Что получается в итоге? Демпинг. Украинские консервы, стоящие дешевле, вытесняют с прилавком кубанские.


Ради интереса зашел в «Магнит» на улице Ставропольской. На полках с консервами нашел «Бычки в томатном соусе» производства «Атлантис ЛТД - Крым», «Винницкого рыбозавода»… Наших, кубанских, бычков нет. Украинские консервы вкусные, но смертельно опасные для кубанских рыбаков, поскольку они попросту убивают эту отрасль экономики края.


Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»