Мертвые петли дорог Краснодара-2: продолжаем задыхаться в пробках


Вернемся к разговору о невозможности канатного и наземного метро в Краснодаре, реальных вариантах решения проблем пробок, глиссаде аэродромов, двухуровневой дороге по улице Тургенева и не только.

В конце января был опубликован проблемный материал «Мертвые петли дорог Краснодара: о реальных вариантах решения проблемы пробок в городе». Наш эксперт — Анатолий Емельянович Мокроусов (20 лет он занимался стратегическим планированием в администрации края и четыре года в городе, причем занимался на уровне не только теоретической разработки, но и реализации) — проанализировал предложения, часто громко звучащие в качестве возможных выходов из транспортной проблемы Краснодара, и прокомментировал ситуацию, предложив действительно реальные варианты для того, чтобы развязать мертвые петли городских дорог (это не только образное выражение — на карте города нет ни одной магистральной улицы, и эти петли отчетливо видны). 

Мы обратились в администрации края и города с просьбой прокомментировать озвученные предложения: проблема архиактуальна. 

Несбыточные мечты 

Особенно ждали ответов и в связи с тем, что на Российском инвестиционном форуме в Сочи Краснодар представил проект канатного метро и председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, по официальной информации, его «положительно оценил».

«Об этом проекте уже слышал. Для Краснодара и южных городов это хороший вариант. Климат позволяет. Это может сработать. Главное — канатное метро не связано с наземным трафиком. Краснодару это подходит, проект интересный. Необходимо все продумать, в том числе вопросы безопасности. Пробуйте», — сказал Дмитрий Медведев. 

А вот эксперт независимой народной краевой газеты, не одно десятилетие работавший в городе, высказал аргументированную позицию о технических проблемах, решить которые для воплощения проекта в жизнь весьма сложно (а учитывая процессы оптимизации бюджетов, прямо скажем: невозможно). 

Это глиссада военного аэродрома, расположенного в черте города — то есть воздушные коридоры, по которым самолеты идут на посадку; линии электропередачи, которые невозможно убрать под землю, потому что под землей — много непонятного с канализационным хозяйством, а линии для электротранспорта в принципе не уберешь; отсутствие участков земли для строительства станций и установки опор — для кабин по 40 человек опоры для канатов должны быть достаточно массивными, а у нас все, что сразу за обочиной дорог, даже тех, что идут пока по полям (Западный обход к примеру), — уже распродано. Это еще о станциях для посадки-высадки не говорим… 

Официальные ответы пришли. Несмотря на то что о канатном метро было заявлено на высоком уровне, вывод делаем такой: разговоры о проекте в первую очередь нужны… ради разговоров, а не ради решения транспортной проблемы. Да, бюджетных денег в проект не планируется вложить ни копейки — все за счет инвестора. Но ставку на это делать? Такого нет! Упоминание в ответах — вскользь. 

А ставка, как и сказал эксперт, идет не на заоблачное канатное метро, а на обычный, приземленный бытовой доступностью и самой обыкновенной рентабельностью трамвай и строительство путепроводов. Непонятно, как появилась идея заоблачного метро, когда с таким же успехом можно говорить о другом пока невозможном для города варианте: магистральности улиц. До этого по-прежнему и руки не доходят, и денег нет. 

Реальность дополнить финансами 

Что же на самом деле планируют власти для того, чтобы если не решить, то хотя бы облегчить ситуацию с пробками на дорогах южной столицы? Ответы приводим с сокращениями. 

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Андрей Белугин: 

«Министерство разделяет точку зрения А. Е. Мокроусова о том, что городу катастрофически не хватает магистральных улиц и путепроводов… В качестве первоочередных мероприятий по улучшению дорожно-транспортной ситуации определены следующие:

— строительство путепровода через железную дорогу в створе с улицы Володарского и улицы Шевченко. Данное мероприятие разгрузит существующие основные магистрали, соединяющие восточную и центральную части города — улицы Ставропольскую, Северную, Ялтинскую, Селезнева и Тихорецкую путем задействования улицы Володарского и фактически невостребованных в настоящее время для въезда в центральную часть города улиц Длинной, Буденного и Кузнечной; 

— строительство транспортной развязки на пересечении улиц Солнечной — Ростовское шоссе — Стахановской. Это позволит значительно снизить транспортную нагрузку на въездах-выездах в город с Ростовского шоссе, улиц Офицерской и Дзержинского, а также улучшит транспортное сообщение в направлении восток — запад между жилыми микрорайонами Фестивальный, Восточно-Кругликовский и Московский; 

— строительство автомобильной дороги и путепровода через железную дорогу в поселке Новознаменском через улицу Новороссийскую. 

В связи с невозможностью проведения полной реконструкции основных магистралей города в настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности использования существующей улично-дорожной сети… 

Для решения проблем транспортной инфраструктуры Краснодара требуются сотни миллиардов рублей. В связи с дефицитом финансирования реализация необходимых мероприятий будет осуществляться с учетом их приоритетности». 

В перспективе — обычный, а не летающий трамвай 

Ответ заместителя главы Краснодара Артема Доронина на семи страницах печатного текста также нет возможности привести в полном объеме. Процитируем только пункты, непосредственно касающиеся предложений, озвученных в материале. 

«Основным видом общественного транспорта для быстрого передвижения пассажиров по городу является трамвай. Генеральным планом предусмотрена трамвайная линия по улице Московской на участке от улицы Солнечной до улицы Петра Метальникова и трамвайная линия от улицы Красных Зорь до улицы Героев Разведчиков, по улице Героев Разведчиков до улицы Черкасской, а также корректировка и оптимизация иных транспортных направлений». 

