На Кубани во всех школах проходят уроки мужества: о ком рассказывают нашим детям?
В этом году Министерство образования, науки и молодежной политики рекомендовало включить в программу Уроков мужества знакомство с поэмой российского прозаика и поэта Василия Дворцова «Правый мир». Она посвящена его деду — кубанскому казаку из станицы Крыловской, ветерану Великой Отечественной войны Илье Васильевичу Дворцову. Автор «ВК Пресс» нашла текст поэмы в открытом доступе в сети Интернет.
Оказывается, это свежее произведение,
Начала читать поэму. И
…Главное ж, сынку, наследство —
Наше казачие братство,
Наша вкругалье порука
Душу положить за друга,
Смерть за побрата принять».
Батько, а как же мамо?
Серденько разве сдюжит
Коли вражиная сабля
Батькину шапку сшибёт?
«Полно тебе балабокать.
Мужчинам не дело окать.
Как поле весною бороним,
Мы тоже зерно в нём хороним,
Но радостно на душе.
Ведь смерть, что её сторониться?
Она лишь кордон на границе.
А там ещё вельше просторы —
Степи, лиманы и горы,
Дедов честная страна»…
Красиво, неторопливо и просто через историю, преемственность в семье передается очень многое. Главное — отношение к долгу, чувство правоты своего дела. Казак — воин, но воин — защитник, который не кичится погубленными врагами, а просто любит свою землю. И основной вопрос войны — во имя чего воевать.
Боевой путь Ильи Дворцова начался на озере Хасане, от Волховского фронта через Сталинград и Белоруссию пролёг до Кенигсберга, и закончился вновь на Востоке — на Большом Хингане. Война не остановила течение жизни: казак на Амуре нашел свою судьбу и женился, потом получал письма из дома. Один отрывок просто нельзя не привести:
Муж бесценный мой, шлю тебе привет
От родных, друзей, от соседей всех.
Будь всегда во всём предан партии,
Защищай Советскую нашу Родину!
Мы так ждём тебя — даже молимся…
Военные действия описаны штрихами. Которые о многом успевают рассказать. Тяжесть потери опытного командира. Риск жизнью ради товарища. Удача, когда в живых остаться можно только чудом.
И описания, как воевали казаки. Их тоже немного. Как неудобно было кавалерии на
И вкруг легли: коль смерть — на всех одна.
Коль погибать — лишь Богом все судимы.
Но и мальчишки не бросают серьезно раненого старшего товарища, приказавшего отходить из окружения, пока он прикроет, а придумали, как вытащить того к своим на шинели перебежками: лишь бы гранат хватило. Хватило! Старшим товарищем и был наш
И слова о родной земле. И в мирное время, и в военное…
Здесь слово — молитва, хоть криком, хоть шёпотом,
Здесь мысль — сразу сила, что горы воротит.
Но! Эхо прошения скатами грохота
Накроет неправого, громом смолотит.
О чём вы молились? Чего ж вы так жаждали?
Пришедшие ныне с закатного края?
Окопами взрезана пышечность каждая,
И бомбами крошатся в пыль караваи.
Как воевали?
Дух воина — не озверелый гнев.
Дух воина есть щит любви и веры.
За что ты здесь? За то и полной мерой
Отдай себя, души не пожалев.
Вот ты, румын? или австриец? чех?
Ты, немец? венгр? — за что вы здесь готовы
Упасть в снега безруко, безголово —
За что? За почести, за прибыль… эх!
За что воевали?
За всё, за всё, что в сердце навсегда!
За Родину! — За деда и за мать,
За труд отца, мечтания девчачьи,
Младенца первый шаг и песнь казачью,
За всё за то, в чём жить и умирать.
Слова о России, богатство которой извечно не дает многим покоя:
Велика ты, Россия, не накрыть тебя небом,
Зорям нет перерыва из восхода в закат…
Знаешь, Русь, свои сцепы, знаешь, Русь, свои скрепы.
Знаешь… Помнишь… то вечная память солдат.
Закончилась война на Западе — снова на Восток, с Кёнигсберга на Хинган:
Как фашисту мы поддали,
Так японцу отольём.
И тогда встречай, родная!
Что разбито — соберём.
… Начинается поэма с того, как Илья разговаривает с отцом. Заканчивается тем, что Илья уже дед и с внуком едет верхом в мирной степи по мирным делам. Двадцать лет, как нет войны…
И, как глаза закрою,
Ясно так представляю:
Когда ты летел в атаку,
Конь твой крылатым был.
Деда, ведь будет ладно,
Что скоро я тоже стану
Сильным, как ты, и смелым,
Истинным казаком?
Такая очень светлая, добрая, мудрая поэма рекомендована для проведения Уроков мужества. Которая показывает и цену, отданную за мир, и его ценность. В отдельных моментах невозможно было сдержать слез (это знаете, такое особенное чувство, обостряющееся к 9 Мая). В отдельных — действительно просто ощущается ярость, с которой рвалась в бой кавалерия. Со своими клинками против автоматов и пулеметов… И побеждала.
Вот о таком участнике Великой Отечественной войны из такой поэмы и узнали очень многие наши дети в этом году. Что на самом деле очень здорово: патриотизм — чувство. Чувство — только там, где эмоции. А здесь — эмоции. И очень важно, что в наши школы возвращается воспитание. И приходят неформальные методы: нравоучениями и призывами ведь можно скорее навредить, чем вдохнуть чувство собственного достоинства, чувства гордости за историю, за народ. Зачем это надо в современной жизни? Да чтобы наших детей не использовали в своих целях кому как заблагорассудится! Это, конечно, сложная тема, но дети однозначно должны знать, что было. Должны понимать, как было. Они и вырастут тогда другими.
Автор «ВК Пресс» узнала, как же воспринимали краснодарские школьники эту не столь историческую, сколько философскую поэму? Они смогли понять ее? Почувствовать? Они ощутили те эмоции, которые автор так не скупясь отдал читателю?
— Детям очень понравился «Правый мир», — рассказала учитель 4 «Д» класса школы № 99 Краснодара Ольга Фесенко. — На Уроке мужества мы познакомились не со всей поэмой, а с отдельными отрывками, которые читали дети. Посмотрели фильм, где автор рассказывает об истории ее создания. И больше всего моих деток «задели» рассказы о том, как воевали казаки — шли против автоматов, танков с шашками. Мы говорили о чувстве долга, об образе жизни казаков, их отваге и чести. Читали другие стихи о Кубани, о Великой Отечественной войне. Этот урок должен запомниться надолго…
…Что можно добавить? Нам всем хочется, чтобы наши дети выросли образованными и воспитанными. Спасибо всем, кто заботится о «разумном, добром, вечном» для них! И во всех школах края, и в каждом отдельном классе.