«Лицо Краснодара»: эксперты пока не решили, что оптимальнее – макияж или пластическая операция
В Общественной палате города прошло очередное, уже четвертое заседание дискуссионного клуба «Особняк», на котором и обсуждалась тема «Лицо Краснодара: какое оно и как сделать его выразительней?». В итоге эксперты поставили диагноз состоянию лица, но пока не решили, что оптимальнее на данном этапе развития — макияж и «поддерживающая терапия» или пластическая операция. Которую, в принципе, надо было проводить раньше.
Как все прошло? По традиции несколько экспертов выступили «застрельщиками» дискуссии — на этот раз вступительное слово взяли главный архитектор города (официально — заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства) Игорь Мазурок и архитектор, директор представительства
Модератором дискуссии был председатель клуба Игорь Коломийцев. В разговоре приняли участие политолог, депутат Законодательного Собрания края Николай Петропавловский, глава Краснодара Евгений Первышов, помощник главы Краснодара Владимир Вербицкий, краевед, эксперт министерства культуры Виталий Бондарь, директор центра «Типография» Олег Сафронов, дизайнеры Элеонора Полупанова и Алексей Милилян, художник Степан Субботин.
Дискуссия пошла не по запланированным вопросам, а, по просьбе участников, основную ее часть составил исторический пласт: действительно, без знания и понимания прошлого невозможно выстраивать будущее. Историческое направление и стало самым интересным, самым запоминающимся в обсуждении. Приведем данные близко к речи выступавших: многие факты не могут не вызвать определенных эмоций. Собственно, раскрывали первый вопрос дискуссии — об особенностях Краснодара, отличающих его от других городов.
Игорь Мазурок: «Сегодня лицо города разбалансировано — преемственность размылась, начатые масштабные вещи трансформировались, исказились»
Игорь Мазурок:
— Сегодня Краснодар пытается найти ответ на извечный круг вопросов: кто мы, что мы, как мы будем жить, развиваться — это свойственно и другим крупным городам. Но Краснодар в более выгодном положении, чем многие другие: он привлекателен, считается городом больших возможностей. Это накладывает особый отпечаток на все процессы. Начать надо с истоков — чтобы все смогли понять, как город развивался и чего хотел достичь. Обозначим основные вехи.
Место расположения было выбрано не по удобству, а из стратегических соображений. Первоначально все важные строительные объекты могли возводиться только при разрешении государя: нельзя было строить каменные здания, инфраструктуру, чтобы неприятель не мог ими воспользоваться в случае негативного развития событий. По просьбе купцов строительство двухэтажных каменных зданий с железной крышей все же было разрешено — для этого понадобился указ императора. Вся планировка города велась в военных целях.
Следующий значимый момент в развитии Краснодара — строительство железной дороги. Ведущая роль уже не у казаков, а у купцов и мещан. Каждый привносил в город то, что
Далее: через месяц после Великой Отечественной войны началось восстановление народного хозяйства. К сожалению, Краснодар отказался от централизованной помощи — это было очень патриотично, но сказалось в том, что он стал отставать от других крупных городов. Сюда не пришла строительная техника, которая использовалась при восстановлении Волгограда. Город получил свою самобытность.
Следующий этап развития — строительство водохранилища, начало эпохи риса на Кубани. В город наконец пришли техника и технологии. Именно в
Затем знаковые годы —
Мы должны преемственно продолжать и
Проводятся множество опросов — почему люди хотят переехать на постоянное место жительства в Краснодар. Люди часто отвечают: «У города много лиц».
Алексей Тимофеев: «Краснодар очень сильно выпал из общероссийского и общемирового контекста»
Алексей Тимофеев:
— Меня как практикующего архитектора и градостроителя не покидает мысль, что мы очень сильно выпали из общероссийского и общемирового контекста. Сейчас в Краснодаре проектируется типовое жилье с представлением о жилье
Ели сравнить город с автомобилем (по уровню комфорта), можно казать, что многие города — как Мерседесы. Есть города — Бентли, города — Феррари. А мы — с чем ассоциируемся? Куда мы должны двигаться? Это должен
Все остальное, что можно обсуждать —
Это выступление дало неожиданный поворот. Модератор согласился с тем, что тема будущего Краснодара — многогранная, но предложил придерживаться обозначенных вопросов. А это — уникальность города. В чем она? И в чем явные недостатки?
Николай Петропавловский: «Может быть, лет через двести наши потомки будут изучать эклектику России на совершенно чудовищных улицах Краснодара»
Николай Петропавловский:
— На снимке из космоса Краснодар — полуостров. С трех сторон — вода. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Еще из наших особенностей: мы единственная в России столица субъекта, которая граничит с другим субъектом — по середине реки Кубань идет граница, которая дает особенности в проектировании мостов, трафике и так далее. Потом: Краснодар —
Виталий Бондарь: «Архитектура может развиваться, когда на это есть средства. Казаки торговлей не занимались — они несли пограничную службу, денег на архитектуру не было»
Виталий Бондарь:
— Сразу уточню: Краснодар — Екатеринодар никогда не был крепостью. Это распространенная, подхваченная многими специалистами журналистами ошибка.
