27 августа страна празднует День российского кино. Наш портал не мог оставить такую дату без внимания, ведь кто из нас не любит ходить в кинотеатр!
27 августа страна празднует День российского кино. Наш портал не мог оставить такую дату без внимания, ведь кто из нас не любит ходить в кинотеатр! О том, что представляет собой кинобизнес изнутри, мы узнали у генерального директора крупнейшей на юге России сети кинотеатров «Монитор» Николая Расторгуева.
Немного о компании. «Монитор» - это 19 кинотеатров, расположенных в Краснодарском крае, Адыгее, Чечне и Ставропольском крае, 5 из которых находятся в Краснодаре, 66 кинозалов, 23 из них - в нашем городе, более 400 сеансов ежедневно и 400 000 посещений ежемесячно, а также демонстрация фильмов не только в 3D, но и IMAX 3D.
- Николай Петрович, расскажите о проблемах и основных тенденциях развития кинобизнеса сегодня.
- Что касается тенденций, то здесь всё очевидно – развитие 3D-технологий, расширение сети IMAX залов. Наша компания 30 августа открывает первый IMAX зал на российской территории Черноморского побережья – в «Киноцентре» на Красной Площади в Анапе.
Если говорить о проблемах, то они скорее внутренние, технологического характера. Например, до сих пор не отрегулированы отношения с Российским авторским обществом. Композиторы, музыка которых звучит в фильмах, требуют 3% отчислений с прокатчиков. Это неправильно. На Западе подобными проблемами занимаются продюсеры фильмов, кинотеатры при чём? Так ведь каждый актёр может потребовать проценты за то, что его показывают на нашем экране. Фильм – это цельный продукт, который нельзя дробить отдельно на картинку и звук.
- По какому принципу происходит отбор фильмов для проката?
- Для этого есть специальный человек – букер. Он отсматривает черновой вариант монтажа фильма и даёт свою оценку. Продюсеры обычно внимательно относятся к мнению букеров и принимают то или иное решение об изменении сценария, саундтреков или рекламных материалов. С представителями сети кинотеатров "Монитор" советовались относительно продвижения фильма "Каникулы строгого режима" киностудия "Дирекция кино" и прокатчик-дистрибьютор фильма "20-й век Фокс СНГ". Многие наши предложения были использованы. В прошлом году к нам привезли отрывки из фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой" его создатели - продюсеры Никита Высоцкий, Николай Попов, топ-менеджеры дистрибьютора фильма "Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг". Они пригласили представителей краснодарских и краевых кинотеатров для обсуждения фильма. Мы тоже были в числе приглашённых и внесли предложение касательно саундтрека.
- Какие фильмы сегодня пользуются большей популярностью?
- Сегодня имеется большой спрос на комедии (успех недавнего «Третьего лишнего» тому свидетельство), блокбастеры («Мстители», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды») и мультфильмы («Мадагаскар 3»). Это и есть массовое кино, на которое ходят 95% зрителей.
Однако мне бы хотелось, чтобы наши зрители вышли несколько на другой уровень. Недавно мы запустили проект «No Russian!» – показ фильмов на языке оригинала с русскими субтитрами. Люди, которые увлекаются изучением иностранных языков – оценят. В таком формате мы уже показали «Римские приключения» Вуди Алена, «Космополис» Дэвида Кроненберга. Пока это тестовый проект, который будет продолжен в том случае, если зрителям понравится, и они будут ходить на сеансы такого формата.
Имеется также проект показа арт-хаусных фильмов. Например, «Монитор» устраивал закрытый показ фильма Александра Гордона «Огни притона». Подобные фильмы - для души, для развития личности. Денег, откровенно говоря, они нам не приносят. Можно сказать, показ подобных фильмов – это культрегерская акция. Наша компания заинтересована в продвижении линейки таких картин. «Монитор» поддерживает этот проект не ради прибыли. В нашем искусстве должна остаться духовность. К сожалению, мы не всегда получаем зрительскую отдачу. На подобные сеансы ходят лишь 5-10% от всей массы зрителей. «Попкорновое», массовое кино пока побеждает.
- Николай Петрович, а как обстоят дела с российским кинематографом? Сложно привести зрителя на просмотр отечественного фильма?
- В России сегодня выходит много фильмов. Другой вопрос, что не все удаются. Привлечение зрителей в кинозал – ответственная работа, как для продюсеров, так и для кинотеатров. Мы активно продвигаем наши отечественные фильмы. Тем более что достойных картин среди них действительно много. Но современные зрители – разные, с разными вкусами и воспитанием. Если говорить в целом, то на отечественные картины посещаемость хорошая, однако это во многом зависит от самого фильма. В ближайшее время в прокат выйдет российская комедия «Мужчина с гарантией», которая, мы уверены, привлечёт внимание многих зрителей.
- Вы первым в Краснодаре стали регулярно привозить звёзд мирового и российского шоу-бизнеса на премьерные показы. Благодаря чему это стало возможным?