Говорится в ответе о постановлении администрации Краснодара под интересным номером 666 от 20.02.2017, которым разрешается готовить проект планировки территории для размещения автодороги, трамвайной линии и сетей инженерно-технического обеспечения от улицы 40-летия Победы до Ростовского шоссе, по улицам Российской, Пригородной, от улицы Солнечной до улицы Петра Метальникова, по улице Московской от улицы Российской до границы Краснодара с Динским районом, по улицам Петра Метальникова, Куликовского, Эль Греко, Оренбургской в Краснодаре. 

В настоящее время, как сообщается в письме, ведутся работы по изготовлению документации по планировке вышеуказанной территории. После этого ее будут утверждать — таково требование закона. «После утверждения и при условии наличия необходимых денежных средств будут выполнены проектно-изыскательские работы по строительству трамвайной линии по улице Московской, необходимые для оформления земельно-правовой документации. Определение сроков строительства трамвайной линии станет возможным после надлежащего оформления земельно-правовой документации, а также проведения процедуры изъятия земельных участков». 

Про сроки и объемы изъятий участков не сказано… 

Еще про деньги, необходимые для решения проблемы пробок. Для обновления подвижного состава — 172 трамваев — нужно около 10,2 миллиарда рублей. Для строительства 45 километров трамвайных путей нужно еще 1,4 миллиарда рублей. На реконструкцию того, что есть — трамвайных путей и контактной сети, двух трамвайных депо, плюс на строительство третьего, — еще 3,6 миллиарда. Итого 15,2 миллиарда рублей. При том, что весь годовой бюджет Краснодара — 24 миллиарда. 

И самое интересное — про нашумевшее канатное метро, о котором рассказывали председателю Правительства РФ: 

«Вместе с тем администрацией муниципального образования город Краснодар также прорабатывается вопрос развития альтернативных видов транспорта, таких, как „Наземное метро“, „Канатная дорога“… По вопросу развития проекта „Канатная дорога“ сообщаем, что данный проект не является альтернативой действующей в Краснодаре системе общественного транспорта, но может его дополнить с учетом интеграции в городскую систему общественного транспорта». 

Спасение от ежедневных пробок, часов, потерянных горожанами в транспорте, и проклятий всем и вся, повторим, на самом деле видится в трамвайных линиях, а не в заоблачном метро. 

Гадание на карте Краснодара 

Город заказал разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики». Срок исполнения этого контракта — 30 ноября 2018 года. То есть уже через полгода должны быть результаты. Очень интересно, что порекомендуют москвичи для наших дорожных загогулин. Неужели общий смысл будет не тот, что виден и из Краснодара: строить переходы для магистральности улиц и максимально развивать трамвай? Тем более что он — единственный из видов общественного транспорта, который приносит прибыль. 

В ответе из мэрии говорится и о том, что в транспортной схеме генерального плана на перспективу предусмотрены развитие и реконструкция дорог, а также строительство новых скоростных автомагистралей. Должны появиться путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, мостовые переходы через Кубань. 

В качестве примера: предусмотрено строительство путепровода с Селезнева на Буденного. Эксперт народной газеты говорил о такой необходимости, однако параллельно требуется путепровод с Селезнева и на Кузнечную, чтобы движение по каждому было односторонним. Это не предусмотрено. 

Также необходимо строительство путепровода по границе Ботанического сада КубГАУ с возможностью выйти на улицу Калинина из района пересечения Северной и Трубилина: это та еще развилка, направо с Северной редко когда без проблем повернешь. Но не предусмотрено — проработан вариант объездной дороги по улице Думенко от 70-летия Октября до Калинина, то есть через Юбилейный. 

…Есть еще в ответе общий перечень из восьми пунктов, в котором названы новые развязки и дороги, предусмотренные перспективным планом развития улично-дорожной сети Краснодара. С таким абзацем в финале перечня: 

«В связи со значительным объемом финансовых средств, необходимых для выполнения вышеуказанных проектов, в настоящее время администрация муниципального образования город Краснодар не имеет возможности приступить к их реализации». 

Глоток свежего воздуха 

Продолжаем задыхаться? Однако вот что хочется добавить в качестве глотка свежего воздуха для тех, кто по часу-полтора добирается на работу и с работы ежедневно в забитых и душных, с одной форточкой на весь салон маршрутках, дергающихся в пробках неповоротливых, подрезаемых легковушками стареньких троллейбусах или трамваях, двигаться которым не дают обнаглевшие от безысходности (или просто обнаглевшие) автомобилисты: поиск выхода идет усиленными темпами. Да, деньги нужны просто космические. Тем не менее занимаются не только стратегией, но и тактикой. 

Так, при обсуждении вопроса на планерке в городской Думе озвучены решения, которые действительно помогут: чтобы автомобили не путались на трамвайных путях, а машины экстренных служб могли воспользоваться подъездом, наставить побольше видеокамер для фиксации нарушений ПДД. Чтобы трамвай шел еще быстрее, наш эксперт предлагал устраивать «зеленые коридоры»: при подходе к перекрестку для трамвая загорается зеленый свет светофора. По информации директора департамента транспорта и городского хозяйства Владимира Архипова, этот вариант будет опробован в Краснодаре. 

Мы продолжим следить за развитием ситуации. 

Наталья Кулакова.

Фото: из архива «ВК Пресс».