Курортное увы...


Бухгалтер Светлана Булава из города Новосибирска в июле отдыхала с дочерью Ангелиной в Краснодарском крае. Вначале — десять дней в Анапе, затем — десять дней в Сочи.
Письмо сибирячки в редакцию 

Бухгалтер Светлана Булава из города Новосибирска в июле отдыхала с дочерью Ангелиной в Краснодарском крае. Вначале — десять дней в Анапе, затем — десять дней в Сочи. После этого прислала в редакцию независимой народной газеты «Вольная Кубань» возмущенное письмо. С четкой, бухгалтерской обстоятельностью перечислила свои претензии. Содержащиеся в письме эмоции отбросим, возьмем только самую суть. 
курорты.JPG
Добираться из Новосибирска до Анапы, Геленджика и Сочи на самолете, как оказалось, очень дорого, полететь на любой из турецких курортов — намного дешевле. День проживания в санатории на кубанских курортах обходится в полтора раза дороже, чем в любом из турецких отелей. Поскольку на санатории у курортницы денег не хватало, она с дочерью устраивалась в частных гостиницах. Выходило дешевле, но зато в Сочи посреди отпуска пришел полицейский и устроил скандал. Как выяснилось, хозяйка брала с постояльцев деньги «черным налом», не оформляя временной прописки. Купались гости на городских пляжах. Оказалось, пляжи на кубанских курортах хуже зарубежных, это стало ясно в первый же день. Однако вершиной всех невзгод оказалась неделя, проведенная в сочинской частной гостинице без света, а значит — без кондиционера, телевизора и любимого электрического кофейника. Удивительно: как раз в самый разгар летнего сезона на курорте начались перебои с подачей электричества. 

«Мы напрасно поддались на рекламу курортов Краснодарского края. Отдых оказался дорогим и при этом совершенно нам не понравился! В следующем году полетим в Турцию», — завершила свое письмо курортница из Новосибирска. 

За единичным примером — увы, тенденция… 

Отмахнуться в этой ситуации от претензий легко, дескать, ну и не приезжайте, другие приедут! Но к письму тут же добавились два крайне неприятных факта. 

Первого августа статистическая служба Российского союза туриндустрии сообщила, что в этом году на турецких курортах общее число россиян увеличилось на 30 процентов. 

А вслед за этим выяснилось, что нынешним летом на отдых в Турцию в массовом порядке стали летать даже… жители краевой столицы, города Краснодара. Чартерные рейсы в Анталью сейчас забиты желающими, причем все без исключения. 

И тогда стало ясно, что курортный комплекс Краснодарского края, казалось бы возродившийся после затяжного кризиса в начале ХХI века, вновь начал деградировать. 

 Почему? Давайте разбираться! 

Увы, дорог перевоз! 

Авиационные компании России деньги считать умеют. Ни одного рейса в убыток себе они выполнять не станут, это ясно! Почему они готовы устраивать чартерные рейсы из любого российского города в турецкую Анталью, но при этом не соглашаются на такие же чартеры в Анапу, Геленджик или Сочи? Да потому, что перед началом каждого курортного сезона представители министерства туризма Турции прилетают в Россию и проводят серию переговоров с российскими авиационными компаниями. Предоставляют им льготы, соглашаются на скидки, находят обоюдовыгодные экономические варианты. А представители министерства курортов и туризма Краснодарского края таких переговоров ни с кем из авиаторов, увы, не проводят, в итоге даже компания «Авиационные линии Кубани» об организации чартерных рейсов на наши черноморские курорты не задумывается. 

Самолетом к Черному морю лететь дорого, поездом — ехать долго. Но ведь можно отправиться на собственной машине. Тут у курортов Краснодарского края есть преимущества — ведь ехать на своей машине за границу многие просто не отваживаются. Но вот поехали к нам люди на своих машинах — как встречаем? Традиционно громадной автомобильной пробкой на участке Краснодар — Джубга. Несколько часов подряд — заторы, крики, нервы! Это уже не отдых! В этом году ситуация осложнилась, поскольку на побережье стала возникать еще одна автомобильная пробка, на участке Новороссийск — Геленджик. Там дорожники решили ремонтировать шоссе в разгар курортного сезона. Одернули дорожников краевые власти? Нет, в это дело они не вмешивались! Две недели шел ремонт, две недели туристы проклинали судьбу! 