Архитектура может развиваться, когда на это есть средства. Казаки торговлей не занимались — они несли пограничную службу, денег на архитектуру не было. Когда Кавказская война закончилась, казаки перестали быть основным населением. Сюда переселились мещане, купцы — на рубеже XIX и XX веков планировка конца XVIII века — спустя почти сто лет — наполнилась новым архитектурным содержанием. И подражали здесь столицам — Петербургу и Москве. Оттуда пришла эклектика. Классицизма было очень мало — здание первой городской больницы. Потом пришел модерн — причем уже в зрелой форме. Переносили сюда это архитекторы, которые учились в Петербурге, Москве, Одессе. Все накладывалось на свои, южные особенности:
В советский период был бурный рост численности населения. Краснодар стал вторым после Тулы по населенности — мы обошли даже Питер и Москву. Пришла советская архитектура — есть очень интересные конструктивистские постройки. К сожалению, изуродованные в
Краснодар сильно пострадал в годы войны — он входил в число
В
В
Далее разговор зашел о состоянии центра города, когда мазанки, обложенные кирпичом, соседствуют с высотками (это ужас, отметил Евгений Первышов), не смогли обойти стороной тему пропускной способности улиц (въезжающих автомобилей в Краснодар — 150 тысяч ежедневно). Узнали о мерах, которые предпринимает администрация города: ранее был создан градостроительный совет, позже пришли к выводу, что необходим еще и архитектурный.
Обсудив проблемы исторической части города, перешли к выходу к реке Кубань, проблемам берегоукрепления, охране объектов культурного наследия, логотипу города и собирательному образу его достопримечательностей. Коснулись жизни жителей исторического центра, любви к заборам и вообще заборной психологии, наличия дизайнеров и отсутствия дизайна.
Владимир Вербицкий: «У нас реально креативный город — город дизайнеров и дизайна. Но общей концепции нет!»
Владимир Вербицкий:
— Блогер Варламов, когда приехал в Краснодар, написал, что долго не мог понять, что это за город. А потом все стало ясно: это самый яркий пример в России, когда у людей появились деньги, но они не знали, что с ними делать, никакой линии развития города не было.
Добавим из Варламова в тему (из того же поста): «Пойдем гулять по центру. В центре города невероятная солянка из старой купеческой архитектуры,
У нас реально креативный город — город дизайнеров и дизайна. Здесь проходят крупные форумы — подобными могут похвастаться только Москва и Питер. При этом концепции нет… Но мы делаем попытки: работает программа «Комфортная городская среда» — звучит не очень креативно и привлекательно, но пять скверов приведем в порядок. Раньше куда можно было пойти и повести гостей города? На улицу Красную. Сейчас появилась еще одна точка притяжения — парк Галицкого. Вишняковский сквер может стать тоже точкой притяжения — идет децентрализация. В Юбилейном появился бульвар Платановый… Краснодар развивается.
В городе есть планы переноса больницы № 1, реконструкции зданий и открытии здесь исторического комплекса: это будет мощнейшим местом притяжения для горожан в самом центре города. Также было озвучено, что в идее реконструкции Всесвятского кладбища есть определенная перспектива: здесь нашли покой выдающиеся личности. Сейчас пойти поклониться могиле — практически невозможно: многое разрушается. Но — запрещено
Евгений Первышов, вынужденный уехать на другое мероприятие поле полутора часов заседания, прощаясь, отметил: разговор получился интересным, но в основном обсудили исторические аспекты, а о конкретных планах на будущее так и не поговорили. Он предложил еще раз собраться и уже на базе исторической информации попытаться увидеть будущее Краснодара. Мэр пообещал многим прислать приглашение на участие в работе городского Архитектурного совета.
После прозвучала мысль, что в принципе Краснодар трудно охарактеризовать однозначно: это город и сельскохозяйственный, и студенческий, и предпринимательский — у него и не может быть одного лица. Он многолик.
В итоге пришли к мнению, что для решения вопроса, возможно, потребуется пригласить специалистов из других городов — чтобы на Краснодар посмотрели со стороны.
***
И вспомнилось посещение Краснодара французскими урбанистами и архитекторами, дизайнерами несколько лет назад. Тогда во время конференции они искренне советовали краснодарцам… помечтать. Сформулировать, каким мы хотим видеть свой город в будущем. Оказывается, это очень дельный совет неравнодушных специалистов. И с «помечтать» у нас действительно большая проблема. На дискуссии попытки модератора начать разговор на тему, каким же должен быть Краснодар через 50–60 лет, не привели к успеху. Вероятно, многим есть что сказать по теме «Каким город не должен быть»: не должно быть пробок, не должно быть Музыкальных микрорайонов, в центре неприемлемы развалины, над которыми на всю страну стебутся приезжие блогеры. У детей занятия в школах не должны заканчиваться в семь часов вечера (да, вторая смена). Много чего не должно быть. А все же, каким бы мы хотели его видеть кроме исключения негативных явлений?
Наталья Кулакова.
Фото: из архива «ВК Пресс».