Кубанский художник Александр Кампер соединил археологию с искусством: Спасенные осколки цивилизации


Удивительные композиции создает новороссийский художник Александр Кампер: он занимается раскопками, реставрирует найденные предметы истории — как античности, так и Великой Отечественной войны, а потом создает целые серии работ, связывающие современность с древностью. Так память становится осязаемой.
Познакомившись с ним ближе, понимаешь, что это настоящий Человек, который с участием относится к достоянию великого народа-победителя в войне 1941—1945 гг. Он идет по своему пути, любит правду и не раз отстаивал ее, изучая подлинные документы, анализируя факты. Ценит свободу, разбирается в прекрасном — он художник во времени и над временем. И в то же время художественные образы не заслоняют историческую правду: Александр кропотливо все изучает и не допускает вольного толкования событий, представляя зрителям предметы, грубо говоря, найденные под ногами, которые могли погибнуть, и тем самым восстанавливая справедливое отношение к историческим артефактам.

Первый шаг в мир искусства

Художник рассказал, как началось это увлечение:

- У меня был свой бизнес. Кафе, продовольственный магазин, пекарня. В 1998 году местная детвора позвала посмотреть на найденные на берегу моря черепки. Увидел осколки цивилизации, которые раскатывали экскаватором — в том месте проводились работы по проведению воды в детскую больницу. Сколько предметов античности погибло под ковшом экскаватора… Но мне удалось спасти многие находки, в том числе сосуды II века н.э. Кроме того, нашел остатки очень толстой черепицы, она имеет прямое отношение к древнегреческому поселению Баты, которое располагалось на территории современного Новороссийска. Тогда же нашел уникальную статуэтку Афродиты, богини любви.

Мои первые экспонаты были найдены с помощью обычной лопаты и отвертки, пока работал экскаватор. Свои композиции я создаю, используя артефакты времен античности и Великой Отечественной войны. И теми и другими богата новороссийская земля, хранящая память о былых временах. Вот только людям эти следы истории не всегда оказываются нужны. Там, где когда-то существовали античные поселения, вовсю идет строительство. Я доставал остатки керамики I—II вв. н.э. буквально из-под ковша экскаватора. Наиболее ценные и хорошо сохранившиеся находки отдавал в музеи, то, что попроще и часто встречаются в экспозициях, оставлял для собственного творчества. Черепки бережно склеивал, дополнял различными материалами (виноградная лоза, рыбьи кости, морские водоросли и многое другое) или наносил узнаваемые символы — в результате и получались оригинальные произведения. Глядя на них, вспоминаешь о том, что античная цивилизация лежит в основе европейской культуры. Считаю, что государство должно тщательно и бережно относиться к достоянию истории, в противном случае оно не имеет на него права. 

Директор местной художественной школы Владимир Ильич Сердюк поддержал новаторство, которое позже стало искусством. Демонстрирует его выставка «Осколки цивилизации». Несколько лет назад работы были представлены отдельной выставочной экспозицией в музеях Сочи, Ростова и Краснодара. Но это достаточно затратные проекты, поэтому с тех пор других выставок организовано не было.


Символизм и путешествия

- Самая дорогая и бесценная для меня находка — древнегреческая статуэтка Афродиты I—II вв. н.э. Найти уникальную статуэтку — это знак свыше. Она накрыта стеклянным колпаком, на котором многочисленные отпечатки человеческих рук — к святыне все хотят прикоснуться. 

Другой основой, в противовес античности, как я уже говорил, для создания композиций служат «остатки» Великой Отечественной войны. Колючая проволока, пробитые фляжки, разорвавшиеся мины — все это облекаю в новую форму, придавая новый смысл. Я ничего не изобретаю и не изменяю, работаю только с готовым материалом, который нахожу в окрестностях Новороссийска — в тех местах, где шли страшные бои во время Великой Отечественной войны. Особенно в апреле 1943 года. Тогда здесь был ад. Даже представить трудно, сколько оружия и боеприпасов осталось на новороссийской Малой земле.
 
