Это пионеров нет. А тимуровцы – есть. Правда, часто сейчас это называется более современно - «волонтерство», «благотворительность».
Это пионеров нет. А тимуровцы – есть
Правда, часто сейчас это называется более современно - «волонтерство», «благотворительность». Не будем выяснять, что на самом деле раньше другого появилось как в плане лексического определения, так и в плане сути этого явления, дело в другом: и сейчас есть дети, которые называют себя тимуровцами. Именно так. Не примыкая к несколько политизированным волонтерам и не располагая средствами для благотворительности, они посещают ветеранов, которые сначала, скажем честно, уверены, что школьники просто хотят украсть деньги на наркотики. А потом работы никакой в основном не дают – прошли времена, когда можно было незаметно наносить из колодца полную бочку воды или найти в оврагах потерявшуюся козу - а угощают конфетами и рассказывают про свою молодость. Или расспрашивают про молодежь. Как удалось выяснить при разговоре с современными тимуровцами, в настоящее время ветераны чаще всего нуждаются в психологической помощи. Ну а основа основ ее – выслушать человека – школьникам дается легко.
«Ну вот придем мы и скажем: «Здравствуйте, мы просто хорошие дети»?..
В школе № 44 Кропоткина разговариваю с этими самыми ребятами – они учатся в десятом классе. Дети как дети – модные, «клевые», как принято говорить в их среде, современные:
- Ребята, но ведь пионерии давно уже нет… А тимуровцами называли именно пионеров…
- А какая разница, как называться, чтобы делать добрые дела? Придем мы, постучим, и что скажем? «Здравствуйте, мы просто хорошие дети»? А так скажешь, что тимуровцы, и все сразу понятно.
- И как вас … воспринимают?
- Часто боятся нам открывать… Расспрашивают из-за двери, кто, зачем, откуда, «чего надо». Иногда так и не открывают, потому что ужасов по телевизору насмотрятся… Зато те, кто уже знают нас, отлично воспринимают!
- А что родители вам сказали, когда вы объявили, что тимуровцами стали? Им сейчас приходится крутиться, в жизни все жестко, а тут дети – тимуровцы. Вместо порядка дома, уроков-репетиторов и подготовки к вузу?
- Родители наоборот обрадовались: говорят, если мы привыкнем помогать другим и не только о себе думать, то людьми вырастем. Вот ведь.
- И что, вам действительно интересно с ветеранами общаться? Или с уроков отпускают?
- Да, бывает, что отпускают! Но не всегда. Иногда ходим после уроков. С сумками, учебниками. Это не из-за пропуска занятий! Очень интересные люди, им одиноко, они многое знают, хорошо относятся к молодежи, хвалят, рассказывают, как раньше все было.
- И чем вы можете помочь?
- Пыль протереть, иногда дают деньги и просят в магазин сходить, один раз цветы высаживали в палисадник, траву пололи. Всегда поздравляем с праздниками. - Мы уже пять лет как тимуровский отряд, - рассказала потом классный руководитель Елена Леонидовна Ярошкевич. – Возможно, если с идеей тимуровцев прийти сейчас к десятиклассникам, то уже ничего и не получится. А когда это пятый класс, дети маленькие, открытые, добрые – они легко соглашаются на инициативу, подхватывают любое предложение. Ни разу я не ходила с ними. Ни разу не заставляла, не стояла за забором, когда они что-то делали. Все сами! Такое дело из-под палки никогда не получится. Сами идут – «Давно не были, уже как-то нехорошо перед людьми, которые ждут», - сами отчитываются, сами фотографируются на память и для альбома.
- Действительно хорошие дети?
- Действительно хорошие!
Благородное начало благотворительности
На самом деле это непростая школа. Совсем недавно она отметила столетний юбилей – однако не это выделяет ее из общего списка, есть постарше учебные заведения. Но вот что можно понять, проанализировав ее историю с самого что ни есть начала.
Здание до революции строили не на правительственные средства, а на деньги благотворителей – девочкам из богатых семей было негде учиться, и местная интеллигенция вопрос открытия женской гимназии решила самостоятельно. Причем построили здание так, что оно сейчас архитектурный памятник Краснодарского края. Этим, вероятно, и заложено начало духа благотворительности и помощи в этой школе.
Первая директриса – воспитанница Петербургского института (Смольного). Как она оказалась здесь, в хуторе, которым раньше был Кропоткин – неизвестно.
Во время советской власти работала бывшая начальница гимназии Васильева завхозом и, чтобы поддержать бедных, но талантливых детей, каждый месяц собирала среди учителей деньги на их обучение в столице. Можно назвать это благотворительностью или другое слово поискать? Во время Гражданской войны в здании располагался госпиталь. Помещение недалеко от железной дорогой, эшелоны с ранеными останавливались совсем рядом; ситуация повторилась в Великую Отечественную. Ученики помогали ухаживать за ранеными. Можно это считать волонтерством? Сейчас, кстати, тимуровцы навещают бывшую ученицу, а потом и учительницу школы, которая ухаживала когда-то за ранеными в актовом зале школе – Галину Васильевну Тараненко.
Первый советский директор Горбунов новаторским подходом прославил школу в Москве. Но тяжелый голодный послевоенный 22-й год даже самые талантливые учителя не пережили бы, не спаси коллектив рабочие железной дороги – они делились с голодными педагогами мукой и кормили учеников. Опять благотворительность?
