Для одних соцсеть - это один из многочисленных способов коммуникации, для других - вторая реальность. Чего больше в частом пребывании в "онлайне" - хорошего или плохого? В этом пыталась разобраться корреспондент газеты "Вольная Кубань" Жанна Бурлак.
А злодей-то не шутит,
Руки – ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает…
Не мог и подумать Корней Чуковский, как всего через сто лет строки его детской сказки могут стать иллюстрацией настоящего взрослого кошмара. Злодей-паук, который сплел страшную социальную сеть, тянет свои волосатые лапы через мониторы компьютеров, экраны телефонов и планшетов – к нашей личной жизни. Так что же такое социальная сеть: благо или проклятие?
Медаль упала на ребро
Как и любое явление, социальные сети имеют свои плюсы и свои минусы. Остается только выяснить: чего же больше?
С одной стороны, социальные сети – это доступ к любой оперативной информации. Газета «Вольная Кубань» на собственном опыте убедилась в их эффективности на примерах аварии Жени Смирнова и наводнения Крымска. В мгновение ока Интернет-общественность узнала о трагедиях одного человека и трагедии тысяч людей, откликнувшись на них с несвойственными современному человеку «большого города» добротой и сочувствием. И их инициативу подхватила краевая независимая газета, привлекая внимание тех, кто «ВКонтакте» не верит.
Друзья смогли собрать Жене необходимую помощь в сжатые строки, предать огласке то, о чем никто мог никогда не узнать. Пока газета выйдет в печать, пока смонтируется сюжет на телевидении – пройдет определенное время. Соцсети же позволяют интерактивно доносить до широчайшего круга людей необходимую информацию. Ведь газету могут вовсе не прочитать, а телевизор – не удосужиться включить. Но кто сейчас сможет весь день не заходить «ВКонтакте»? А, когда ты снова и снова видишь «Рыжий будет танцевать!», то сам невольно начинаешь чувствовать себя причастным к беде – и помогаешь.
Пример Крымска вообще можно считать уникальным! «Вольная Кубань» уже писала о группах волонтеров, которые собрали целое движение «на Крымск» всего за один день: пару «твиттов» и статусов «ВКонтакте» и «Facebook», пост в «LifeJournal» - и единым фронтом люди собрались на помощь пострадавшим. Ульяна Кононович, Мирослав Валькович, Дмитрий Мирошников – известные в интернет-пространстве личности, и использовали это, чтобы помочь другим в страшный час. Координируя действия через группу в социальной сети, ребята смогли оказать неоценимую помощь пострадавшим. В этом плане интернет и социальные сети – сила, несущая благо.
А теперь перевернем медаль другой стороной. Оперативность оперативностью, но что делать с достоверностью информации? Как люди могут убедиться, что никто не захотел нажиться на чужой беде: взяв фотографии Жени после аварии, под видом помощи, заняться самым настоящим мошенничеством? Объявив, что собирает благотворительную помощь крымчанам, не прикарманить все деньги себе? Уровень доверия к интернет информации низок, потому что никто не несет ответственность за распространение слухов или ложной информации в сети. Именно поэтому сеть – самый настоящий рай для мошенников. Сжульничать просто, найти – почти невозможно, особенно, если человек имеет достаточный навык в виртуальных прятках.
Ложные счета, дубликаты страниц, вредоносные ссылки, фишинг (заполучение доступа к личной странице и ее данным) – каждый пользователь социальной сети не один раз сталкивался с этими ее неприятными сторонами. Поэтому, конечно, информацию проверить сложно. Вот здесь-то на помощь и должна прийти пресса - телевидение, радио, газеты – чтобы верифицировать данные и убедить, что помощь действительно дойдет до адресата.
Увы, мошенничество – не единственная социальная опасность подобного рода. Если брать в расчет ту же ситуацию с Крымском, то страшно вспомнить, сколько слухов, ложи и грязи выплеснулось в интернете на власть, волонтеров, людей. Смываются все рамки – и муссируются непозволительные в приличном обществе темы (да-да, все те же «Магнитовские» фуры и братские могилы, табу в адекватном мире). Или вспомнить предвыборные беспорядки, вплоть до призывов в новой революции, которые звучали «ВКонтакте». Да, давайте станем единственной страной, за век совершившей не две, а целых три революции! Бунтовать и чувствовать себя в едином потоке – это здорово. Но ломать – не строить. В силу возраста многие пользователи соцсетей просто не могли оценить ситуацию здраво и полно. Или, уж, в конце концов, выступления молодежи в Англии, погром Лондона, когда зачинщики устроили настоящий бунт через интернет, ударную волну общественных беспорядков. Социальная сеть – это невероятная сила. А сила – это всегда опасность. Особенно, если этой силой легко управлять. И того, кто управляет, практически невозможно найти. С одной стороны, в сети можно творить настоящие чудеса, помогая людям, попавшим в тяжелейшие жизненные ситуации.
С другой стороны – так же велика человеческая подлость, как и человеческое милосердие. Не проработана правовая ответственность. Реальность сведена до минимума: в сети каждый – герой. И что выходит? В общественном плане сеть так же полезна, как и опасна. Остается призывать только к благоразумию. Медаль упала на ребро.
БесВКОНТАКТный бой
Сеть-то, конечно, социальная, но проблема в ней кроется и психологическая. На эту тему мы решили поговорить с психологом частной практики Еленой Кияткиной.
- Социальные сети – явление не однозначное, - говорит Елена, - нельзя сказать, хорошо это, или плохо. С одной стороны, расширяется круг общения, круг знаний. Но зачастую случается, что человек начинает иначе выставлять приоритеты: на первое место выходит виртуальная жизнь, и полезное, в принципе, времяпровождение перерастает в зависимость. Происходит подмена понятий и ценностей.
