Школьная форма будет светской и деловой.


Школьная форма… Именно ее возвращение в учебные заведения породило массу дискуссий. В соответствии с новым законом «Об образовании» требования к одежде учащихся устанавливает сама школа. На официальном сайте ведомства размещено письмо в регионы за подписью министра Дмитрия Ливанова. В нем - образец модельного нормативно-правового акта субъекта РФ о требованиях к школьной форме. Надо ли ждать возвращения с 1 сентября 2013 года коричневых платьев, белых фартуков и синих пиджаков? Давайте разберемся.

Школьная форма… Именно ее возвращение в учебные заведения породило массу дискуссий. В соответствии с новым законом «Об образовании» требования к одежде учащихся устанавливает сама школа. На официальном сайте ведомства размещено письмо в регионы за подписью министра Дмитрия Ливанова. В нем - образец модельного нормативно-правового акта субъекта РФ о требованиях к школьной форме. Надо ли ждать возвращения с 1 сентября 2013 года коричневых платьев, белых фартуков и синих пиджаков? Давайте разберемся.


Возврат в СССР?


Униформа присутствует везде - на работе, в медицине, армии... Но по непонятным причинам именно школьная форма вызывает у людей столько пререканий. Дискутируют уже достаточно давно, наверное, с тех самых времен, как канула в лету советская форма. Однако вряд ли эти дискуссии, к чему-то приведут. Тем более сейчас, когда вопрос уже решен – форме быть.

Очень хорошо помню школьную форму своего детства. Коричневое шерстяное платье с черным будничным фартуком и белым парадным. Многие противники введения школьной формы говорят, что она пережиток советского периода, когда любое выражение индивидуальности строго пресекалось, и сейчас, вводя ее вновь, можно навредить формирующейся личности. Говорят, что все были одинаковыми, серой массой. Могу с этим поспорить. Выделиться было легко, достаточно украсить кружевами фартук или еще подшить к форме оригинальный воротничок с манжетами, их регулярно подшивали вручную. Потом отпарывали, стирали, снова пришивали. На уроках труда девочек учили вязать крючком эти атрибуты формы. Помню, у меня был сногсшибательный кружевной воротничок, связанный своими руками. Фартук, украшенный кипой кружев ручной работы, тоже гарантированно привлекал внимание. Девочки носили еще белые гольфы. Кроме того, соревновались у кого гуще и длиннее коса. Банты! Огромные белые банты, а были и черные, и коричневые.

Трудности возникали только со стиркой шерстяного платья. Однажды я его постирала в горячей воде… оно село размера на два. Пришлось покупать новое платье, а это в те времена были неслыханные расходы. Чуть позже с класса восьмого девочкам разрешили носить темно-синий костюм тройку: пиджак, жилетка, юбка. В этом случае можно было выпендриться блузкой. Да и сам костюм выглядел элегантно.

У мальчиков форма была скучнее, темно-синие пиджак и брюки. На пиджаке нашивка на рукаве, изображающая раскрытую книгу. Ее, сделанную из какого-то прорезиненного материала, хулиганы исчеркивали ручками, что-то там рисовали, писали, выражая, вероятно, тем самым свой протест.

Но наступили 90-е, и форма оказалась забыта. Новой стране с ее свободой, индивидуальностью личности, сексуальной революцией, новыми проблемами форма оказалась ни к чему. В 96 году я пришла работать в школу. Было непривычно видеть разномастную детвору в классе. В моду тогда вошли ангоровые свитера, богато украшенные вышивкой и стразами, лосины безумных цветов, юбки плиссе разной длины, джинсы. Летом девчонки носили топы, шорты, оголяли пупки и не только. Старшеклассницы приходили в класс словно на подиум: каблуки 20 сантиметров, боевая раскраска и юбки, лишь чуть-чуть прикрывающие «пятую точку». Некоторые классы превратились в филиал публичного дома. Учителя старой закалки буквально сходили с ума. Представляете, если бы на тот момент кто-нибудь пришел в хиджабе…


Насмотрелись на пупки, хватит


Опомнились быстро… Уже к 99 году школы вернули форму не форму, но деловой стиль одежды: белый верх, темный низ. Это правило было зафиксировано в уставе школ. У нас на Кубани девочкам разрешали носить строгие сарафаны, юбки и белые блузки. Мальчикам - классические черные брюки, светлые рубашки, жилеты. Не принимали правила лишь отдельные супериндивиды, которые продолжали носить треники с вытянутыми коленками, дранные джинсы и бесформенные майки. Но с ними постоянно проводилась беседа, чаще всего оканчивающаяся примирением сторон. В эти же годы некоторые школы стали шить форму или ее элемент на заказ. Например, одинаковые жилетки с эмблемой учебного заведения.

