Особенности защиты прав потребителей: советы эксперта


Какие законы должен знать потребитель, сможем ли мы самостоятельно защитить свои права, если нам оказали некачественные услуги или продали бракованный товар? "ВК Пресс" узнал юридические тонкости современного законодательства.

На вопросы корреспондента ответила руководитель Новороссийской городской общественной организации (НГОО) «Центр защиты прав потребителей» Светлана Шендрикова:

— Светлана Валентиновна, какой закон вы советуете изучить потребителям - то есть всем нам?

— С законом РФ «О защите прав потребителей», полагаю, должен быть знаком каждый взрослый россиянин. Закон принят в 1992 году и является отправной точкой в целом к законодательству о защите прав потребителей и практически по всему гражданскому законодательству Российской Федерации. К нему идет солидная нормативно-правовая база, прежде всего Конституция, Гражданский Кодекс и множество других федеральных законов, с которыми мы работаем при защите прав потребителей.

По вопросу ненадлежащей туруслуги берем ФЗ «О туристской деятельности в РФ» и правила об оказании туристских услуг. Если жалоба на услуги застройщика - ФЗ № 214 «О долевом участии в строительстве МКД».

Сам же Закон «О защите прав потребителей» с момента вступления в силу претерпел очень большие изменения. Особенно много изменений и дополнений было внесено в 1996 году для приведения его в соответствие с Гражданским Кодексом РФ.

Но Закон в целом законодательно отработан. Закон реально действующий и очень жесткий. Так как устанавливает санкции к продавцу, исполнителю (изготовителю) в виде неустойки, взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа в пользу потребителя в случае нарушения его прав.

— Но, к сожалению, не все даже реально действующие Законы дают возможность простому человеку самостоятельно разобраться во всех тонкостях законодательства, чтобы отстоять свои права в суде?

— Сложно, потому что есть множество нюансов, к которым самостоятельно человек не сможет подготовиться. В суде у ответчика тоже может быть свой адвокат, и может возникнуть множество вопросов в процессе судебного разбирательства.

Квалифицированная помощь все же нужна: зачастую потребители не могут даже заявления правильно составить. Одна женщина написала претензию по некачественной мебели, но не написала в заявлении главного — требование того, чего она в конечном итоге хочет: заменить некачественный товар, получить обратно деньги или отремонтировать с указанием конкретных сроков. С таким заявлением идти в суд просто бесполезно. Или, бывает, указывают в заявлении предложение о проведении проверки качества товаров (услуг), и не указывают конкретное требование, что осложняет для потребителя рассмотрение по Закону существа вопроса. Поэтому потребителю необходима квалифицированная помощь юриста.

— А к кому может обратиться потребитель, чтобы его права были защищены?

— В названном законе определены структуры, которые выполняют функции по защите прав потребителей. По ст. 40 Закона установлены полномочия Роспотребнадзора, которые выполняют функции по защите прав потребителей и включают в себя и защиту, и проверку и надзор за предприятиями торговли, общепита и другими. Помимо плановых проверок Роспотребнадзор осуществляет проверки по каждой жалобе в любое время, что стимулирует предприятия, оказывающие различные услуги или реализующие товары, чтобы они рассматривали жалобы потребителей на месте, а не ждали проверок контрольных органов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В 44-й статье Закона говорится о защите прав потребителей органами местного самоуправления. Это соответствующие службы (управление, отдел или сектор) в администрации муниципального образования. Такая служба осуществляет прием жалоб, рассматривает их и обращается в суды.

Статья 45-я Закона устанавливает права общественных объединений, их ассоциаций и союзов в защите прав потребителей, и такие функции предусмотрены в Уставе общественной организации. Эта статья касается как раз нашей организации. 

Евгений РОЖАНСКИЙ.

Специально для «ВК Пресс»,

Новороссийск.

Фото: www.b-port.com