Сегодня День памяти Владимира Высоцкого: история создания пяти знаменитых песен
«Я не люблю»
…Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста, —
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
О Высоцком можно говорить бесконечно. И каждый год 25 июля и 25 января люди идут на Ваганьковское кладбище с цветами. Поют там песни. Поют «Я не люблю», которая стала едва ли не гимном поэта. А ведь немногие знают, что он по прошествии времени там менял строки… Сначала было: «И мне не жаль распятого Христа». Потом это поменялось на «вот только жаль…». И это принципиальное изменение. Надо очень внимательно слушать Высоцкого.
«Братские могилы» (1963)
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним
И Вечный огонь зажигают.
Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней (позже он их напишет более 30). Символично, что впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого — Семена Владимировича — полковника и почетного гражданина городов Кладно и Праги. Сама суть групповых захоронений на местах массовых битв выражена гениальными строчками: «Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче — гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы — все судьбы в единую слиты».
Песня попала в фильм «Я родом из детства», снятый в 1966 году на студии «Беларусьфильм» режиссером Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Высоцкий пришел к знаменитому исполнителю «Темной ночи» Марку Бернесу и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием — он изменит звучание этой песни под себя. Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.
Читайте также: Владимир Высоцкий и Кубань: 10 фактов из биографии знаменитого музыканта
Немецкий парень брал с тобою.
Он падал вниз, но был спасен,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою.
Настоящая всесоюзная слава к Высоцкому как к
Однажды в этой гостинице Высоцкий встретил группу немецких альпинистов. И один из немцев вспоминал, как в 1940 году он проходил подготовку на Кавказе вместе с советскими альпинистами и даже наблюдал случай, когда советский инструктор спас в горах одного из немцев. А уже спустя два года те же немецкие альпинисты в составе дивизии «Эдельвейс» прорывались через Кавказский хребет к источнику советской нефти — в Азербайджан. История о том, как бывшие коллеги становятся заклятыми врагами, и вдохновила Высоцкого на песню «Мерцал закат, как сталь клинка…».
«Песня о друге» (1966)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь, кто такой.
В фильм «Вертикаль» вошли и другие не менее (а то и более) известные песни на горные темы — «Песня о друге», «Скалолазка», «Вершина», «Прощание с горами». Именно благодаря фильму песни разлетелись по всей стране, открыв имя Высоцкого миллионам.
«Песня о друге» была написана после того, как консультант картины, известный альпинист Л.Елисеев рассказал Высоцкому случай из собственной практики. Летом 1955 года он в составе группы из шести человек совершал обычное
Высоцкий задавал вопросы, а наутро спел Елисееву песню. «Песня меня ошеломила, — писал через много лет Елисеев. — Находил я в ней и глубоко личные моменты… „Будешь соавтором“, — сказал мне тогда Володя. Я наотрез отказался, сказав, что и так бесконечно рад, что своим рассказом помог создать такую прекрасную песню об альпинизме. Я узнавал и не узнавал свой вчерашний рассказ. С одной стороны, это был сгусток, самая суть нашего вчерашнего разговора. С другой — все стало ярче, объемнее…».
Я коней своих нагайкою стегаю, — погоняю, —
Чую, с гибельным восторгом — пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но
И дожить не успел, мне допеть не успеть!
В 1972 году Владимир Высоцкий и Марина Влади должны были сниматься в фильме «Земля Санникова» по мотивам романа Владимира Обручева. Высоцкому предназначалась роль Крестовского, а Марина должна была сыграть невесту Ильина. Владимир Семенович с энтузиазмом взялся за подготовку к роли, тем более что в фильме предполагалось использование его песен. Для «Земли Санникова» он сочинил три композиции — «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Последнее произведение было написано по заданию: заказчики хотели увидеть «песню о главном» — жизни, смерти, преодолении.
Вряд ли они предполагали стихи и музыку такой силы, с какой их создал Владимир Высоцкий. В итоге песня в фильме так и не прозвучала, да и Высоцкому с Мариной не было суждено в нем сыграть. Снимать актера не разрешили, и на его роль срочно пригласили Олега Даля. В 1976 году песня прозвучала в спектакле «Там, вдали» Московского
В Краснодаре прошел вечер памяти Владимира Высоцкого