- Современный зритель очень избалован, поэтому приходится искать нестандартные меры для привлечения его внимания. У нас есть огромное желание качественно продвигать фильм и донести его до зрителя. Поэтому и вкладываем в подобные проекты столько сил и денег. Об окупаемости и говорить нечего. Когда зритель получает информацию о картине из первых уст – это всегда намного интереснее. А привозить на премьерные показы звёзд – обычная мировая практика.
- Как Вы считаете, не пресыщен ли город дорогим кинопоказом? Сколько должен в среднем стоить билет в кино?
- То, что в России дорогой кинопоказ – миф. В прошлом году средняя стоимость билетов в нашей стране составляла 7,04 доллара. Для сравнения, в Японии – 14,55 доллара, в Германии – чуть больше 10 долларов, в США – 7,96 доллара. Единственная страна, которая входит в десятку крупнейших кинорынков, где билеты стоят дешевле, чем у нас – это Южная Корея – 7, 03 доллара.
И потом, у нас есть различные акции, по которым билеты стоят меньше 100 рублей. «Монитор» практикует систему лояльности с предоставлением зрителям различных скидок и льгот. Любой желающий может приобрести себе кинокарту, по которой в сети наших кинотеатров получать скидки и накапливать бонусы, которыми можно расплатиться, бронировать 5, а не 2 места, как это принято. Кроме того, билеты на утренние сеансы стоят от 60 рублей.
- Николай Петрович, Вы — глава группы компаний «Монитор», куда входит рекламное агентство ООО «Монитор РИН», ООО «Монитор Кинопрокат», ООО «Техно Плюс». Это гениальное решение для бизнеса. Создание такой группы — собственная идея или Вы использовали аналогичный мировой опыт?
- Создание группы компаний «Монитор» было скорее необходимостью. Мы создавали компанию законченного цикла. Если рекламное агентство «Монитор РИН» не будет знать кино так, как это нужно нам, то кто будет? Поэтому в компании работают те специалисты, которые знают и любят кино, умеют его подавать. Ведь реклама - это не разовый процесс.
С «Монитор Кинопрокат» – другая история. Это неотъемлемая часть, спутник сети, при котором выстроен режим получения, изучения фильмов и их техническая доставка. В компании имеется определённый штат специалистов, которые замкнуты только на этой теме. Многие сети, не только кинотеатральные, пользуются подобной практикой. Это целесообразно.
ООО «Техно Плюс» обслуживает и другие сети в Ростове, есть также и оптовые покупатели, которые пользуются продукцией. Компания уже развивается отдельно, но остаётся спутником нашей сети.
- Другие киносети в регионах пользуются услугами Вашей прокатной компании?
- Мы давно и тесно сотрудничаем с краевыми киноцентрами. Если просят о помощи – всегда помогаем.
- Известно, что когда Вы брались за восстановление «Болгарии», она ничего из себя не представляла. Как обстоят дела сегодня? Проект оправдал ожидания?
- «Болгария» - наш первенец. Силы и душу мы вкладываем в каждый кинотеатр, но с «Болгарией» пришлось повозиться куда больше. Мы занимались всем: от ремонта коммуникаций, до ремонта крыши. Теперь у «Болгарии» есть своё лицо. Технологически она находится на одном из самых высоких уровней. Впрочем, как и все остальные наши кинотеатры.
Сегодня в «Болгарии» мы стараемся оказывать дополнительные услуги тем потребителям, которые хотят чего-нибудь особенного. Например, акция «Ночи нон-стоп», или галерея слепков (отпечатков рук) представителей российского кинобизнеса, наша аллея звёзд.
Мне кажется, «Болгария» ещё долго будет в нашей душе и душе горожан оплотом индустрии кино советского периода.
- Мы с удивлением узнали, что Вы владелец сети развлекательных центров Goodzone. Появится ли такой центр в Краснодаре?
- Это скорее не сеть, а разработка некоторой концепции, которая включает в себя развлекательный центр, в основе которого кинотеатр, боулинг, фитнес, ресторан и караоке-клуб. У центра отдельное название, однако «Goodzone» - это место, где совмещены все наши бренды, будь то фитнес-клуб, караоке-клуб или кинотеатр. Собрав все наши проекты в одном месте, нам легче оценивать и понимать потребителя. Что касается строительства «Goodzone» в Краснодаре, то пока такого решения принято не было.
- Николай Петрович, известно, что кинотеатры в сельских поселениях и станицах края находятся не в лучшем состоянии. Им необходима серьёзная поддержка. Есть планы заняться расширением своего бизнеса именно в сельских поселениях и станицах?
- Сегодня действует отличная краевая программа развития инфраструктуры кинопоказа. Мы тоже принимаем участие в этом хорошем деле. В прошлом году помогали проектировать и запускать кинотеатры по Краснодарскому краю. На сегодняшний день ведём 2-х зальный кинотеатр в станице Брюховецкой в новом торговом центре «Москва». Если в нас есть необходимость, мы всегда участвуем и стараемся помочь.
Что касается развития нашей компании в целом по стране, то сегодня, например, звонили из Калуги, есть предложения по Москве, где казалось бы всё заполнено, и Волгограду… Так что нам есть, чем заняться.
Яна Рожина.
Специально для «ВК Пресс».