Директор Закутний, видя бесполезность обивания «высоких» порогов, в конце пятидесятых годов организовал всеобщую стройку – школе остро требовался спортзал и мастерские. Участвовали ученики, учителя, родители, шефы (железная дорога, конечно же), помещения до сих пор используются по назначению. Тоже волонтерство, помноженное на благотворительность?
Школьный музей Пушкина - единственный в крае – организован учителем-словесником и полностью обустроен в классическом стиле ее мужем. Позже музей истории школы также организован педагогом истории и проспонсирован также мужем. Это уже современность, поэтому – волонтерство педагогов и благотворительность их мужей чистой воды.
И, собственно, современное тимуровское движение именно в этой школе – настолько очевидно, что… что очевиднее просто некуда. Откуда здесь НЕ ВЗЯТЬСЯ хорошим детям?
Как бывшие тимуровцы превращаются в меценатов
Нырнем в словари: меценат — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Тимуровскому движению в школе много лет, и бывшие тимуровцы уже успели сформироваться именно в меценатов. Прошедший недавно столетний юбилей школы № 44 Кропоткина наглядно подчеркнул отличительную особенность учебного заведения: здесь не только до настоящего времени есть тимуровцы, но и бывшие участники благотворительно-волонтерского советского движения детей и молодежи не оставляют школу без внимания и помощи.
Выпускник 1962 года Николай Амбарцумович Еремян сам вложил более трехсот тысяч и организовал других выпускников на подобные подвиги: в районе такой же суммы поступила помощь от бывшего ученика Виктора Андреевича Романюка и от бывшего педагога Виктории Николаевны Хоменковой. Выпускница Антонина Сулхова (Чумакова) перевела из Канады 150 тысяч. Сколько вообще людей приняло участие в сборе средств – передать невозможно, всего «пришло» около полутора миллионов рублей, на которые был отремонтирован актовый зал школы – гостей встречать теперь не стыдно! Шикарный потолок, бордовые бархатные портьеры и стулья им в тон, это все при потрясающей высоте помещения и целом ряде окон дореволюционного проектирования - вряд ли такое возможно в обычных школах. Вот не хочется все замыкать на деньги, однако факт остается фактом: там, где история началась с благотворительности, это как-то и поддерживается, причем естественным способом. И современные десятиклассники–тимуровцы – отголосок того мощного и благородного веяния, которое зародилось нак не постройки здания и потом не покидало его стен, и, стоит надеяться, так и не покинет – несмотря на смену формаций и экономических укладов вокруг.
Если опять обернуться назад
Расцветом и так сказать пиком развития тимуровского движения в школе можно, вероятно, считать то, что до сих пор хранится и демонстрируется: папки и альбомы переписки тимуровского отряда восьмидесятых с урюпинцами. Был такой эпизод в Кропоткине в 1942 году, который вошел в учебники истории: курсанты Урюпинского военного пехотного училища пять дней держали оборону автомобильного моста через Кубань, мальчишки с винтовками против танков. Многие погибли, им установлен памятник – лейтенантские погоны. А тех, кто остался жив, отыскали учащиеся тимуровского класса в 1986 году, сначала переписывались – лично с каждым, не коллективно! – а потом и на встречи приглашали. Сейчас Елена Леонидовна эту переписку, фотографии хранит как основу, от которой и отталкиваются современные тимуровцы школы. А классным руководителем того 6 «Б», который затеял дело, была Людмила Алексеевна Еремян. Педагог-словесник, организовавшая школьный музей Пушкина, председатель Кропоткинской городской организации Пушкинское общество, жена выпускника и в настоящем времени мецената. Вот так все не случайно.
Сто лет бывшей гимназии
Как-то все переплелось – и гимназическое прошлое, и тимуровское настоящее, и «мостики», связующие историю с современностью. Просто хочется сказать, что юбилейный вечер прошел здесь на высоте: собкор «ВК» присутствовала на нем. Скрипки, вальс гимназисток, фильм об истории школы, книга, выпущенная к столетию Пушкинским обществом – именно его стараниями выигран грант губернатора Краснодарского края на 250 тысяч, что также очень помогло в организации торжеств. Присутствовали в удивительной школе высокие гости – министр образования и науки Наталья Наумова, подарившая еще одну интерактивную доску, председатель Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки Людмила Цей – тоже не без подарка, причем очень символичного. Это классические напольные часы. Теперь они будут напоминать о том времени, которое уже прошло – целый век! – и подчеркивать, что все продолжается и постоянно движется вперед. Здесь, на празднике, я и узнала о том, что в школе есть тимуровский класс.
Вместо послесловия
…Хотелось бы, наверное, сказать: «Люди и господа, бегом все в тимуровцы, вы же видите, это становится модно! То здесь, то там появляется информация о возрождении движения. Модно быть настоящими, хорошими, сострадающими людьми! Это становится трендом сезона!» Однако скажу другое: если нет ничего, что говорит о возможности такого проявления – не идите этой дорогой. Не лезьте насильно. Спешным и поверхностным подражанием не позорьтесь сами и не позорьте других. Ради того святого, что все-таки еще осталось в нашей жизни.
Наталья Кулакова.