Кстати говоря, уже много лет в курортном и транспортном ведомствах Краснодарского края находятся документы, связанные с реализацией трех дорожных проектов, имеющих отношение к доставке людей к местам отдыха. Это автомобильные дороги Абинск — Кабардинка, Майкоп — Туапсе через Шаумянский перевал и для осенне-зимнего сезона шоссе Черниговская — Лагонаки. Все понимают, что дороги ой как нужны — это перспективно! Разговоры по этому поводу продолжаются много лет, а дела, увы, не движутся. 

Есть еще курорт Ейск, в который гости едут поездами, через станцию Староминская. Выходят на станции и узнают, что автобусы до Ейска не ходят, надо по жаре, да еще с детьми, добираться в центр Староминской, там ждать автобуса несколько часов, может быть, повезет. Сообщают об этом местные таксисты, которые тут же готовы за солидную сумму доставить людей прямо в Ейск. Мамаши с детьми вздыхают и… платят! А что мешает наладить удобное автобусное сообщение от железнодорожной станции Староминская до Ейска? Администрация Ейска — за! Администрация Староминского района — за! Есть по пути еще администрация Щербиновского района — она тоже за! Но для прокладки нового маршрута требуется решение на краевом уровне, его не принимают, увы, долгие годы. 

Курортная программа, увы, свернута 

Идем дальше! Почему все курортные услуги в здравницах Краснодарского края обходятся туристам дороже, чем в турецких отелях? Вот вам пример — санаторий «Шингари» в Анапе. С одного человека в сутки за место в стандартном номере — 3000 рублей. За ребенка — 1500 рублей. Обычная семья — мама, папа, двое ребятишек — в сутки платит 9000 рублей. Это без дорожных расходов. А полететь на детский курорт в турецком Белеке — 9000 рублей за неделю, да еще с перелетом. Чувствуете разницу? Почему так происходит? Увы, наши здравницы вынуждены платить высокие налоги, а в турецких городах местные власти свои отели освобождают от всех налогов. Вы только привезите туристов из России, поселите их по низким ценам, и эти русские принесут евро и доллары в магазины, рестораны, городки аттракционов. Поселяются в отели, считают каждое евро, зато затем сорят деньгами напропалую! 

А возможны у нас налоговые послабления? В 2003 году в Краснодарском крае была разработана «Курортная программа Кубани», согласно которой здравницам, которые направляли свою прибыль на собственное развитие, налоговые льготы предоставлялись. Это позволяло снижать цены на путевки. Но после 2008 года действие программы было свернуто, получить налоговые льготы санаториям сейчас просто невозможно. А земельные платежи при этом растут! А коммунальные услуги — дорожают! Понятно теперь, почему наши санаторные путевки дороже турецких? В краевом министерстве курортов и туризма о разработке системы налоговых льгот речи в последнее время не заходит, а если заходит — только разговорами все и заканчивается. Зато главные врачи здравниц в тревоге: что делать с постоянно увеличивающимися земельными платежами и возрастающими налоговыми платежами? 

«Черный нал» — бич для экономики 

Погодите, на кубанских курортах еще бессчетно частных гостиниц, оформленных в качестве жилых домов. Там ведь налогов вообще не платят, и потому цены невелики. Что тут сказать, «черный нал» для кубанской экономики — это просто бич! Вносит хозяин частной гостиницы коммунальные платежи за троих членов своей семьи, а электричество и воду при этом потребляют десятки его постояльцев. Краевая казна, увы, остается без доходов. Но зато у бизнесменов появляются устойчивые источники левых доходов, а значит, и средства, чтобы давать взятки недобросовестным чиновникам. Собственными руками плодим коррупцию! Чтобы все это пресечь, надо поскорее провести учет, как говорится, классификацию частных гостиниц. Занимаются этой классификацией в Краснодарском крае из рук вон плохо, право на получение звезд получили совсем немногие частные гостиницы. Итог — частники обслуживают курортников в 3—4 раза больше, чем крупные санаторно-курортные учреждения. А налогов платят только пять процентов от суммы всех курортных поступлений. Краевые власти не знают этого? Знают! Но не торопятся ничего исправлять… 