Из подобных находок родилась работа «Эдельвейс» — разорвавшаяся немецкая противопехотная мина, которая приобрела причудливую форму, напоминающую цветок. К ней приклеены пуговицы с шинели подорвавшегося на ней немецкого солдата, чьи останки были найдены рядом. Название ассоциируется не только с цветком: такое же наименование носил план операции по захвату Кавказа немецко-фашистскими войсками. Так причудливо переплетаются жизнь и смерть, такие после себя оставляют следы…

Часто в работах можно увидеть естественную связь природы и вещей. В «Цирцее» расположены «на берегу Понта Эвксинского» обломки амфоры — неизменный атрибут античного мира. Ее изящные формы еще угадываются в мнимом продолжении горлышка и тела сосуда, но и оставшееся будет скоро поглощено береговым песком или утянуто волнами в море, чье присутствие зримо в паутине водорослей и в других, едва ощутимых деталях. Эту же линию можно проследить и в работе «Погребальная урна». На античной погребальной урне легко угадываются контуры континентов — как напоминание о том, что наш общий мир очень хрупок и в любой миг может стать общей могилой.

Вдохновение для создания новых работ художник находит в путешествиях. В походах, подводных погружениях и находках открывает для себя новый мир. 

- Мне запомнилось путешествие в Приэльбрусье, в горы Кавказа, дайвинг на Голубом озере и погружение к затопленным судам Черноморского флота. Путешествовать надо по глубинке. И не важно, в какой стороне она расположена. Там люди еще хранят традиции своих предков и относятся ко всему с большим уважением не только на словах, но и на деле.


Музей

Сейчас мастер работает в собственной мастерской в селе Мысхако. Скорее всего, подобной мастерской в России, где старинные предметы не просто реставрируются, а приобретают вторую жизнь в скульптуре и инсталляциях, больше нет. В позапрошлом году администрация Новороссийска рассматривала вопрос о сохранении мастерской и создании на ее базе музея села Мысхако. Но пока есть нерешенные вопросу по помещению.

Наша память

История памятников воинам-освободителям на Малой земле — это наша ПАМЯТЬ. Поэтому кроме творческой деятельности Александру Камперу важно сохранение нашей истории. В 1961 году на южном склоне горы Колдун комсомольцами была установлена стела в знак увековечения памяти солдат, погибших в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что памятник находится под охраной государства, до 2005 года его лишь раз покрасил в 1983 году товарищ художника Александр Матюхин. Поэтому неудивительно, что в начале нулевых памятник был исписан, краска слезла, а фамилий захороненных солдат на ней никогда и не было. Около года ушло на расчистку тропы к памятнику - это почти два километра. Далее началось изготовление нового монумента, более яркого, чем старая стела, в виде красной звезды — символа Советской Армии. Фамилии 35 погибших десантников помогли установить в музее Новороссийска. Также была проведена работа с Подольским архивом. К сожалению, подобная инициатива без понимания была воспринята чиновниками, художника пытались обвинить в самоуправстве. Но помогло вмешательство журналистов федерального телеканала: сняли сюжет, заступились за Александра, который за свой счет отреставрировал памятник, но не выполнил формальных процедур...


Обращение к молодежи

- По статистике, историей интересуются пять процентов, а сохраняют ее только три процента. Если молодым людям интересна наша история, культура, то я советую им начать процесс погружения в мир прошлого с изучения истории своей семьи, своих предков, открыв старый альбом с фотографиями. 

Сейчас много говорят о патриотизме. Я родился и воспитан в другой стране, в Советском Союзе. Конечно, художник смотрит на мир по-своему. Но с нынешней молодежью мы живем на одной земле. И каждый из нас должен ценить и чтить ее память, чтобы сохранить любовь и уважение к нашему достоянию на многие поколения.

Если говорить об общих впечатлениях от композиций Кампера... В своих работах Александр отталкивается от формы, которую предметам придали время и исторические события. В античных амфорах, трещинах на щите, искореженных снарядах он способен уловить художественный образ, заострить на нем внимание, чтобы увидели другие. Так на наших глазах случайности превращаются в закономерности, а ушедшие эпохи ведут диалог с современностью.


Евгения Мерцева
Специально для "ВК Пресс"
Фото автора