Вот уже 50 лет в гимназии №36 форма обязательна. Красивые платья в горошек - визитная карточка учебного заведения. В 92 гимназии одинаковые жилетки с эмблемой, у девочек – юбки-шотландки в клеточку, для мальчиков - обязательно галстук.

Когда мой сын пошел в первый класс, то на родительском собрании решили пошить всем ребятишкам одинаковые жилетки в клеточку. Стоило это удовольствие рублей четыреста. Многим они были в пору до третьего класса, а кто вырос - покупали обычные темные жилетки, которых в магазинах и на рынках города предостаточно.

На Кубани обязательное введение школьной формы будет безболезненным. Практически во всех школах она существует более пяти лет. В 2009 году краевые власти даже устроили конкурсный показ школьных нарядов в спорткомплексе «Олимп». На суд публике представили тринадцать коллекций. В каждой из них еще по три – для учеников начальных, средних и старших классов. Местные дизайнеры корпели над костюмами несколько месяцев. Многие школы после этого показа заказали один из вариантов одежды.


На вкус и цвет…


Что касается закона об обязательной школьной форме, то он носит отчетливый добровольно-рекомендательный характер. Самостоятельное решение по этому поводу должен принять каждый субъект Федерации. Однако он определит только подход, а не форму или ее цвет. Такие детали, как модель, фасон, цвет будут решаться на уровне каждой отдельно взятой школы (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими). Главное, чтобы форма соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, принципам безопасности и носила деловой, а также, безусловно, светский характер. Введение формы призвано предупредить ситуацию, возникшую в Ставропольском крае, Татарстане, где девочки приходят в школу в хиджабах. Также министерство не рекомендует носить в школе одежду, обувь и аксессуары «с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение».

Есть и еще один значительный момент: цена. В среднем комплект школьной формы из трех вещей: юбка или брюки, блузка или рубашка и жилет из натуральных тканей стоит около четырех тысяч рублей. А тем временем, потратить на школьную форму для своего ребенка более полутора тысяч рублей, к сожалению, пока могут лишь 12 процентов населения. Поэтому решение о введении требований к одежде в школе должно приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. В некоторых регионах установлены различные механизмы финансовой поддержки как для отдельных категорий граждан по приобретению школьной одежды, так и для организаций, осуществляющих ее производство.

Модельер Вячеслав Зайцев недавно представил коллекцию школьной формы. Главная ее особенность — вариативность. В зависимости от материального состояния или желания родителей каждая семья может выбрать необходимые модели комплекта. Предположительная стоимость одного комплекта из пяти вещей будет варьироваться от трех до трех с половиной тысяч рублей. Цветовая гамма экспериментальной коллекции, представляющей форму для учеников с первого по четвертый класс, — серая, розовая, темно-синяя с вкраплениями красного. Планируется, что форма поступит в продажу уже к началу нового учебного года. В дальнейшем, по словам модельера, свои коррективы во внешний вид униформы смогут вносить и школы, изменяя отделку или элемент декора, или добавляя собственную нашивку. Однако вкус, уверен модельер, должен прививаться детям с малых лет. А для его формирования нет ничего страшнее хаоса, творящегося в учебных заведениях сейчас.

