Кубанский художник Александр Кампер соединил археологию с искусством: Спасенные осколки цивилизации
Первый шаг в мир искусства
Художник рассказал, как началось это увлечение:
- У меня был свой бизнес. Кафе, продовольственный магазин, пекарня. В 1998 году местная детвора позвала посмотреть на найденные на берегу моря черепки. Увидел осколки цивилизации, которые раскатывали экскаватором — в том месте проводились работы по проведению воды в детскую больницу. Сколько предметов античности погибло под ковшом экскаватора… Но мне удалось спасти многие находки, в том числе сосуды II века н.э. Кроме того, нашел остатки очень толстой черепицы, она имеет прямое отношение к древнегреческому поселению Баты, которое располагалось на территории современного Новороссийска. Тогда же нашел уникальную статуэтку Афродиты, богини любви.
Мои первые экспонаты были найдены с помощью обычной лопаты и отвертки, пока работал экскаватор. Свои композиции я создаю, используя артефакты времен античности и Великой Отечественной войны. И теми и другими богата новороссийская земля, хранящая память о былых временах. Вот только людям эти следы истории не всегда оказываются нужны. Там, где когда-то существовали античные поселения, вовсю идет строительство. Я доставал остатки керамики I—II вв. н.э. буквально из-под ковша экскаватора. Наиболее ценные и хорошо сохранившиеся находки отдавал в музеи, то, что попроще и часто встречаются в экспозициях, оставлял для собственного творчества. Черепки бережно склеивал, дополнял различными материалами (виноградная лоза, рыбьи кости, морские водоросли и многое другое) или наносил узнаваемые символы — в результате и получались оригинальные произведения. Глядя на них, вспоминаешь о том, что античная цивилизация лежит в основе европейской культуры. Считаю, что государство должно тщательно и бережно относиться к достоянию истории, в противном случае оно не имеет на него права.
Символизм и путешествия
- Самая дорогая и бесценная для меня находка — древнегреческая статуэтка Афродиты I—II вв. н.э. Найти уникальную статуэтку — это знак свыше. Она накрыта стеклянным колпаком, на котором многочисленные отпечатки человеческих рук — к святыне все хотят прикоснуться.
Другой основой, в противовес античности, как я уже говорил, для создания композиций служат «остатки» Великой Отечественной войны. Колючая проволока, пробитые фляжки, разорвавшиеся мины — все это облекаю в новую форму, придавая новый смысл. Я ничего не изобретаю и не изменяю, работаю только с готовым материалом, который нахожу в окрестностях Новороссийска — в тех местах, где шли страшные бои во время Великой Отечественной войны. Особенно в апреле 1943 года. Тогда здесь был ад. Даже представить трудно, сколько оружия и боеприпасов осталось на новороссийской Малой земле.
Из подобных находок родилась работа «Эдельвейс» — разорвавшаяся немецкая противопехотная мина, которая приобрела причудливую форму, напоминающую цветок. К ней приклеены пуговицы с шинели подорвавшегося на ней немецкого солдата, чьи останки были найдены рядом. Название ассоциируется не только с цветком: такое же наименование носил план операции по захвату Кавказа немецко-фашистскими войсками. Так причудливо переплетаются жизнь и смерть, такие после себя оставляют следы…
Часто в работах можно увидеть естественную связь природы и вещей. В «Цирцее» расположены «на берегу Понта Эвксинского» обломки амфоры — неизменный атрибут античного мира. Ее изящные формы еще угадываются в мнимом продолжении горлышка и тела сосуда, но и оставшееся будет скоро поглощено береговым песком или утянуто волнами в море, чье присутствие зримо в паутине водорослей и в других, едва ощутимых деталях. Эту же линию можно проследить и в работе «Погребальная урна». На античной погребальной урне легко угадываются контуры континентов — как напоминание о том, что наш общий мир очень хрупок и в любой миг может стать общей могилой.
- Мне запомнилось путешествие в Приэльбрусье, в горы Кавказа, дайвинг на Голубом озере и погружение к затопленным судам Черноморского флота. Путешествовать надо по глубинке. И не важно, в какой стороне она расположена. Там люди еще хранят традиции своих предков и относятся ко всему с большим уважением не только на словах, но и на деле.
Музей
Сейчас мастер работает в собственной мастерской в селе Мысхако. Скорее всего, подобной мастерской в России, где старинные предметы не просто реставрируются, а приобретают вторую жизнь в скульптуре и инсталляциях, больше нет. В позапрошлом году администрация Новороссийска рассматривала вопрос о сохранении мастерской и создании на ее базе музея села Мысхако. Но пока есть нерешенные вопросу по помещению.
Наша память
История памятников воинам-освободителям на Малой земле — это наша ПАМЯТЬ. Поэтому кроме творческой деятельности Александру Камперу важно сохранение нашей истории. В 1961 году на южном склоне горы Колдун комсомольцами была установлена стела в знак увековечения памяти солдат, погибших в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что памятник находится под охраной государства, до 2005 года его лишь раз покрасил в 1983 году товарищ художника Александр Матюхин. Поэтому неудивительно, что в начале нулевых памятник был исписан, краска слезла, а фамилий захороненных солдат на ней никогда и не было. Около года ушло на расчистку тропы к памятнику - это почти два километра. Далее началось изготовление нового монумента, более яркого, чем старая стела, в виде красной звезды — символа Советской Армии. Фамилии 35 погибших десантников помогли установить в музее Новороссийска. Также была проведена работа с Подольским архивом. К сожалению, подобная инициатива без понимания была воспринята чиновниками, художника пытались обвинить в самоуправстве. Но помогло вмешательство журналистов федерального телеканала: сняли сюжет, заступились за Александра, который за свой счет отреставрировал памятник, но не выполнил формальных процедур...
Обращение к молодежи
- По статистике, историей интересуются пять процентов, а сохраняют ее только три процента. Если молодым людям интересна наша история, культура, то я советую им начать процесс погружения в мир прошлого с изучения истории своей семьи, своих предков, открыв старый альбом с фотографиями.
Сейчас много говорят о патриотизме. Я родился и воспитан в другой стране, в Советском Союзе. Конечно, художник смотрит на мир по-своему. Но с нынешней молодежью мы живем на одной земле. И каждый из нас должен ценить и чтить ее память, чтобы сохранить любовь и уважение к нашему достоянию на многие поколения.
Если говорить об общих впечатлениях от композиций Кампера... В своих работах Александр отталкивается от формы, которую предметам придали время и исторические события. В античных амфорах, трещинах на щите, искореженных снарядах он способен уловить художественный образ, заострить на нем внимание, чтобы увидели другие. Так на наших глазах случайности превращаются в закономерности, а ушедшие эпохи ведут диалог с современностью.