- Каковы причины этого? Откуда берутся так называемые «контактозависимые»?
- В психологии нет такого понятия, есть только понятие «интернет-зависимость». Зависимость от социальных сетей – это одна из ее разновидностей. Она возникает от внутренних комплексов, чувства одиночества, неуверенности в себе, различных фобий. Зависимому кажется, что сеть позволяет ему избавиться от всех психологических проблем, но на самом деле, это только кажется: она лишь усиливает пропасть между реальностью и вашим интернет-образом. Социальная сеть – это, своего рода, игра, в которую очень просто заиграться: человек перестает жить, он только играет в жизнь.
- Существуют ли методы лечения этой зависимости?
- Несмотря на то, что интернет-зависимость, как и игромания, - нехимические зависимости, они поддаются лечению посредством осознания человеком проблемы и мотивирования его на возврат к реальной жизни. Но это требует профессионального подхода. Иначе все усилия родственников, друзей, коллег могут оказаться тщетны, их помощь будет восприниматься зависимым как «нравоучения» и лишь глубже толкнет его в сети интернета. Важно понимать, что интернет-зависимость, как и любая другая, обычно только следствие какой-то другой психологической проблемы, причем, глубокой. Нельзя устранить зависимость, не разрешив проблему – она вернется вновь. Поэтому без помощи специалиста обойтись нельзя, но осознание проблемы – первый шаг к выздоровлению.
- Как понять, что ты – интернет-зависимый?
- Очень просто, нужно честно ответить себе на ряд вопросов. Могу ли я не заходить в соцсеть длительное время? Думаю ли я, что происходит в сети, когда меня там нет? Могу ли я удалить свою страницу? Часто ли я засиживаюсь в сети больше, чем планирую? Часто ли я пренебрегаю домашними делами, чтобы посидеть онлайн? Страдают ли мои успехи в работе, учебе, отношениях из-за интернета? Чувствую ли я свою жизнь без соцсети скучной, пустой и безрадостной? Если ответы положительные, и вы ни за что не удалите свою страницу – бейте тревогу и идите к специалисту. Вы больны.
- А можно ли справиться с зависимостью от соцсетей самостоятельно?
- Это требует высокого уровня самосознания и силы воли. Один из лучших способов лечения – найти себе хобби, на которое вы будете тратить то время, которое тратили на сеть. Заводить новые знакомства в «реале», расширять круг общения, учиться улыбаться без помощи смайликов, отправиться в путешествие, заняться спортом, трудотерапией, найти свою любовь, наконец. Все, что отвлекает, может помочь искоренить зависимость. Но лучше, чтобы ваши действия как-то координировались специалистом. У психологов на вооружении есть достаточно методов: от арт-терапии до нейро-лингвистического программирования. Проблема решаема, но специалисты не устанут повторять: все дело в вас. Вы должны стать на этот путь и хотеть пройти его до конца. Наше дело – помочь вам в этом.
Как видно, применим к социальным сетям принцип прославленной золотой середины: во всем нужно знать меру. Если общество и научный прогресс дали нам безграничные возможности интернета, то не стоит ограничивать себя лишь границей страницы в соцсети. Реальная жизнь полна красок, она трехмерна, имеет запахи и вкусы, жизнь в интернете отнимает у вас главное удовольствие - жить.
Заходя в социальную сеть, вспомните фразу из одноименного фильма, о пути становления Марка Цукерберга: «Миллион долларов – это не круто. Знаешь, что круто? Два миллиона». Именно так мыслил молодой амбициозный создатель «Facebook». Если вы согласны быть безликой массой пользователей, которая нужна лишь для заработка денег, – вновь и вновь вводите логин и пароль. Или же станьте оффлайн и измените свою жизнь к лучшему.
ОПРОС
Как много времени вы проводите в соцсетях и что вы в них делаете? В скольких зарегистрированы?
Артем Степанюк, 20 лет, студент:
- В день – часа два от силы, не больше, зарегистрирован только «ВКонтакте». Смотрю фильмы, слушаю музыку, иногда общаюсь, но мне проще позвонить человеку.
Марья Голуб, 21 год, студентка:
- Очень редко захожу, на самом деле. Далеко не каждый день. Могу потратить час-полтора. «ВКонтакте» и «Одноклассники» выкладываю фотографии, переписываюсь с друзьями, с которыми не могу общаться в реале, даже нашла своих дальних родственников.
Наталия Юшкова, 22 года, секретарь:
- Захожу каждый день, но не сказала бы, что надолго. Знакомлюсь с интересными людьми, общаюсь с ними, узнаю о жизни тех, с кем близко уже не общаюсь: в помощь мне «ВКонтакт», «FaceBook» и «Одноклассники».
Михаил Никифоров, 45 лет, инженер:
- Могу вообще не зайти, но могу и просидеть до шести часов в день. Слушаю музыку, переписываюсь с интересными людьми, с ними же и умничаю. Зарегистрирован в «Моем Мире», «Facebook», «Одноклассники», но активен только «ВКонтакте»
Татьяна Злобина, 50 лет, домохозяйка:
- В каких таких соцсетях? Я только в интернет-магазине зарегистрирована. Даже в двух.
И еще мы решили уточнить у наших реципиентов: а на что бы они без сожаления потратили время, которое проводите в сети?
Артем:
- На необитаемый остров с прекрасными девушками.
Марья:
- На себя, на отдых, съездила бы на море.
Наталия:
- Сходила бы в бассейн, занялась спортом.
Михаил:
- На живое общение с этими же интересным людьми, ну и однозначно – на отношения с женщиной.
Исследование проводила Жанна Бурлак.