Комментарий начальника управления общего и дошкольного образования краевого министерства образования и науки Елены Воробьевой:

- Нужно разграничивать «введение школьной формы» и «введение единых требований к школьной форме». В первом варианте - это всех без исключения нужно было бы одеть в одинаковую форму, как, например, в армии. Во втором случае - на сайте министерства размещен модельный нормативно-правовой акт о требованиях к школьной форме, который дает рекомендации, какого направления придерживаться. Она должна соответствовать «общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер», а также «соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении». Вопрос школьной формы разумен и реален и лучше обсуждать его на родительских собраниях, прислушиваться к мнению детей. То есть коллегиально договориться какая форма подойдет классу, также обсудить вопросы о цене. Допустим, решили шить только юбочки, а блузки есть в гардеробе у каждой девочки – это одна цена. Если решают шить платья, пиджаки – это уже другая цена. На Кубани в большинстве школ давно существует определенные требования к школьной форме, поэтому нынешний переход будет безболезненным.

Кира Аксенова, учитель русского языка и литературы, школа №80, Краснодар:

– По-моему, школьная форма необходима. Во-первых, она организует учеников, дисциплинирует их. А во-вторых, нормализует отношения между детьми. Иначе ведь как? Одна мама может своему ребенку дорогую одежду покупать, а другая – нет.

В нашей школе единообразной формы придерживается «началка». На родительском собрании в начале учебного года решают какую форму будут носить дети. В основном заказывают одинаковые жилетки, сарафаны или юбки для девочек. Среднее и старшее звено придерживаются делового стиля: светлый верх, темный низ. У нас разрешают носить старшеклассникам классические темные джинсы, брюки.

Кроме того, я за деловой дресс-код для учителей.

Людмила Дерявко, мама пятиклассника Степана и девятиклассницы Екатерины, 92 гимназия, Краснодар:

- Считаю, что школьная форма нужна по многим причинам. Во-первых, она в какой-то степени нивелирует разницу в доходах родителей разных учеников, и ребята чувствуют себя в равном положении. Во-вторых, она приучает к корпоративной культуре, - например, наши ученики гордятся, что носят жилетки с эмблемой школы. В-третьих, таким образом дети на практике понимают что такое офисный дресс-код, и чем одежда для занятий, работы отличается от дискотечных нарядов. И в-четвертых, это очень удобно, не болит голова, во что одеть ребенка утром. Кроме того, с эстетической точки зрения, приятно смотреть на класс: опрятные, подтянутые. Форма дисциплинирует.

Лариса Ярмолович, мама одиннадцатиклассника Виктора, школа №72, Краснодар:

- Я отношусь положительно к введению школьной формы. Нужно, например, обязать производителей использовать качественные полушерстяные ткани. Мало того, что они комфортные, так еще и очень ноские и долговечные. Ну и что касается фасонов, то как-то нужно их унифицировать. Потому что наверняка сейчас, на фоне такого увеличения заказав на школьную форму, многие дизайнеры будут тешить свое тщеславие. Я же считаю, что ученикам не нужны никакие изыски, невероятные аксессуары и прочие креативы. Чем проще — тем лучше. Но при этом, конечно же, форма должна быть элегантной.

Ну и, конечно, же спросим мнения детей:

Яна Жукова, 8 класс, 82 школа:

- Мне очень хочется, чтобы у нашей школы была своя, собственная, уникальная форма. Сходство с японскими школами привлекает меня как япониста. Все будут такие миленькие…. Кроме того, возвращаясь со школы, все видели, что идут ученики, была бы была бы такая дружная школьная семья.

Анастасия Перова, 11 класс, 63 школа:

- Я против одинаковой однообразной формы в школах. Не секрет, что одно из главных желаний человека – нравиться окружающим. Для детей это один из способов самовыражения и самоутверждения. Мы хотим нравиться не только родителям, но и посторонним людям, друзьям, знакомым, а самое главное, самому себе. Уверенность в себе помогает нам вырасти не только раскрепощенным, смелым и открытым для общения, но и стать добрее.


Немного об истории вопроса:

Как у нас?


В России история школьной формы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена.

В 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму, школьная форма снова стала обязательной. Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.


А как у них?


Самая большая европейская страна, в которой существует школьная форма, – Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге. Здесь у каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. В США, Канаде, Бельгии и Японии большинство частных школ также имеют свою форму. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма - эталон подростковой моды для всего мира. В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.

А вот в Германии форма не обязательна, хотя ведутся дебаты о ее введении. Во Франции единая школьная форма отменена в 1968 году, в Польше – в 1988 году.


Инна Мочалова.