Так давайте построим больше отелей класса «пять звезд», никого там высокие цены смущать не будут! Красивые холлы, красивые номера! Только, увы, в разгар сезона вдруг отключат свет, что не раз происходило нынче в Сочи. Или начнутся перебои с водой, как случается в пригородах Новороссийска и на Ейском взморье. Как объясняться с людьми? Мол, отель у нас «пять звезд», а коммунальное хозяйство курорта, увы, вне всяких разрядов, поскольку создавалось полвека тому назад! Дико звучит, однако! Но плохие коммунальные сети — еще половина беды. На малых курортах типа Бетты, Широкой Балки или бухты Инал — вообще нет нормальных канализационных систем. Натыканы всюду выгребные уборные! Стыдоба! Только мало этого стыдиться, надо срочно приводить в порядок инженерные сети всех кубанских курортов. Надо! Однако никаких серьезных инициатив со стороны руководителей курортного комплекса Краснодарского края по этому поводу не поступает — мол, это же забота сотрудников других, коммунальных и строительных служб. А курортники, купающиеся среди фекальных стоков, — это чья забота? 

Реклама — не развлекаловка, а ответственная работа 

По традиции каждую весну чиновники курортного министерства Краснодарского края отправляются (за государственный счет) на выставки туристских путевок, которые проходят не только в российских городах, но и в иностранных столицах. Германия, Испания, Китай, ну и так далее. Это зачем? Много у нас заграничных туристов? Есть зарубежные операторы, присылающие в массовом порядке туристов на курорты Краснодарского края? Нет, этого не существует, а значит, и дорогостоящие заграничные вояжи чиновникам пора прекращать! Лучше деньги потратить на создание колл-центра по вопросам туризма, который обещан кубанцам давным-давно. Да и созданный в прошлые годы телефон «горячей линии» по вопросам туризма на Кубани 8-800-200-60-90 в последнее время что-то перестал отвечать. 

Средства, выделяемые на рекламу кубанских курортов, главным образом отправляются на Первый канал, в редакцию популярной программы КВН. Или внутри края почему-то на ОАО «Радиокомпания Рокс-Регион». Молодежь смотрит КВН и пищит от восторга — «Приглашают курорты Краснодарского края!». Только ведь, как показывает статистика, отдыхать на кубанские курорты приезжает не молодежь, а, увы, семейные пары с детьми или люди, нуждающиеся в лечении. Они давно уже КВН не смотрят, более того, терпеть не могут кривляющихся на сцене раскрученных клоунов. Мы просто не тем деньги платим, вот и не действует наша реклама! 

Вместо рапортов — реальные дела! 

Словом, ситуация в курортном комплексе Краснодарского края стала серьезно осложняться. Правда, рапорты звучат больше победные. Если судить по отчетам, с каждым годом туристов к нам приезжает все больше и больше. Только как это может происходить, если в последние годы объемы оказываемых на Кубани туристских услуг не увеличиваются, остановились, увы, в пределах 50 миллиардов рублей? И объемы налоговых поступлений от курортной сферы тоже не растут, замерли на цифре 5 миллиардов рублей и стоят уже несколько лет. Значит, ответственные дяди, втирая начальству очки, приписывают цифры, завышают количество приезжающих туристов. Вчера было 9 миллионов человек, сегодня — 10 миллионов, завтра — 12 миллионов, а там и план маячит — 18 миллионов туристов на Кубани. Можно будет и его легко выполнить! Знаете, как делаются манипуляции? Приезжает один турист к нам на 30 дней, так в сводку можно его занести иначе: «Приезжало 30 туристов одного дня». 

Пора такое очковтирательство прекратить и перейти, как во всем мире, на иной показатель — число ночевок в санаториях, гостиницах, отелях. Сразу станет ясной картина: лучше работаем или хуже? 

И тогда будут реально подтверждаться курортные успехи, в наличии которых на днях засомневалась бухгалтер Светлана Булава из города Новосибирска, отдыхавшая на кубанском Черноморье.