Особенности защиты прав потребителей: советы эксперта
На вопросы корреспондента ответила руководитель Новороссийской городской общественной организации (НГОО) «Центр защиты прав потребителей» Светлана Шендрикова:
— Светлана Валентиновна, какой закон вы советуете изучить потребителям - то есть всем нам?
— С законом РФ «О защите прав потребителей», полагаю, должен быть знаком каждый взрослый россиянин. Закон принят в 1992 году и является отправной точкой в целом к законодательству о защите прав потребителей и практически по всему гражданскому законодательству Российской Федерации. К нему идет солидная
По вопросу ненадлежащей туруслуги берем ФЗ «О туристской деятельности в РФ» и правила об оказании туристских услуг. Если жалоба на услуги застройщика - ФЗ № 214 «О долевом участии в строительстве МКД».
Сам же Закон «О защите прав потребителей» с момента вступления в силу претерпел очень большие изменения. Особенно много изменений и дополнений было внесено в 1996 году для приведения его в соответствие с Гражданским Кодексом РФ.
Но Закон в целом законодательно отработан. Закон реально действующий и очень жесткий. Так как устанавливает санкции к продавцу, исполнителю (изготовителю) в виде неустойки, взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа в пользу потребителя в случае нарушения его прав.
— Но, к сожалению, не все даже реально действующие Законы дают возможность простому человеку самостоятельно разобраться во всех тонкостях законодательства, чтобы отстоять свои права в суде?
— Сложно, потому что есть множество нюансов, к которым самостоятельно человек не сможет подготовиться. В суде у ответчика тоже может быть свой адвокат, и может возникнуть множество вопросов в процессе судебного разбирательства.
Квалифицированная помощь все же нужна: зачастую потребители не могут даже заявления правильно составить. Одна женщина написала претензию по некачественной мебели, но не написала в заявлении главного — требование того, чего она в конечном итоге хочет: заменить некачественный товар, получить обратно деньги или отремонтировать с указанием конкретных сроков. С таким заявлением идти в суд просто бесполезно. Или, бывает, указывают в заявлении предложение о проведении проверки качества товаров (услуг), и не указывают конкретное требование, что осложняет для потребителя рассмотрение по Закону существа вопроса. Поэтому потребителю необходима квалифицированная помощь юриста.
— А к кому может обратиться потребитель, чтобы его права были защищены?
— В названном законе определены структуры, которые выполняют функции по защите прав потребителей. По ст. 40 Закона установлены полномочия Роспотребнадзора, которые выполняют функции по защите прав потребителей и включают в себя и защиту, и проверку и надзор за предприятиями торговли, общепита и другими. Помимо плановых проверок Роспотребнадзор осуществляет проверки по каждой жалобе в любое время, что стимулирует предприятия, оказывающие различные услуги или реализующие товары, чтобы они рассматривали жалобы потребителей на месте, а не ждали проверок контрольных органов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В
Статья
Евгений РОЖАНСКИЙ.
Специально для «ВК Пресс»,
Новороссийск.
Фото: www.b-port.com