Новая метла по-новому метет: о реформах, которые могут произойти в системе образования России


С приходом нового министра образования Ольги Васильевой российскому образованию вновь пообещали перемены, реформы, преобразования. Как говорится, новая метла по-новому метет. Педагоги связывают с новым министром изменения в лучшую сторону. Однако о результатах говорить еще рано. Пока Ольга Васильева за два месяца смогла только пообещать «с короб и маленькую коробочку». Проанализируем: что же?

Во-первых, она объявила, что ЕГЭ будет совершенствоваться. Сколько он существует — все совершенствуется и совершенствуется. Но нет предела совершенству! И уже в 2017 году наших детей ожидает устная часть в экзамене по русскому языку. Ждут изменения и экзамен по литературе. ЕГЭ по литературе будет состоять из трех блоков заданий, ответы в каждой части сделают развернутыми. Количество тем в сочинении будет увеличено до четырех. Из ЕГЭ совсем исключат «угадайку», то есть тестовые задания. Ведомство также отменит тестовую часть в ЕГЭ по физике, биологии и химии.

Кстати, русский язык и литература больше всех предметов волнуют министра образования. На всероссийском форуме учителей русского языка и литературы Ольга Васильева выступила за введение «золотого канона» — обязательного списка школьной литературы. «Нам нужно возвращать так называемый «золотой канон», — отметила она. Что это значит — она не пояснила. Наверное, «канон» должен касается школьной программы по литературе. Но и сейчас учитель может выбрать программу, которая бы устраивала и его, и родителей, и детей. Кроме того, по своему усмотрению вводить для изучения тех авторов, которых в прошлом незаслуженно из программы убрали. Например, сын-школьник изучал «Кавказского пленника», тогда как в учебнике этого произведения не было. То же самое касается "Нахаленка" Шолохова.

Талантливые, заинтересованные учителя нужны нашей школе, которые могут сами эти списки составить. Кстати, списки литературы на лето — сейчас тоже необязательно. Но многие учителя продолжают вклеивать в дневник листики с произведений, которые ученики должны прочесть летом.

В скором времени изменения ждут школьные учебники истории. И это тоже инициатива министра. Она в одном из интервью отмечала, что ее поразило количество учебников в начальной школе — 405. И тогда она пообещала, что количество учебников будет снижаться.

Один предмет — один учебник. А как же выбор, к которому мы стремились все это время?

Кроме того, нас ждут изменения в организационной части ЕГЭ. Постепенно вводится технология печати и сканирования заданий и бланков непосредственно в аудитории, где проходит экзамен. В этом году только 30 процентов пунктов сдачи ЕГЭ работали по этой технологии, что исключает человеческий фактор: отпадает необходимость ранней доставки бланков, что вызывало определенное напряжение.

Ольга Васильева также обещала вернуть в школы такой предмет, как астрономия. А теперь считайте: учебники издать, учителей переобучить… Процесс дорогостоящий и долгий. Да и нужен ли он — этот предмет — всем старшеклассникам, которые в последних классах целенаправленно готовятся к тем предметам, которые нужны для поступления в вузы? Думается, что изучение астрономии в школе пригодится только в факультативном варианте и то — в среднем звене.

Следующее прорывное высказывание министра — «хватит растить потребителей — нужно вернуть „сельские бригады, которые у нас были в сельских школах“, „работу на приусадебных участках, которая была всегда“, а также „уборку школьных помещений, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника“.

Очень спорно. Из воспоминаний детства: на уборку оставались самые ответственные, то есть всегда одни и те же, а те, кто отлынивал — отлынивали всегда. Было очень обидно из раза в раз возить грязной тряпкой по полу класса, когда " тунеядцы" гоняли мяч под окнами школы.

Будучи позже учителем, наблюдала ту же картину: прилежные ученики усердно копали землю на пришкольном участке, сгребали листву, а те, для кого в семье труд не в почете — прятались за кустами. Поэтому я за равноправие — за оплату уборки кабинета специальным обученным людям.

Хотя уже в Государственной думе в комитете образования и науки уже прорабатываются документы, чтобы вернуть в школу трудовое воспитание.
Надо отметить, за короткий срок работы новой Думы в портфеле комитета уже 31 законопроект по образованию и 19 — по науке.

Да, изменения ждут и высшую школу. Например, все вдруг прозрели и поняли, что четыре года бакалавриата недостаточно для того, чтобы человек созрел для работы на предприятии. Хотят вернуть специалитет. А помните, сколько было возмущения, когда вводили эту злосчастную систему двухуровнего образования? Но об этом пожалуй в другом материале — наболело.

Ох уж эти реформаторы!

Инна Мочалова.
Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс".