Лох платит постоянно? Что изменят увеличенные штрафы за обман потребителей.


Есть достаточно грубый анекдот: скупой платит дважды, дурак – трижды, лох платит постоянно. При очередном обмане-наколе-обсчитывании, когда идешь и горько сетуешь – почему же такая бесталанная, ну вот взяла бы да и скандал хотя бы устроила, деньги, может, вернули бы – все время вспоминаю эти слова.
Есть достаточно грубый анекдот: скупой платит дважды, дурак – трижды, лох платит постоянно. При очередном обмане-наколе-обсчитывании, когда идешь и горько сетуешь – почему же такая бесталанная, ну вот взяла бы да и скандал хотя бы устроила, деньги, может, вернули бы – все время вспоминаю эти слова. Что греха таить – периодически «попадаешь». Как бы ни присматривался, что-то сразу не определишь. Что с детскими товарами и игрушками, что с бытовой техникой… Да что там говорить – летом такое нехорошее и дорогое впихнули… что бы вы думали? Средство от блох! Мой кот как увидит этот пузырек за 250 рублей, который «всего лишь надо брызнуть на холку, а минут через 7 вычесать животное» - ему плохо становится. А взрослая здоровая особь, регулярно бывающая на свежем воздухе… Обидно! Обидно, когда понимаешь, что тебе просто спихнули лежалый товар, который не то что лучше обычного – гораздо хуже. «Впарили» заведомый брачок. Использовали чувства – материнские, кстати, часто «пользуют». Это легко делать, когда ребенок маленький, на руках, уже капризничает, и рассматриваешь все только дома. Ну как про лоха не вспомнить? А грустные такие воспоминания пришли не от осенней хандры, а от новости о том, что ужесточат наказание за нарушение прав потребителей. Обещают (в случае принятия, конечно) значительно увеличить административные штрафы.
Суммы предлагаются такие: за ненадлежащее качество хоть проданных товаров, хоть оказанных услуг юридические лица должны будут заплатить от 100 до 300 тысяч. Сейчас это 20-30 тысяч, в десять раз меньше. Только вот одна беда: штрафы-то поднимают, а вот как с возможностью доказать, что вещь именно ненадлежащего качества, или по завышенной цене?
Прописано наказание за обман потребителей, причем за повторный будут приостанавливать деятельность. Но вот бурной радости это все же не вызывает. Кто не слыхал о долгоиграющих экспертизах, после которых уже ничего не надо – ни возврата стоимости, ни замены на аналогичный небракованный товар – а жуть как нужна моральная компенсация? Ну вот физически требуется!
Какую сферу ни возьми – обман есть практически везде. Или некомпетенция. Хочешь получить юридическую консультацию – не всегда она грамотная. Можно будет вернуть деньги, если 500 рублей платишь без чека? Если холодильник привезли с царапиной после двухнедельного ожидания? Мы увезем, говорят, только вам ведь еще две недели ждать придется. А так магнитик повесите… Я терпеть не могу магнитики на холодильниках! Ставьте с царапиной. Больше к вам не приду. А риэлтерские агентства – вообще непаханое поле. Автомобиль с пробегом покупаешь? Это ж кот в мешке! Ох как требуется защита прав потребителей. Начиная от продуктов питания и заканчивая… а заканчивать и нечем – нескончаемый процесс. Даже при покупке недвижимости не застрахован ни от чего. Получается, что штрафы поднимают, а процедуру реальной защиты прав несчастных потребителей, то есть всех нас, не трогают. И радоваться нечему. Как уже начинают поговаривать, появляется лишний способ «развести» предпринимателей, которые потом будут еще пуще стараться «отбить» деньги. И как это они будут делать, интересно? За чей счет?
Получается, как всегда. Пока государственная машина заработает, и тем паче заработает действительно результативно, не проиграют только те, кто самостоятельно умеет отстаивать права, беря «на горла». А кому это искусство не по плечу, тот платит постоянно. И, может, не к юристам надо идти, а к таким людям в очередь выстраиваться, кто простым «человеческим фактором» так заколбасит и менеджеров торговой сети, и продавщицу в обычном продуктовом магазине, что те еще некоторое время потом будут людьми.
Скорее бы мы доросли до тех времен, когда доверие клиентов станет не всеобщим рекламным слоганом, а той ценностью, ради которой бизнес не бросится на сиюминутную выгоду. Говорят, что такое бывает в настоящее время только у некоторых продавцов на рынках и в небольших магазинчиках, которые именно честностью «покупают» себе постоянных покупателей и финансово не бедствуют.

Наталья Кулакова.
Специально для "ВК Пресс".